Краткие биографические справки э шпрангер. Э. Шпрангер и его персоналистический подход. Последние годы жизни

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин – 17.9.1963, Тюбинген) — немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он — преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. — профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. — профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936–1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В. Дильтея „наук о духе“, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях.
Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие „понимающей психологии“. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, — понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, „Формы жизни“ („Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie“, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. „Хрестоматия по истории психологии“, М., 1980, с. 286–300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: „Психология личности. Тексты“, М., 1982, с. 55–59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.
Основной задачей духовно–научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение „форм жизни“. Таких основных идеальных типов индивидуальности , обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность , обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая–то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом , П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.
Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: „Psychologie des Jugendalters“, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: „Педология юности“, М.–Л., 1931.

Эдуард Шпрангер (нем. Eduard Spranger; 27 июня 1882, Берлин - 17 сентября 1963, Тюбинген) - немецкий философ-идеалист, психолог, педагог; в разные годы - профессор университетов Берлина, Лейпцига, Тюбингена.

Э. Шпрангер обосновывал идеи философии жизни и философии культуры, в частности с помощью «понимающей психологии», основывающейся на принципах «наук о духе», выведенных Вильгельмом Дильтеем, и положениях учения о ценностях, разработанных Генрихом Риккертом.

Биография

Детство и юность

Э. Шпрангер родился 27-го июня 1882 года в Берлине в семье владельца магазина игрушек Карла Франца Адальберга Шпрангера (1829-1922) и Генриетты Берты Шёнебек (1847-1909), продавщицы этого магазина. Бракосочетание состоялось лишь в 1884 году, однако Шпрангер-старший признал и документально подтвердил своё отцовство.

Когда Э. Шпрангеру исполнилось шесть лет, родители устроили его в реальную гимназию. Э. Шпрангер отлично учился, поэтому в двенадцать лет при поддержке одного из своих преподавателей он был переведен в гимназию «у Серого монастыря» - одну из старейших и престижных гимназий Берлина, которую окончил в 1900 году.

Образование

Поначалу Э. Шпрангер рассматривал возможность получения музыкального образования, однако в итоге его выбор пал на философию, и он поступил в Берлинский университет, где также изучал психологию, педагогику, историю, экономику, право, филологию и теорию музыки. Среди его преподавателей были Фридрих Паульсен, Вильгельм Дильтей, Эрих Шмидт и Отто Хинце.

Первая попытка Э. Шпрангера защитить докторскую диссертацию в 1901 году, когда его научным руководителем выступил В. Дильтей, предложивший ему в качестве темы квалификационной работы «Историю развития Фридриха Генриха Якоби», оказалась неудачной. Однако в 1905 году, уже под руководством Ф. Паульсена и К.Штумпфа, Э. Шпрангер, получил докторскую степень, защитив диссертацию на самостоятельно избранную им тему «Гносеологические и психологические основы истории».

Во время своего обучения в Берлинском университете Э. Шпрангер познакомился с Катариной Хендлих, с которой он активно вёл переписку в течение всей жизни.

Преподавательская деятельность

Эдуард Шпрангер

С 1909 года Э. Шпрангер преподавал философию в Берлинском университете. В 1911 - 1920 годы был профессором Лейпцигского университета, а с 1920 по 1944 год - профессором Берлинского университета. Между 1936 и 1939 годами читал гостевые лекции в Японии. В 1944 году Э. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 году он был назначен ректором Берлинского университета. С 1946 года до своей отставки в 1953 году работал в качестве профессора Университета Тюбингена.

Награды и премии

В 1952 году Э. Шпрангер был удостоен ордена «За заслуги в области науки и искусства».

Последние годы жизни

В 1960 году скончалась Катарина Хендлих, близкий друг Э. Шпрангера, а в 1963 году - его супруга Сюзанна. Э. Шпрангер умер спустя пять месяцев после её кончины и был похоронен рядом с ней на городском кладбище Тюбингена.

Философия

Философские взгляды Э. Шпрангера сложились под влиянием идей Вильгельма Дильтея и философии жизни, а также учения о ценностях Генриха Риккерта. В основном философском сочинении «Формы жизни» Э. Шпрангер развивал идеи целостной, или «структурной» психологии, которую он - в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе» - противополагал естественнонаучной «психологии элементов».

Психология как наука о духе

Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». Понимающая психология рассматривает душевный процесс как некую целостность в его смысловых связях, то есть в его включенности в определенное содержание культуры. В основном своем труде, «Формы жизни», Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии.

(27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог.

Биография.

Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.

Исследования.

Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931.

Сочинения.

Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905;

Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929; Volk, Staat, Erziehung. 1930; Weltfrommigkeit. 1940; Lebensfuhrung. 1947; Die Magie der Seele, Tubingen. 1947; Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher. 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974. Литература.

Croner E.E. Spranger. B., 1933;

Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948.

Эдуард Шпрангер

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27 июня 1882, Рущук, Австро-Венгрия, ныне Русса, Болгария - 17 сентября 1963, Лондон) - немецкий философ, психолог и педагог. С 1912 - профессор в Лейпциге, с 1920 - в Берлине, с 1946 - в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея , испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей Боденской школы неокантианства .

В своем главном труде - «Жизненные формы» (Lebensformen, 1921) - Шпрангер выделил шесть главных культурно-психологических типов («жизненных форм»), каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения. «Экономический» человек - тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность; все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. «Эстетический» человек - тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Его специфическая форма мотивации - «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм. Для «социального» человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. «Властный» человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека - это стремление преобладать над другими; все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое для него - лишь звено в цепи средств для достижения власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. «Религиозный» человек тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего ценностного переживания, приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение.

Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности, Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. Идея жизненных форм сочетается у Шпрангера с понимающей психологией в духе Дильтея: душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Однако надындивидуальные целостные «структуры», в которые включены индивиды (одной из таких структур является общество), остаются для нас непознаваемыми в их подлинном существе. «Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общественные структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию» (Lebensformen. Halle, 1921, S. 57). А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов - жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм носит окончательный характер - над ними нет никакой высшей познавательной инстанции. Отсюда враждебное отношение Шпрангера к социологии как науке, организованной по модели естественных наук: она не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По Шпрангеру, альфа и омега культуры - индивидуальность, а человек - это носитель духа. Такая позиция стала основой той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

Л. Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 395.

Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882-1963)- немецкий философ, психолог и педагог. Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора Университета Тюбингена. Исследования. Сторонник метода В. Дильтея, основанного на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, «Формы жизни» (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914; в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты. М., 1982), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности); экономическая (материальные блага, полезность); эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению); социальная (обще-ственная деятельность, обращенность к чужой жизни); политическая (власть как ценность); религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая- то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Оллпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности (Psychologie des Jugendalters. Leipzig, 1924, в рус. пер.: Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.; Л., 1931). Здесь были описаны три типа личности на стадии юности, которая характеризуется целостным усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни: с резкими и бурными изменениями, с появлением внешних и внутренних конфликтов, когда происходит ломка или кардинальное изменение личности; с плавным и постепенным переходом, без заметных изменений в личности самого индивида; с сильным и быстрым процессом перестройки, но без внутренних конфликтов, когда подросток обладает силой, чтобы справиться с возникающими трудностями ради своего будущего.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 678-679.

Сочинения: Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft, 1905; Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissen- schaftlichen Psychologie, 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl. Berlin, 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl, 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissen- schaften, 1929; Volk, Staat, Erziehung, 1930; Weltfrommigkeit, 1940; Lebensfuhrung, 1947; Die Magie der Seele, Tubingen, 1947; Gothes Weltan-schauung. 4 Aufl. Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl. Stuttgart, 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher, 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl. Heidelberg, 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl. Heidelberg, 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974.

Литература: Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948; Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Kultur und Erziehung. Lpz., 1919;

Goethe und die Metamorphose des Menschen. Weimar, 1924;

Psychologie des Jugendalters. Halle, 1924;

Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls. Lpz., 1926; V

olk, Staat und Erziehung. Lpz., 1932;

Entwicklungspsychologie. В., 1942;

Kulturpathologie. Tub., 1947;

Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttg., 1948;

Два вида психологии,- В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Литература:

Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948;

Ярошевский M. Г . История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 3 марта 2017; проверки требуют.

Э. Шпрангер обосновывал идеи философии жизни и философии культуры , в частности с помощью «понимающей психологии », основывающейся на принципах «наук о духе», выведенных Вильгельмом Дильтеем , и положениях учения о ценностях , разработанных Генрихом Риккертом .

Поначалу Э. Шпрангер рассматривал возможность получения музыкального образования, однако в итоге его выбор пал на философию, и он поступил в Берлинский университет , где также изучал психологию, педагогику, историю, экономику, право, филологию и теорию музыки. Среди его преподавателей были Фридрих Паульсен , Вильгельм Дильтей , Эрих Шмидт и Отто Хинце .

Первая попытка Э. Шпрангера защитить докторскую диссертацию в 1901 году , когда его научным руководителем выступил В. Дильтей, предложивший ему в качестве темы квалификационной работы «Историю развития Фридриха Генриха Якоби », оказалась неудачной. Однако в 1905 году , уже под руководством Ф. Паульсена и К.Штумпфа , Э. Шпрангер, получил докторскую степень , защитив диссертацию на самостоятельно избранную им тему «Гносеологические и психологические основы истории».

Во время своего обучения в Берлинском университете Э. Шпрангер познакомился с Катариной Хендлих, с которой он активно вёл переписку в течение всей жизни.

В 1960 году скончалась Катарина Хендлих, близкий друг Э. Шпрангера, а в 1963 году - его супруга Сюзанна. Э. Шпрангер умер спустя пять месяцев после её кончины и был похоронен рядом с ней на городском кладбище Тюбингена.

Философские взгляды Э. Шпрангера сложились под влиянием идей Вильгельма Дильтея и философии жизни , а также учения о ценностях Генриха Риккерта . В основном философском сочинении «Формы жизни» Э. Шпрангер развивал идеи целостной, или «структурной» психологии, которую он - в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе» - противополагал естественнонаучной «психологии элементов».

Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии ». Понимающая психология рассматривает душевный процесс как некую целостность в его смысловых связях, то есть в его включенности в определенное содержание культуры. В основном своем труде, «Формы жизни», Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии.

Основной задачей духовно-научной психологии как одной из «наук о духе» является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Э. Шпрангера обозначение «жизненных форм».

Исходным принципом психологии, по мнению Э. Шпрангера, является понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Вслед за В. Дильтеем Э. Шпрангер считает, что душа есть

Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система.

Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное

В свою очередь, объективное Э. Шпрангер выводит из «жизненности», которая выступает в виде «структур» или даже «организмов». Одной из таких структур является общество - надындивидуальная целостность, в которую включены индивидуумы.

Но как общество, так и другие структуры и организмы, действующие в пространстве и времени, непознаваемы для нас в их подлинном строении.

Единственным путём познания любых духовных форм Э. Шпрангер считал постижение индивидуальной структуры духа. Он полагал, что, даже рассматривая общественные группы как сверхиндивидуальные формы, невозможно понять их смысл иначе как через схему духовной индивидуальности. А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм и есть окончательное восприятие и познание. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции.

Основываясь на этих рассуждениях, Э. Шпрангер пришёл к выводу, что социология как социальная наука, организованная по модели естествественных наук, не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По его мнению, альфа и омега культуры - индивидуальность, человек - носитель духа, а для социологии конкретный человек не существует. По этой причине Э. Шпрангер призывал освободиться от «социологической иллюзии», и в своей враждебности по отношению к социологии был близок к своему учителю В. Дильтею. Хотя он признавал неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводил не формам общественных отношений, а

Так как отношение между социально-общинной жизнью и культурой разорвано, оформление и развитие культуры - долг индивидов, которые, в свою очередь, перелагают его на государство, которое и оказывается, в конечном счете, инстанцией, связующей индивидуальные, то есть внутрикультурные целостности в надындивидуальные, объективные культурные единства. Эта позиция стала, в частности, теоретическим основанием той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

В своем главном труде «Жизненные формы» Э. Шпрангер развил культурфилософскую интерпретацию основных типов человеческого существования. Эти типы, или жизненные формы, представляют собой исторически инвариантные структуры, остающиеся самотождественными в многообразии и изменчивости жизни и соединяющие индивидуальные душевные целостности с надындивидуальными духовными образованиями.

По мнению Э. Шпрангера, понимание индивида возможно на основе его отношения к историческому окружению - явлениям культуры. Выделяя шесть основных человеческих ценностей, он развивал представления о шести жизненных формах, или культурно-психологических типах , каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д.

Э. Шпрангер полагал, что в каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать.

В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.

Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребёнка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности.

Созданная Э. Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами для анализа жизненных стилей личностей и групп. На основе типологии Г. Олпортом , П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. Боннстеттер , глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (- Personal Interests, Attitudes & Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников.