Краткий обзор учения пифагорейской школы. Пифагорейские учения Понятие числа и гармонии в пифагорейской школе

Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Так же мало (и часто спорных) сведений сохранилось о жизни и деятельности этой школы – Пифагора.

Согласно большинству сведений, Пифагор проис­ходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) – 500 гг. до н. э.

Пифагор был приблизительно современником Анаксимандра и Анаксимена. Подобно Фалесу, он предпринимает путешествие в Египет, где знакомится с достижениями в математике и астрономии, с фи­лософскими и религиозными идеями, в значительной степени повлиявшими па его философские и рели­гиозные взгляды.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О при­роде». Ему приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руко­водителя школы.

Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Считается, что Пифа­гор первым обосновал, что в прямоугольном треу­гольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора). В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались мате­матикой, он идет дальше решения геометрических задач, которыми занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейс­кая школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорей­цы решают многие геометрические задачи того вре­мени. Изучение зависимости между числами, и в част­ности между рядами чисел, требовало весьма разви­того уровня абстрактного мышления, и этот факт от­разился на философских взглядах Пифагора. Инте­рес, с которым он и его последователи изучали ха­рактер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Пифагор считал, что начало всего – единица ; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плос­кие фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них – чувственно воспринимаемые тела, в которых че­тыре основы – огонь, вода, земля и воздух; пере­мещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон.

Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифмети­ческого ряда – единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последо­вательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространст­венная фигура). Сумма этих основных числе дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почтибожественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, – такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный спекулятивный характер. Этот факт отмечает и Гегель. Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собст­венно, исторически первой попыткой (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постиже­ния количественной стороны мира.

Стихийный материализм Анаксагора и его последо­вателей явился важным шагом вперед по сравнению с материализмом ионийских философов и метафизиче­ским материализмом элеатов. На его, по сути, дуали­стическую концепцию опираются как материалисты, так и идеалисты. Таким образом, его воззрение на мате­риальный мир подготовило почву атомизма Лев­киппа и Демокрита.

Гомеомерии Анаксагора можно считать началом перехода от материализма ионических философов к позднейшему атомизму – вершине досократического философского мышления и вершине античного мате­риализма вообще, наиболее выдающимися предста­вителями которого являются Левкипп и Демокрит.

Еще одной философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений.

Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 вв. значительную эволюцию. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с невыделившимися из общего его состава научными представлениями.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы.

Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией.

С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии — элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата.

В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрических задач, которыми занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорейцы решают многие геометрические задачи того времени.

Изучение зависимости между числами, и в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Гегель в «Истории философии» следующим образом интерпретирует основные принципы пифагорейского учения: «...первым простым понятием является единица... не дискретная, множественная арифметическая единица, а тождество как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность» 69. «За единицей следует противоположность, двоица... различие, особенное» 70.

Из этих принципов возникают либо, точнее будет сказано, к этим принципам редуцируются все остальные числа. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда — единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространственная фигура).

Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, — такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собственно, исторически первой попыткой (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. В частности, в области геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является в значительной степени наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным.

Арифметизация геометрии означает выражение пространственных отношений в «чистых» числах и делает возможным их постепенное отторжение от отношений в объективной реальности, которую они, собственно, представляют. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистическому объяснению действительности.

Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. По учению Пифагора, мир — живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Пифагорейский подход к религии заметно отличается от тогдашней греческой традиции. Пифагорейский подход испытывает влияние элементов персидской и индийской мистики. Он в определенной степени является освящением классовой исключительности (которая приобретает почти кастовый характер). Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам.

Ученики Пифагора

Пифагорейство в той или иной форме существовало вплоть до III столетия н. э. Ближе всего к учению Пифагора стояли старшие пифагорейцы, среди которых было много прямых учеников Пифагора. Самым видным из них был Алкмеон из Кротона. Время его деятельности приходится где-то на первую половину V столетия" до н. э.

В сущности, в своих философских взглядах он был верен пифагорейским принципам. Основной сферой интересов Алкмеона была медицина. О нем известно, что он «первый отважился на вскрытие». Важнейшим из его медицинских и физиологических познаний является осознание взаимосвязи органов чувств и мозга.

В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников — милетцев, — выступают отмеченные Энгельсом характерные для первого периода древнегреческой философии зародыши будущих разногласий. Впоследствии все усиливаясь, эти разногласия приведут к возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейся в дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.

К старшему поколению пифагорейцев принадлежат, по Диогену Лаэртскому, еще Эпихарм (550— 460 до н.э.) и Архит (ок. V в. до н.э.). К младшему поколению — Гипиас (середина V—IV в. до н.э.), Филолай (ок. 440 до н. э.) и Эвдокс (ок. 407—357 до н.э.). После изгнания из Кротона пифагорейцы разошлись по греческим городам и колониям. Некоторые из них нашли убежище в Академии Платона в Афинах.

Пифагореизм – еще одно из течений древнегреческой философии, нареченное именем своего родоначальника, философа, ученого и выдающегося мыслителя . (VI-IV вв. до н. э)

Учения пифагорейцев, как и многие другие течения в философии древней Греции (и в особенности их основатели), вероятно, не имея, а может и имея притязания на политическую, социальную и социо-культурную власть, зачастую сильно не нравились лицам, стоявшим у рычагов власти в то время. В связи с этим, многим выдающимся философам и мудрецам, за которыми шел народ приходилось бежать с собственной земли и скрываться от суда, или же от смерти. (Сократа постигла подобная участь, но не бежал).

Философия Пифагора


Пифагор стал первым, кто назвал себя философом. Само слово «философия» — это нововведение Пифагора. Так же он определял вселенную как прекрасный порядок. Предмет учения Пифагора строился в основном на числах, философ считал, что все состоит из гармонии чисел. Пифагор дополнил апейрон Анаксимандра и геометризировал физический мир, тем самым положив начало аналитической геометрии. Зарождение пифагорейской школы связано с приездом Пифагора в Кротон (около 532 г. до н. э.), где он основал политическое сообщество (гетерию), которая и стала впоследствии ядром философской и научной школы.

Философия пифагореизма

Историю философии пифагореизма делят на два этапа:

  • Ранний — от основания сообщества до Филолая (ок. 530-430)
  • Поздний — от Филолая до исчезновения школы (ок. 430-330)

Предстаителей, согласно списку составленному Аристоксеном, всего 218 человек. В основном это были члены гетерий и приверженцы особого образа жизни, некоторые занимались наукой и философией.

Ранняя школа: врач Демокед, Аякмеон, Бронтин (адресат книги Алкмеона), Гиппас, учитель Парменида Аминий, натурфилософ и ботаник Менестор из Сибариса, Гиптт., математик Феодор из Кирены.

Поздняя школа: Филолай и Лисид (учитель полководца Эпаминонда) жили в Фивах; последователями Филолая были Симмий

Пифагорейцы придерживались веры в переселение душ. Так же они считали, что душа дуалистична и имеет мужское и женское начала.

Пифагорейцы уже говорили о дуалистичности своего учения, делящегося на две противоположности: предел и беспредельное. Они отрицали возможность беспредельного как общего и единого начала всех вещей, в соответствии с их мышлением, что не давало бы места пределу. Предел и беспредельное тесно связаны и взаимозависимы друг от друга. «…Природа слажена из беспредельных и определяющих начал…» — утверждает яркий представитель школы пифагорейцев Филолай.

Пифагор и пифагорейцы поставили математическую науку на ноги, выдвигая и определяя ее на первый план. Был заложен значимый фундамент в науку, развитый в последствии другими мыслителями. Через числа пифагорейцы определяли все: музыку, космос и даже душу человека.

Гармония мира, присутствующая во всем живом и сущем представляется законом всего мироздания, и является множественностью в единстве и единством во множестве. На вопрос, как мыслится истина, и мыслится ли вообще – отвечает число. Число как мера всего.

Для людей ныне эта мера является лишь количественным значением, а для учения пифагорейцев это значение играет роль силы передвигающей единицы целого и сообщающей ему определенные свойства. Например, один – причина единения, два – причина раздвоения, и т. д.

Мир, как колеблющаяся сфера в беспредельности. Единство, возникая из ничего, притягивает к себе близлежащие стороны беспредельности, занося их в категорию предела. Когда стороны беспредельного появляются в полноте единства, в единстве образуется пустота, дробящая первоначальную категорию единства на различного рода части.

Но имеют место быть и иные учения взятые с определенного ракурса и озвученные Парменидом и Зеноном, относительно космологии пифагорейцев. и Зенон возводили единое в более высокую степень, с посредственным функционалом, определяющим и наиболее выделяющимся по функционалу бытием. То есть у представителей на этот счет более централизованная точка зрения на это самое единое начало.

Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества.

Школа была основана Пифагором(род. 580— 570 гг. до н. э.— ум. в конце V в. до п. э.). До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение — религиозно-нравственная реформа общества. «Пифагор» - не имя, а прозвище, означающее «убеждающий речью».

По свидетельству древнегреческого историка философии Диогена Лаэртского, в результате первой же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали школу. Они создали «государство» - «Великая Греция». В основу школы были положены законы и правила учителя Пифагора. Школа Пифагорапережила девять поколений.

В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой).

Пифагор был первым, кто назвал философию этим именем, началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил он, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой малой и кончая самой великой.

В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию.

В среднем в школе Пифагора учились одновременно 235 учеников (217 мужчин и 18 женщин). Пифагор очень ценил добродетель посвященной женщины, но с недоверием относился к женщине обыкновенной, Одному ученику, который спрашивал Пифагора, когда же ему можно будет приблизиться к женщине, он отвечал: «Когда тебя утомит твой покой». Умеренный обед учащихся в школе состоял, как правило, из хлеба, меда и олив.

Много интересных легенд сохранилось о школе философов. Человек, стремящийся попасть в ученики, проходил испытания. (Испытания были довольно суровыми. К примеру, предстояло провести ночь в пещере, куда «являлись» чудовища и привидения. Или: ученика заключали в келью, давали доску и требовали найти смысл одного из пифагорейских символов. Следовало объяснить: «Что означает треугольник, вписанный в круг?» Человек проводил 12 часов наедине с этой задачей, имея кружку воды и кусок хлеба; затем его вводили в залу собраний, где были в сборе все ученики, которые должны были провоцировать его па негодование — смеяться и т. п.— а он — показать свой разум и воздержанность; многие плакали, грубили, бросали доску, бранили школу и т. п.; тогда выходил Пифагор и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен и принят ли в школу).

Пифагорейская школа была своего рода политическим клубом и дружеской общиной. Философия была здесь основным занятием. И она воспринималась как особый, отличный от обыденного, образ жизни. Те, кто желал войти в этот союз, проходили трехлетний испытательный срок. До наших дней сохранилось выражение «пифагорейское пятилетнее молчание«. Эта мыслеформа означала испытание выдержкой для тех, кто не был слишком усердным в учебе. Молчание, ограниченное коротким промежутком времени, считалось необходимым для людей серьезных. Но болтунов карали своего рода изгнанием сроком до пяти лет. Эта практика и вошла в историю философии под названием «пифагорово молчание«. Пифагор полагал, что начало мудрости состоит в том, чтобы научиться размышлять и разучиться болтать.

Очень скоро религиозно-нравственная направленность школы вступила в противоречие с господствующей греческой демократией и ее принципами, т. е. приобрела политическую направленность, вызывая озлобление у оппонентов. В конце концов, школа была сожжена, погибла большая часть последователей пифагорейской школы и сам учитель (по другой версии он скрывался, а затем уморил себя голодом).

Пифагорейская философия была формой объективного идеализма. Пифагор называл своих учеников «математиками», т. к. обучение начиналось с учения о числах. «Священная математика» была у Пифагора наукой принципов, в которой числа означали сущность вещей. Число у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел стала в его учении наукой живых сил, божественных качеств в действии; и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме, и в микрокосме. Таким образом, у Пифагора на учении о числах основывалась и теогония, и теология.

Вот какова теогония: в трансцендентальной математике алгебраически доказывалось, что 0, умноженный на бесконечное, равняется единице, 0=1. Ноль — это бесконечное бытие. Вечность, на языке храмов, обозначалась кругом или змеей, кусающей свой хвост; это символ Бесконечности, движущейся по собственному импульсу. Когда Бесконечность определяет себя, она производит числа, которые заключает в свое единство и управляет ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный смысл первой проблемы пифагорейской теогонии, объясняющей, почему великая Монада (т. е. Единица, Неделимое) заключает в себе все малые числа, и почему все числа исходят из великого единства, приведенного в движение.

Из теогонии следовала и теология: Бог, Неразделимая Сущность, имеет своим числом Единицу. Она содержит в себе Бесконечность, имя которой — Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское. Ее знак —Огонь, символ Духа. Это первое.

Второе: великая Монада действует посредством творческой Диады. С самого момента своего проявления Бог двойствен: неразделимая сущность и разделимая субстанция: начало мужское, активное, животворящее, и начало женское, пассивное или пластическая, живая материя. Диада— есть слияние Вечно-Мужеского и Вечно-Женственного в Боге. В человечестве — женщина представляет собой природу, и совершенным подобием Бога является не человек, но мужчина и женщина. Отсюда и их непреодолимое, могучее и роковое влечение друг к другу.

Третье: проявленный мир тройственен, ибо человек состоит из трех элементов, сплавленных вместе (тело, дух и душа); вся вселенная делится на три концентрических сферы (мир природный, мир человеческий, мир божественный). Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и ключ жизни. Итак, 1 = 2 = 3 (Монада=Диада = Триада).

Пифагор шел дальше в своем учении о числах. В каждом из них он определял тот или иной принцип, тот или иной закон, ту или иную активную силу Вселенной. Он говорил, что главные учения содержатся в четырех первых числах: 1, 2, 3, 4; ибо, складывая или помножая их между собой, можно найти и все остальные числа. Особое значение Пифагор придавал числам 7 и 10. 7 состоит из 3 и 4. Это число означает соединение человек (он тройствен) с Божеством (Единица). 7 — это число Великих Посвященных (им известны тайны бытия). 10 — образуется из сложения первых четырех чисел (1, 2, 3, 4) и есть совершенное число, ибо оно выражает собой все начала Божества. Эти начала, развившись, сливались в новом единстве.

Загадки макрокосма, считал Пифагор, в тайне микрокосма. Надпись над дельфийским храмом гласила: «‘Познай самого себя, и ты узнаешь Вселенную и Богов”. В этой фразе Пифагор видел великий смысл.

Пифагор был также автором античной философии душепереселения (трансмиграции). Однако она, к сожалению, была высказана им очень скупо (вследствие обета молчания) и дошла до нас только в виде обрывков этого учения. Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена Лаэртского, говорил о Пифагоре: «…когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрек: «Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки». Об учении Пифагора также известно, что он полагал душу бессмертной, но переходящей в тело других живых существ. Далее, — что все происходящее в мире снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происходит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой.

О Пифагоре рассказывают, что он способен был слышать гармонию Вселенной, воспринимать всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, которую обычный человек не мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора заключалась необычная сила, способность видеть каждую из существующих вещей..

К III в. до и. э. пифагореизм, как философское направление, исчез. Он возродился лишь в I в. до н. э. в слиянии с платонизмом и другими объективно-идеалистическми школами религиозно-философского направления.

Итак, онтология пифагорейской школы это учение о числах. За первичное и основу бытия Пифагор принимал символ этого бытия - число. Гносеология школы — математика. С помощью математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия, макро- и микрокосмоса.

Так Школой Пифагора (VI-V вв. до н. э .) и был сделан первый шаг от материализма к идеализму. Заслугой пифагорейцев было выдви­жение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономиче­ских и географических знаний.

На другом конце греческого мира, на юге, на острове Кротон, существовало другая философская школа - «пифагорейский союз», которая стояла на позициях идеализма, Пифагор утверждал «все создано из числа. Число и есть первооснова мира». Он утверждал, что сущность предмета, со всеми его качествами и особенности можно выразить числом. Число лежит в основе мира и оно первично. Вещи и числа противоположны. Число, по отношению к вещи выступает первичным - а это и есть идеалистический взгляд на мир.

Пифагор утверждал, что если и существуют в мире законы, которым подчиняется все, и человек и боги, то это законы математики. Платон, много перенявший у пифагорейцев, написал на дверях своей школы: «незнающий геометрии, да не войдет сюда». Пифагор считается полубогом - полупророком. Сведения, дошедшие о нем, противоречивы, часто он изображается как чудотворец. Родился на острове Самос, в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра. Совершил путешествия на восток в Египет и Вавилон, был знаком с древневосточной математикой, астрономией, практикой эзотеризма. Был изгнан из Афин и поселился на острове Кротон, где организовал пифагорейский союз - это религиозно-философское братство, а также политическая партия со своим Уставом, ритуалом и общим имуществом Лозунг пифагорейцев: «У друзей все общее». Вместе с тем в пифагорейском союзе существовало очень жесткое деление на акусматиков и математиков, между которыми шла вражда - это различные ступени посвящения. Акусматики это религиозное крыло союза. Они воспринимали учение Пифагора догматически. Сюда же входило множество ритуалов и табу. Математики же занимались науками: арифметикой, геометрия, астрономией, гармоникой и философской космологией.

Пифагоризм как направление духовной жизни существовал на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с 6 века до нашей эры, и прошел в своем развитии ряд этапов. Вопрос об их временной длительности сложен и до сих пор не решен однозначно. Ни одна строка, написанная Пифагором, не сохранилась. Вообще неизвестно прибегал ли он к письменной передаче своих мыслей. Что было сделано самим Пифагором, а что его учениками установить очень трудно. Противоречивые свидетельства и оценка его деятельности отражает своеобразие его учения.

Пифагор впервые поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Космос рассматривался пифагорейцами как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в числах. Пифагор утверждал: «Число владеет вещами, оно придает им соразмерность и тайну. И мир, и душа человека имеют в конечном счете количественное измерение. Началом всего числового ряда является единица. Из нее исходят другие числа, точки, линии и фигуры, а из фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела». Особую роль пифагорейцы отводили 1, 2,3 и 4, из которых якобы выводятся соответственно - точка, прямая, квадрат, куб. Сумма этих чисел дает число десять, которое философы считали идеальным. Со временем математический подход к познанию мира нашел широкое применение в точных науках. Этот метод используется и в философии, позволяя фиксировать количественную определенность мира и его вещей. Вообще переплетение философии научного знания было характерной чертой древнегреческого общества.


Пифагор создает и учение о бессмертии души. Вообще в пифагоризме, выделяется две составляющие: практическая (пифагорейский образ жизни), теоретическая (определенная совокупность учений). В религиозном учении пифагорейцев наиболее важной считалось обрядовая сторона, затем имелось в виду создать определенное духовное состояние, и лишь потом шли вопросы теории. По сравнению с другими религиозными учениями, у пифагорейцев были специфические представления о природе и о судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель в жизни - освободить душу из темной темницы, не допустить в другое тело, которое якобы свершается после смерти. Путем для достижения этой цели является выполнение определенного морального кодекса пифагорейского образа жизни. В многочисленной системе предписаний регламентировался почти каждый шаг жизни. Видное место отводилось занятиям музыкой и научным исследованиям. Требования очищения - катарсиса (как высшей этической цели) достигается для тела через вегетарианство, для души - через познания музыкально-числовой гармонии Космоса, символически выраженной в тетрактиде (четверице) - это сумма первых четырех чисел, содержащих основные музыкальные интервалы -октаву 2 к 1, квинту 3 к 2 и кварту 4 к 3. В целом пифагорейская школа оказала достаточно большое влияние на развитие науки и философии Древней Греции.

Натурфилософское учение Гераклита. Развитие основ диалектики .

Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии Гераклита из Эфеса и Парменида , Зенона и Ксенофана из Элей .

Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселен­ной рассматривает огонь, так как из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив.

Гераклит видел в огне не только то, что лежит в основе всего су­щего но и то, из чего все возникает. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому се­бе неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкрет­ная стихия. Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и за­кономерно потухающим. На основе превращений огня строится кос­мология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. Гераклит - стихийный материалист и наивный диалектик. Гераклитовская космология стро­ится на основе стихийной диалектики. Его диалектический закон Вселенной - смутно угаданный закон единства и борьбы противо­положностей. В своей диалектике он исходит из того, что все абсо­лютно изменчиво. Гераклит открыл новую картину мира («Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного») и явился родоначальни­ком диалектической идеи о противоречивой природе вещей, о един­стве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения.

Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным срав­нением изменяющегося Космоса с текущей рекой, потоком: «На вхо­дящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды». Движе­ние, по Гераклиту, свойственно всему существующему.

Образ гераклитовской реки, символизирующей всеобщий миро­порядок (космос), выражает противоположные аспекты бытия: всеоб­щее движение и изменение вещей и их всеобщий относительный по­кой и устойчивость. В самом деле, чтобы остаться самой собой, река должна все время течь.

Тождество противоположностей у Гераклита предполагает их борьбу. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутрен­нее тождество. Например, «жизнь одних есть смерть других».

По учению Гераклита, гармония (единство) и борьба Противоположностей - это две стороны одного и того же всеобщего логоса, порядка всего происходящего в мире. Все изменения мироздания про­исходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая то­ждественна необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос. Понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее зна­чение. Представление о Логосе можно расценить как наивное пони­мание закономерности.