Функции мифов в культуре первобытных народов презентация. Первобытная культура-презентация по мхк. Пещера Шове. Франция. Верхний палеолит

Cлайд 1

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Cлайд 2

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

Cлайд 3

Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

Cлайд 4

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Cлайд 5

Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Cлайд 6

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Cлайд 7

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Cлайд 8

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Cлайд 9

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Cлайд 10

Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

Cлайд 11

ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

Cлайд 12

Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

Cлайд 13

Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

Cлайд 14

КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

Cлайд 15

В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

Cлайд 16

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

Cлайд 17

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Первобытная культура

Учитель МХК

Кайгородова Наталья Евгеньевна



Первобытная культура изучается археологией,

традиционная – этнографией.

Все, что мы точно знаем о первобытной культуре, связано только с сохранившимися материальными предметами: орудиями труда, постройками, захоронениями и т.д. (артефактами).


В эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры:

религиозные представления и мифология

музыка

танцы

театрализованные действия

архитектура

изобразительное искусство.


Периодизация первобытной культуры

Палеолит (древний каменный век: палео – древний, лит – камень) – от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры;

палеолит делится еще на древний (или нижний),

средний и верхний (или поздний) палеолит;

В эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство – скульптура и живопись.


Мезолит (средний каменный век) – от XII-X до YIII тыс. до н.э.;

В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.


Неолит (новый каменный век) – от VII и до III тыс. до н.э.

совершенствуются орудия труда, усложняются похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появляются первые транспортные средства - лодка и лыжи, возникает керамика и ткачество, но главное - это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.


Бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.),

Железный век. начало I-го тыс. до н.э.


Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций.

Но и после возникновения на земле цивилизации у многих народов вплоть до наших дней – продолжала существовать культура первобытного типа. Такую культуру принято называть традиционной


На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры:

  • синкретизм
  • антропоморфизм
  • традиционность
  • социальное равенство.

Синкретизм

первобытной культуры означает неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям.


Синкретизм проявлялся в следующих формах:

Синкретизм общества и природы .

Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода.


Синкретизм различных сфер культуры .

Искусство, религия, медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта.


Синкретизм как принцип мышления .

В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление наблюдаемого и воображаемого; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой.


Антропоморфизм (от греч. антропос - человек, морфэ - форма) наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.


Традиционализм.

В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.


НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.


Первобытная архитектура

В жизни человечества палеолит считается самым длительным периодом. Эта эпоха представляет большой интерес, так как именно тогда произошло очень много явлений, которые повлияли на развитие человеческого общества в целом.

В эту эпоху начинают складывать зачатки архитектуры. Было это 2,5 млн. лет назад. Жилища в то время были низкими и на треть были углублены в землю. Эти постройки имели куполообразную форму с длинными входами - туннелями. В качестве основного материала для строительства служили кости крупных животных.

Палеолит был ледниковым периодом.


Одними из древнейших видов каменных построек являются сооружения, сложенные из крупных ка­менных глыб или плит, называемые мегалитическими (от греческого мегас - большой, литое - камень). К числу их принадлежат: менгиры, дольмены и кром­лехи .


Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40т.

Менгир- вертикально стоящий, грубо обработанный камень. Их устанавливали как одиночно, так и группами.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн).

Предполагают что ими отмечали место захоронения значительных лиц - родоначальников или вождей племен.



Кромлех - кольцеобразное ограждение из одного или нескольких рядов менгиров.

К большим кромлехам ведут обычно аллеи камней. Крупнейший и наи­более сложный из кромлехов - это так называемый Стонхендж. Стонхендж имеет некоторое художественное значение, он обладает геометрической правильностью построения и крупным масшта­бом огромных хорошо обработанных каменных столбов и объединя­ющих каждую пару столбов, уложенных на них каменных балок. Кром­лехи уже имели культовое назначение, вероятно, являясь местом пок­лонения ежегодно возрождающейся силе солнца.


Мифология

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.


Домашнее заадние

  • В рабочей тетради записать категории мифов.
  • Повторить конспект.

Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

«Первобытная культура» – презентация по мхк, которая познакомит с художественной культурой наших далёких предков, с истоками живописи, скульптуры, архитектуры. Будет полезна также преподавателям истории и всем, интересующимся историей и искусством.

Первобытная культура

«Кто не видит вещим оком глуби трёх тысячелетий, тот в невежестве глубоком день за днём живёт на свете».

Вольфганг фон Гёте

После того, как ребята познакомились с основными понятиями, связанными с художественной культурой и различными видами искусства, пришло время начать изучение истории . А история эта начинается в эпоху первобытности, точнее, в верхнем палеолите. Именно к этому далёкому времени относятся потрясающие росписи в пещерах Испании, Франции, России, образцы мобильного искусства: Венеры палеолитические, резьба по кости. Занимаясь изучением первобытной культуры , мы лучше можем понять культуру 21 века. Об этапах и особенностях первобытной культуры рассказывает предлагаемая презентация.

Презентация призвана помочь учителю донести до ребят основную идею: первобытная культура синкретична. То, что мы называем искусством, для наших предков было лишь частью магического ритуала, призванного помочь в успешной охоте или другом виде трудовой деятельности. Шли годы, столетия, тысячелетия, менялись условия жизни первобытного человека, менялись, соответственно, и формы искусства (в своей презентации я постаралась проиллюстрировать эти перемены), но главное оставалось неизменным: связь искусства, труда и магии, то-есть синкретизм первобытной культуры. Об огромном значении магии и религии для культуры первобытного общества расскажет моя презентация

Первобытное искусство зарождалось,прежде всего, как неотъемлемая часть жизни первобытного общества, неотрывная часть природы. Основой были различные культы

(культ охоты, плодородия и другие). История открытия Альтамирской пещеры. Этапы развития первобытного искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытное искусство. Заря творчества человека. Шайхиева Надежда Ивановна, учитель изобразительного искусства высшей категории МОБУ СОШ№3 им.Ю.Гагарина г.Таганрога Ростовской области

Где Вы, о древние народы! Ваш мир был Храмом всех богов Вы книгу матери – природы Читали ясно без очков! Ф.И.Тютчев.

Историю мировой культуры принято делить по эпохам. 1.Эпоха палеолита (« палео »- древний, « литос » – камень) – древний каменный век: 2. Эпоха мезолита (средний каменный век 10 – 6 тыс. лет до н.э.) 3 Эпоха неолита (новый каменный век 6 -4 тыс. лет до н.э.) 4. Эпоха энеолита (медный век 4 -3 тыс. лет до н.э.)

Первобытная культура. История первобытности началась с появления первых людей на Земле. Они сделали много открытий: Научились добывать огонь; Обрабатывать камень; Выращивать хлеб; Строить жилище; Шить одежду; Лепить глиняную посуду; Плести и ткать.

Первобытная эпоха была самым длинным периодом в истории человечества. Африка Австралия Для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней.

Как давно зародилось искусство? Ответить на этот вопрос помогают науки, изучающие историю культуры Археология Этнография Лингвистика

Археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов – найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков.

Альтамирская пещера в Испании (23 изображения) .

История открытия пещеры(1868 г.). Марселино Санс де Саутуола - Первооткрыватель пещерного искусства Мария (дочь М. де Саутуола) в восьмилетнем возрасте

Рисунки в пещере Альтамира Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской.

Изображения были выполнены твердой рукой древнего художника. Тон, оттенки и плотность краски от места к месту менялись, что придавало рисункам рельефность.

Достижения культуры первобытного общества. Периоды Материальная культура Искусство 1. Средний палеолит Искусственное добывание огня; составные орудия. 2. Верхний палеолит Плетение; создание осветительных устройств; средств передвижения по воде. Наскальная живопись (животные); скульптурное изображение человека. 3. Мезолит 4. Неолит 5. Энеолит

В ывод: первобытное искусство зарождалось, прежде всего, как неотъемлемая часть жизни первобытного общества, неотрыв н ая часть природы. О сновой были различные культы (культ охоты, плодородия и другие), и только в последствии искусство начало принимать те формы и те образы, которые мы можем наблюдать сегодня. Образцы наскальной живописи эпохи палеолита

http://www.worldsculture.ru/pervobitnaya-kultura/pervobitnaya-kultura.html А. Н. Муравьеву (1821) Книга: Федор Иванович Тютчев, Сочинения в двух томах. Год издания: 1980 г. Издатель: Правда А. Н. Муравьеву (1821) http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/peshera_altamira/altmira.htm http://www.artprojekt.ru/gallery/primitive/06.html http://www.artprojekt.ru/Civilization/091.html http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/altamira.html http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/agestone/paleo/HistoryArt-Paleo.html


Слайды и текст этой презентации

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО
ОБЩЕСТВАПервобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день.
Познать первобытную культуру нам помогают три науки:
археология (на основании материальных остатков деятельности человека),
этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и
лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)-
В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.)
и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).
В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.).

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья…
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.
ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.
В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.
Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды.РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Что же представляло собой искусство на заре человечества?
Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».

Самый древний вид петроглифов «макароны».

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.

В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.

ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА.

К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
ИСПАНИЯ. Палеолит.Бизон и лань.
Рисунок глиной и углем

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.
Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Слайд №10

Особенности живописи палеолита

Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
Передаётся динамика движения.
- в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
- в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
- использование широкой палитры красок
- Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

Слайд №11

ПЕЩЕРА ЛЯСКО
ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

Слайд №12

Ротонда с быками

Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

Слайд №13

Ротонда с быками
Самое просторное верхнее
помещение пещеры.
Рисунки на стенах
изображают купных рогатых
животных: быков,
антилоп Гну.

Слайд №14

Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

Слайд №15

В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

Слайд №16

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

Слайд №17

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ.
Верхний палеолит.Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем.
Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.