Крымское Приазовье. Железный век. Киммерийцы. Киммерийцы Каким был образ жизни киммерийцев


Историография

Многие ученые занимались киммерийской проблемой, от античных путешественников и философов до наших современников. Например, Артамонов в своей книге «Киммерийцы и скифы», исследую и анализируя археологические и письменные источники, восстанавливает историю киммерийцев: происхождение, этническую принадлежность, переселение их в Переднюю Азию, возвращение в Северное Причерноморье. Автор гипотетически связывает достоверные факты истории Северного Причерноморья внутренней логикой исторического процесса и представляет предскифский период в совершенно новом и ярком свете, разъясняющем смысл и значение важных явлений прошлого нашей страны.

Книга «От киммерийцев до крымчаков» (И. Н. Храпунов, А. Г. Герцен) представляет собой ряд очерков о народах, населявших Крымский полуостров с древнейших времён до конца XVIII века. Авторы, преимущественно учёные Таврического национального университета им. Вернадского, в популярной форме рассказывают об истории этносов, проживавших и проживающих в Крыму. Книга предназначена для преподавателей, студентов, учащихся средних школ, всех интересующихся историей Крыма.

В книге «Киммерийцы» Тереножкина А. И рассматривается материальная культура киммерийцев: захоронения, оружие, бытовые вещи. Отдельные разделы посвящены киммерийскому искусству, их этническому происхождению и социальной организации.

Наиболее достоверными источниками, в которых сохранились сведения о киммерийцах, являются разнообразные документы Новоассирийского царства. Это официальные надписи на «цилиндрах» и «призмах» (т. н. «анналы»), где деяния царей Ассирии описаны в превосходных выражениях, а также переписка с агентами и запросы к астрологам и оракулам, где происходящие события трактованы ближе к истинному положению дел. Переписка велась клинописью на аккадском языке. К сожалению, многие глиняные таблички сильно повреждены. Данные, получены из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Киммерийцев упоминают Гомер и Каллин.

В «Одиссее» Гомера киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на «керберии». О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей. Эфор помещает их около озера Аверн в Италии.

Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья.

Первая часть книги А. И. Иванчика «Киммерийцы и скифы» посвящена этой проблеме: выяснению того, какая археологическая реальность скрывается за сообщениями письменных источников о киммерийцах. Для ее решения приходится обращаться не только и даже не столько к материалу, происходящему из степей, которые были, судя по всему, коренной территорией обитания киммерийцев, но и прежде всего к районам Передней Азии. Эти области, служившие объектом военных набегов киммерийцев и, очевидно, достаточно маргинальные для их культуры, имеют, однако, то достоинство, что именно с ними связано подавляющее большинство письменных источников, упоминающих этот народ, и притом, источников наиболее достоверных. Поэтому именно эти районы имеют приоритетное значение при анализе проблем, требующих согласования данных письменных и археологических источников, а именно такой проблемой является вопрос об археологической культуре исторических киммерийцев.

Известный советский ученый Граков Б. Н. еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Данную гипотезу он впервые высказал в своей работе «Скіфи», вышедшей в Киеве в 1947 г. на украинском языке. Более аргументировано ученый изложил ее в труде «Каменское городище на Днепре» (Москва, 1954 г.)

Одним из первых, кто попытался определить киммерийский период в древней истории нашей страны, был известный археолог Самоквасов Д. Я.. В вышедшем в 1892 г. в Варшаве труде под названием «Основания хронологической классификации древностей Европейской России» он выделил наиболее ранние древние погребения, сопровождавшиеся каменными и бронзовыми орудиями, и отнес их к эпохе, которую назвал киммерийской. Ученый признал эту эпоху временем, предшествующим вторжению основной массы скифов в Северное Причерноморье, в соответствие с тем, как оно было освещено в историческом придании у греческого историка V в. до н.э. Геродота.

Расселение

Киммерийцы являются древнейшими из числа известных по своему имени народов, обитавших в Восточной Европе. С ними связана эпоха, которая освещается не только немыми археологическими материалами, но и свидетельствами письменных источников, что имеет особое значение для исторической науки. Они оставлены нам ранними греческими писателями и подкреплены данными переднеазиатской клинописи.

Происхождение имени "киммерийцы" вызывает споры. Одни ученые производят его от финикийского слова -"темный". Другие исследователи считают, что оно происходит от греческого слова "зимние", то есть люди стран, в которых, по представлениям греков были холодные зимы. Имя "киммерийцы" пытались также перевести с фракийского и хеттского языков. Однако, наибольший интерес вызывает объяснение этого имени с позиции древнеиранского языка как самоназвания "подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евразийских степей"

Первые известия о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера, датирующихся 8 в. до н.э. "Закатилось солнце, - рассказывается в "Одиссее", - и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (Одиссея,XI, 12-19). Гомер помещает киммерийцев где-то на крайнем севере, рисуя их обиталище как преддверие царства мертвых. Более точно, на северном побережье Черного моря, локализует киммерийцев "Отец истории" Геродот. От причерноморских греков и скифов он узнал, что вся страна, которую в его время (5 в.до н.э.) занимали кочевые скифы, ранее принадлежала киммерийцам, покинувшим ее под давлением скифов, пришедших с востока, из глубин Азии. В подтверждение своих слов он пишет:" и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммериец, есть и так называемый Киммерийский Босфор (IV, 12).

Появление киммерийцев на исторической арене было связано со многими процессами, происходившими в конце 2 - начале 1 тыс.до н.э. в степных районах Восточной Европы. Существенным фактором, вызвавшим формирование раннекочевнических образований на этой территории, было ухудшение природно-климатических условий. Наряду с другими причинами, оно способствовало распаду таких крупных культурных общностей эпохи поздней бронзы как срубная и белозерская. Их население имело комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство, и иссушение климата вынудило стенных обитателей перейтик кочевому скотоводству. Однако, с ростом засушливости и уменьшением продуктивности степных ландшафтов в 10-9 вв. до н.э. неокрепшее еще кочевое хозяйство, также, по-видимому, начинает переживать кризис. Это заставило значительную часть населения покинуть степные районы и переселиться в места с более благоприятными природными условиями.

Данное положение можно проиллюстрировать некоторыми цифрами. Так, в 12-10 вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит свое отражение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников. Расселение киммерийцев, вероятно, проходило в несколько этапов и в нескольких направлениях. В первую очередь, они переселялись в районы, которые в значительно меньшей степени пострадали от понижения уровня увлажненности, так как находились в зоне с положительным балансом влаги. Это лесостепь и прилегающие к ней районы правобережья и левобережья Днепра, территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников. Многие из них несут в себе черты, свидетельствующие о контактах со степными племенами. Данное обстоятельство явилось важным фактором формирования одной из групп киммерийских памятников, получивших в науке название "новочеркасской". Она была названа по кладу бронзовых предметов, найденных в 1939 г. в г. Новочеркасск. Основной территорией распространения "новочеркасской" группы является Предкавказье и лесостепное Днепровское Правобережье. Культура этого населения сформировалась, преимущественно, в процессе тесных контактов ранних кочевников и местного населения Северного Кавказа.

Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше переселения не привели к запустению степей. Часть кочевого населения осталась там, сосредоточившись в местах, наиболее пригодных для жизни, например, в долинах больших рек. Именно с ней следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа "черногоровской" по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятников локализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что сложение киммерийской культуры было достаточно сложным процессом. Оно осуществлялось в условиях коренной перестройки хозяйства и быта, этнического смешения и высокого диапазона связей. Киммерийцы являлись создателями первого крупного объединения кочевых племен на юге Восточной Европы. Как и многие кочевнические объединения, они включали ряд группировок, имевших свои особенности в материальной культуре и, возможно, разное происхождение. Наиболее ярко это демонстрирует существование двух крупных групп памятников: черногоровской и новочеркасской.

Хозяйство

Срубная культура была оседло-земледельческой и представлена на Волге и в Северном Причерноморье многочисленными поселениями с жилищами типа землянок, нередко отличающимися значительной площадью – около 100м 2 . Такие поселения в степи находятся по большей части в речных долинах и содержат многочисленные остатки, свидетельствующие о занятиях их обитателей не только земледелием, но и разведением крупного и мелкого рогатого скота лошадей и даже свиней, а также занятием рыболовством и охотой. Занимались они и домашними производствами, такими, как изготовление оружия, орудий и вещей бытового назначения из камня, дерева, кости, рога и глины, прядением, ткачеством и переработкой для нужд потребления других продуктов своего хозяйства: зерна, молока, мяса, шкур, кожи и т.д.

Киммерийцам была известна и металлургия бронзы – литье в вырезанных из камня твердых формах или по восковой модели. Однако металл был дорог, он получался со стороны – из Приуралья или северо-западного Причерноморья, и из Трансильвании. В переплавку шли сломанные или несоответствующие своему назначению вещи. Литейное производство осуществлялось специалистами, в связи, с чем находится значительное число кладов, из предназначенного для переплавки лома и литейных форм.

Наиболее многочисленны на поселениях находки фрагментов керамики, представленной слепленными от руки прямостенными или со слабо выпуклыми стенками баночными горшками, а также приземистыми сосудами с широким устьем и выпуклыми с реберчатым перегибом боками, с расположенным по верхней части стенок нарезным или штампованным прямолинейным геометрическим орнаментом. С течением времени в керамике появляются новые формы, хотя наиболее распространенными долго остаются банки с налепным валиком в верхней части стенок или под самым краем.

В первые века I тысячелетия до н. э. оседлые поселения в степной полосе Восточной Европы исчезают, что может означать только одно, а именно смену комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства специализированным скотоводческим и в соответствии с этим оседлого образа жизни кочевым. Разведение домашних животных существовало с мезолита и с того же времени всегда сочеталось с другими видами хозяйственной деятельности: охотой, рыболовством, собирательством и в особенности с земледелием. В зависимости от географических условий и совокупности хозяйственных занятий скотоводы вели оседлый или подвижный образ жизни и в соответствии с этим разводили те или другие виды животных. У оседлого населения предпочтение отдавалось крупному рогатому скоту и свиньям, у подвижного - мелкому рогатому скоту и лошадям. Примитивная повозка на колесах была известна с энеолита, а кочевание как образ жизни существовало с древнейших времен, как непосредственное продолжение бродячего образа жизни палеолитических охотников. Однако, до конца эпохи бронзы скотоводство как у относительно оседлых, так и у более или менее подвижных общин было только одним из направлений хозяйственной деятельности, сочетавшимся с другими производствами в пределах каждого отдельного хозяйства. Оно могло играть в одних случаях большую, а в других меньшую роль, но не являлось единственной основой их существования.

Преимущественное внимание к разведению скота и увеличению его количества сверх пределов текущих потребностей данного хозяйства возникло тогда, когда скот и продукты скотоводства стали представлять собой меновую ценность, когда появилась возможность получения взамен их продуктов других производств. Только со времени развития регулярного обмена возникли специализированные скотоводческие хозяйства. При отсутствии значительных кормозаготовок содержание большого числа животных на подножном корму в одном месте было невозможным. Перегоняя скот с одного пастбища на другое, люди и сами вынуждены были порвать с оседлостью и сделаться кочевниками. В соответствии с природной средой возникают различные формы кочевания. В ровных степях это более или менее непрерывное передвижение в меридиональном направлении: с юга на север и с севера на юг - в зависимости от времен года и состояния растительности. Зимой скот пасется на обильных кормом бесснежных или малоснежных областях на юге, а летом, когда растительность выгорает от жары, содержится на севере, где травостой сохраняется более продолжительное время. В полупустынях и пустынях скот перегоняют с пастбища и на пастбище на значительные расстояния, определяющим возможность содержания скота здесь является наличие воды - естественных источников или колодцев, и путь кочевников пролегает между ними. В горах скот летом пасется на альпийских лугах, а зимой содержится в малоснежных долинах или в предгорьях. В зависимости от емкости пастбищ кочевники живут то большими, то маленькими общинами и в соответствии с кормовыми ресурсами пастбищ разводят те или иные виды животных с преобладанием во всех случаях овцы. В степях важную роль играет лошадь, в пустынях - верблюд. Главным транспортным животным во многих местах выступает бык или як. Передвижение людей и их имущества совершается опять-таки в зависимости от географических условий или на применимой в ровной степи повозке, оборудованной в виде передвижного дома на колесах - кибитке, или во вьюках, характерных для пустынь и гор. В последнем случае на местах остановок ставятся разборные жилища - юрты, состоящие из деревянного каркаса и войлочной оболочки.

Несмотря на определяющее значение скотоводства, кочевые хозяйства при первой возможности совмещали его с другими видами производственной деятельности, в том числе и с земледелием. В некоторых случаях кочевники возделывали небольшие участки земли, но при минимальном уходе за посевами урожай не мог быть сколько-нибудь значительным. Больше внимания они уделяли охоте и переработке продуктов скотоводства - шерсти, кожи, но и эти занятия редко выходили за пределы удовлетворения внутренних потребностей. Все виды хозяйственной деятельности при кочевом скотоводстве играли вспомогательную роль и ни в коей мере не обеспечивали кочевников при утрате основного источника существования, например при падеже скота, или угоне его неприятелями. Скотоводческое кочевое хозяйство не могло доставлять своими ресурсами все средства существования своим владельцам, недостающие продукты им приходилось приобретать путем обмена излишков своего производства на продукцию хозяйств с другим направлением экономической деятельности.

Культура

Степные курганы Черногоровский, Камышеваха, Малая Цимбалка, Обрывский и некоторые другие, предскифский возраст которых удалось установить раньше всего, фактически не содержат никаких изделий, которые могли бы познакомить нас с особенностями искусства той исторической поры. Пробел этот ощущался очень остро, так как оставалось не известным, было ли это искусство близким к скифскому или отличалось от него.

Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольского близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А. А. Щепинским. В кургане оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Его дополнил великолепный набор вещей, в том числе и местной художественной выделки, из Носачевского кургана.

Вскоре выяснилось, что различные вещи воинского, а иногда и домашнего обихода изготовленные по киммерийским образцам или в духе киммерийского прикладного искусства, есть в памятниках чернолесской, протомеотской, кобанской, древнейшей ананьинской и фрако-киммерийской культур. Материалы такого рода не только способствуют углублению знаний об искусстве киммерийцев, но и расширяют представления о его особой роли в развитии культуры у многих народов, живших в то время по соседству со степью.

У киммерийцев в резьбе по кости преобладали плоский рельеф и гравировка. Литье из бронзы и золота выполнялось по восковым моделям, т.е. так же, как у чернолесских племен позднейшего периода. Применялись вместе с тем чеканка, штамповка и паяние (золотом по золоту). Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров, ромбовидных фигур и пр. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные по единичным изделиям.

Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформляли круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значки эти часто ставились на явно культовых предметах и принадлежностях конской узды.

Выделялась еще одна серия костяных уздечных принадлежностей, отличающихся от вышеописанных и типологически и по своему художественному оформлению. Впервые они выделены в составе позднечернолесских комплексов при раскопках на Субботовском городище. В преобладающей части эти бляшки, имеющие вид овальных пуговиц с одним или двумя отверстиями для прикрепления к уздечным ремням. Чаще всего бляшки гладкие, реже с проточенным вдоль края желобком. Точно такие же бляшки были найдены в составе уздечных наборов из Жирноклеевского кургана в Волгоградской области, а также в курганах у с. Веселая Долина и у поселка Новолуганского на Доннечине.

Киммерийские памятники представлены только захоронениями, обычно курганными, известные и бескурганные захоронения.

Распространены они от Дуная (Истра) до Волги (Аракса). Выделены две ступени культуры: Черногоровской и Новочеркасской. На первой ступени хоронили в простых прямоугольных и овальных ямах, иногда с деревянным перекрытием (иногда - с подбоями) в скорченном на боку положении. Мужчин сопровождали оружием (стрелы с бронзовым ¬ ми и костяными наконечниками, кинжал с бронзовым рукояткой и железным лезвием), сбруя (часто стременоподобные удила), а женщин - золотые и бронзовые пронизи, бусины, глиняная посуда. Посуда хранил белозерские традиции (толстостенные круглотелые горшки, часто орнаментированные налепным валиком с "усиками", кубки с цилиндрически- метрическими шейками и черпаки, орнаментированные каннелюрами, шишечками), но исчезли одноручные черепки, распространились лощеные кубки и деревянные кубки с золотыми пластинками.

На Новочеркасской ступени существенно изменился погребальный обряд: появились глубокие ямы, известные прямоугольные ямы с деревянной крышей, поставленной на деревянные столбы. Предметы начали класть и на перекрытия. Распространилось железное оружие, в том числе и железные наконечники стрел. В посуде стали преобладать кубки, подобные Жаботинским (украшенные геометрическим орнаментом). Важной чертой культуры киммерийцев является стелы, которые хотя и не имеют отчетливо воссозданной головы человека, но содержат изображения одежды и вооруженные усвоения (подобные стел бронзового века Украина).

Социальная структура киммерийцев

Двойственность типов поселений, могильников и ряда др. признаков киммерийцев, даёт основания говорить о том, что киммерийское общество имело довольно чёткую дифференциацию, как в социальном, так и в хозяйственном отношении. Лесостепь и северную часть степи Змиевщины населяли племена киммерийцев, основой хозяйства которых было земледелие. В степи же обитала скотоводческая их часть. При этом и земледельцы, и скотоводы явно представляли собою единое этнокультурное целое. Об этом говорят следующие факты. Во-первых, курганные могильники, характерные в первую очередь кочевникам-скотоводам, встречаются и в районах, заселённых земледельцами. Во-вторых, кратковременные поселения (кочевнические стойбища) киммерийцев-скотоводов, встречаются и в поймах рек. Некоторые учёные не исключают возможность единовременного жительства скотоводов и земледельцев на одних и тех же поселениях.

Небезынтересным является тот факт, что на всей территории распространения киммерийцев имеются две регионально расположенные группы погребений. В наборе вещей из погребений Степного Поволжья и Среднего Дона отчётливо выражен военный характер: наконечники копий и стрел, бронзовые ножи, каменные топоры, псалии и др. Вторая группа погребений, распространённая на Северском Донце и Приднепровье, имеет мирный, производительный характер. В погребениях обеих региональных групп имеются могилы с деревянными сосудами, оббитыми бронзовыми пластинками.

В первую очередь напрашивается мысль о трёхчастности индоевропейского общества, сформулированная Ж. Дюмезилем. По его предположению индоевропейское общество состояло из воинов, жрецов и хозяйственников. На основании этого можно предположить, что в рассматриваемых погребениях Степного Поволжья и Среднего Дона захоронены представители военной группы киммерийского населения, в то время как в соответствующих захоронениях Северского Донца и Приднепровья находились владельцы большого количества скота – хозяйственники. И, наконец, в могилах с деревянными сосудами, оббитыми бронзовыми пластинками были, вероятно, погребены жрецы. Поскольку в одном и том же обществе невозможно, чтобы представители воинского сословия жили на одной территории, а представители хозяйственного – на другой, то, следовательно, это не касты, а племена. То есть, для киммерийских племён киммерийцев, которые населяли Приднепровье и бассейн Северского Донца, в т. ч. и Змиевщину, профилирующим занятием было скотоводство и земледелие, в то время как киммерийское племя, обитавшее в Степном Поволжье и на Среднем Дону, специализировалось на войне. Жрецы при этом имелись в обоих племенах.

 иммерийцы (греч. ?????????) - название ираноязычных племен, которые жили на территории Северного Причерноморья в X - VII веках до н.э. и путешествовали через Кавказ до Малой Азии.

1. Первые сведения о киммерийцах. Первым этническим образованием на территории Украины, о котором осталось упоминание в письменных источниках, южными соседями праславян в IX - первой половине VII в. до н.э. были киммерийцы Впервые они упоминаются в «Одиссее» Гомера в VIII в. до н.э. и «Истории» Геродота (V век до н.э.), а под именем «гамирра» в ассирийских текстах VIII-VII вв. до н.э. Ираноязычные племена киммерийцев занимали большую территорию между Доном и Днестром, а также Крымский и Таманский полуострова.

2. Киммерийцы - создатели первой кочевой культуры региона. Киммерийцы были потомками племен срубной культуры. Они были первым народом, который вполне приспособился к естественным условиям восточноевропейских степей и благодаря кочевому способу производства максимально использовал имеющиеся здесь богатые пастбища. Киммерийцы создали первый собственную кочевую культуру в этом регионе. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство, ведущая роль в котором принадлежала коневодству, что обеспечивало «средствами передвижения» киммерийских воинов и пастухов.

3. Войны в жизни киммерийцев. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны. Около середины VIII в. до н.э. они приняли участие в уничтожении фригийского царства, которое находилось в центре современной Анатолии, а в середине VII в. до н.э. они овладели столицей Лидийский царства Сарды, существовавшего в те времена в западной части Малой Азии. Киммерийцы также воевали с Урарту и Ассирией. Походы в дальние страны Передней и Малой Азии открывали кочевникам широкие возможности для получения продуктов земледелия и ремесла. Отдельные вещи передньоазийського производства этого времени открыты и в Украине.

Господствующее положение среди киммерийцев занимали конные воины. Они были вооружены луком, кинжалом, мечом, каменным или бронзовым молотком. В ближнем бою киммерийцы применяли мечи, полностью изготовленные из железа или снабженных бронзовыми рукоятками.

4. Материальная культура, хозяйство, быт, искусство. Материальная культура, хозяйство и быт киммерийцев известны главным образом за захоронениями, которых насчитывается около сотни. Ведя кочевой образ жизни, киммерийцы не оставили долговременных поселений. Над своими захоронениями они часто ставили каменные стелы. Киммерийцы производили как простое стальное железо, так и высоко углеродистую сталь, а кузнецы хорошо владели основными приемами своей профессии. В широком употреблении были бронзовые, реже золотые и стеклянные украшения, глиняная и металлическая посуда.

Искусство киммерийцев имело прикладной характер. Хорошими орнаментами (комбинированием спиралей, ромбов, квадратов) они украшали рукояти кинжалов, детали уздечек, посуду. Производили и скульптуры-статуи, изображавшие воинов.

5. Общественная организация. В своем общественном развитии киммерийцы переживали процесс выделения военной знати - вождей, которых Геродот называл царями. Они часто созывали собрание воинов, советы старейшин, союзные племенные советы. Однако создать полноценную государство им так и не удалось.

6. Историческая судьба. Во второй половине VII в. до н.э. мощная волна многочисленных скифских племен вытеснила киммерийцев из Причерноморья. Часть из них поселилась в Южном Причерноморье, часть мигрировала на Ближний Восток. Историки считают, что определенная часть киммерийцев осталась в Крыму под названием тавров. Некоторые киммерийские племена, очевидно были ассимилированы скифами.

Киммерийцы - загадочный народ, упоминающийся в древнегреческих и древневосточных источниках, сегодня имеет определённое место в истории.

Киммерийцы выделились в ходе распада так называемой срубной археологической культуры, существовавшей во II тысячелетии до н.э. в степной полосе от Урала до Дуная. В «Одиссее», созданной в VIII веке до н.э., мелькает описание знакомства древних греков с этим народом, который живет на крайнем пределе обитаемой земли. Грекам времён «Одиссеи» это должно было казаться именно так.

По Геродоту, пришедшие из-за Волги скифы напали на киммерийцев и вынудили их оставить родные степи. По преданию, киммерийцы не смогли договориться между собой, оказать ли сопротивление скифам или спасаться бегством и искать новых мест для поселения. Этот спор привёл к братоубийственной войне между киммерийцами, в которой полегло множество народа, в основном знати, которая стояла за противоборство скифам. Всех павших в этой роковой битве, по Геродоту, киммерийцы похоронили где-то в районе реки Днестр (где ещё во времена Геродота якобы можно было видеть курган киммерийских царей), а оставшимся ничего не оставалось, как покинуть страну. Исход киммерийцев, преследуемых скифами, проходил вдоль Черноморского побережья Кавказа.

В конце VIII века до н.э. киммерийцы появляются на Ближнем Востоке. В 714 году до н.э. они поселяются в определенной части государства Урарту, на территории современной Армении. Урартский царь Руса I, попытавшийся подчинить их, потерпел страшное поражение. Через некоторое время, в конце VII века, киммерийцы двинулись на Ассирию, Каппадокию и Фригию – царства в Малой Азии. Где-то они проигрывали сражения, где-то одерживали победы. Во Фригии в бою они убили царя Мидаса – того самого, которому, если верить мифу, бог Аполлон за дерзость и глупость "подарил" ослиные уши. Но в целом эта область была плотно населена ещё до киммерийцев, и им нигде не удалось прочно закрепиться. Во второй половине VII века до н.э. они, очевидно, полностью растворились в местном населении, теряя свою идентичность.

Экспансия киммерийцев в западной части Малой Азии продлилась дольше. Она пришлась на время правления в Лидии царя Ардиса II – первого в истории государственного деятеля, начавшего чеканку монеты определённого веса и пробы. Ардис II c 678 года по 644 год до н.э. был соправителем своего отца Гигеса, а после до 629 года царствовал самостоятельно. Как раз в этот период киммерийцы напали на его государство и овладели его столицей Сарды. Царскому войску удалось удержать только акрополь города. По восточным источникам, Гигес пал при защите Сарды. Киммерийцы хозяйничали в Лидии, пока сыну Ардиса Садиатту (629-617 гг.) не удалось изгнать их из своей страны. Вскоре после этого киммерийцы полностью исчезли с исторического горизонта.

Географическая память о киммерийцах осталась у греков в тогдашнем названии Керченского пролива – Боспор Киммерийский. Какую-то область они именовали Киммерией – по-видимому, это нынешний Керченский полуостров. Греки считали, что всей страной, в которой позднее обитали скифы, прежде владели киммерийцы.

С точки зрения большинства историков, киммерийцы были ираноязычным народом, родственным скифам. Но есть и альтернативные мнения. Согласно одному из них, киммерийцы относились к арийской общности, когда она еще не разделилась на иранскую и индоарийскую ветви.

Обращает на себя внимание также созвучие имени киммерийцев с кимврами – народом, вторгшимся в Римскую державу в конце II века до н.э. Кимвров обычно считают германцами. Но здесь можно указать на распространение в древности одних и тех же названий народов на разных территориях. Так, известны ещё и кимбры - племя в древней Британии. Причём это не обязательно могло быть совпадение слов по звучанию.

Например, первые славяне носят у античных авторов имя венедов, и в то же время там, где позднее была основана Венеция, а также на западе Галлии (Франции) жили племена венетов. Академик В.В. Седов утверждал, что венетами (венедами) звалась ещё не разделившаяся центрально-европейская общность, из которой впоследствии выделились италийцы, кельты, германцы, балты и славяне (последние дольше других сохраняли это древнее имя); и венеты севера Италии и Галлии тоже были выселенцами из этого ареала. Точно так же упомянутые Геродотом невры на западе Скифии могли быть родственны кельтскому племени нервиев, либо их самоназвание развилось из одного корня (кстати, и те и другие поклонялись змеям и практиковали ритуальное оборотничество).

Названия киммерийцев, кимвров и кимбров также могли быть наследием ещё нерасчленённой индоевропейской общности. Иногда самоназвание народа надолго переживает тот язык, в котором оно первоначально возникло.

Интересный след оставило имя киммерийцев в русском языке. Посредством аланского «гимир», что означало «великан, исполин», оно перешло в русский язык в слове «кумир» (истукан, идол).

В начале первого тысячелетия до н. э. происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку. Ход исторического события приводит к переходу племен Северо-Западного Кавказа на более высокую ступень. Это связано было с использованием человеком железа. Это приводит к важным изменениям в хозяйственной жизни племен.

Умение получать железо из руды открывает, как указывает Ф. Энгельс, «...эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку стало служить железо, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравших революционную роль в истории... Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».

Железо на Северном Кавказе появляется в начале первого тысячелетия до н. э.; с VIII-VII вв. до н. э. начинается уже массовое производство его применение. Развитие производственных сил приводит к тому, что часть пастушьих племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен. Развитие производства во всех областях хозяйственной деятельности приводит к постепенному накоплению богатств у отдельных семей. В роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в экономическую зависимость от которых попадает рядовая масса общинников. В связи с ростом стад наблюдается значительная подвижность племен в поисках пастбищ, что приводит к частым военным столкновениям, которые возникают из-за захвата пастбищ, угона скота, грабежа соседей. Захваченных военнопленных теперь обращают в рабов.

В социальном отношении характерные для данной эпохи является образование племенных союзов, перераставших иногда в государственные образования, как, например, Скифское в Северном Причерноморье.

С этого времени, благодаря письменным источникам античных авторов и соседних народов, впервые становятся известны названия племен и народностей Северного Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа. Это – степные ираноязычные кочевники – киммерийцы, скифы, сарматы, а также тавры, синды, меоты, керкеты, зихи, гениохи, колхи и другие.

Первыми известными племенами, засвидетельствованными письменными источниками для степей Причерноморья и Северо-Западного Кавказа были киммерийцы.

Некоторые исследователи считают, что киммерийцы возглавляли первое племенное объединение в степной полосе юга России, и имя их в качестве собирательного названия распространилось на все местное доскифское население Северного Причерноморья, Крыма, Северо-Западного Кавказа.

Судя по ассирийским и греческим данным, «люди киммерийские» исконно занимали земли по берегам Черного моря: на территории от Тамани на западе по Закубанью до р. Фарс на востоке, которая протекает в 60-ти км восточнее г. Майкопа (VIII-VII вв. до н. э.).

Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья, да и всей России, были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот. Это было очень сильное и мощное племенное образование; неоднократно они ходили войной на Грецию. Этот народ в основном жил войной и грабежами.

Согласно Геродоту, киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и, спасаясь от них, бежали от последних вдоль берега Черного моря в Малую Азию в VIII веке до н. э.

По некоторым письменным источникам, отступление киммерийцев происходило через Керченский пролив, замерзающий зимой. Далее они прошли через Прикубанье и вторглись в Закавказье (вероятно, через систему Санчарских перевалов).

О киммерийцах и их приходе в Азию упоминают и восточные (ассирийские, Библия) источники. Любопытно, что в грузинский язык их этноним в форме «гмири» вошел в значении «герой», «богатырь».

Набеги киммерийцев разорили в VIII-VII вв. до н. э. малоазийские государства Фригию и Лидию, а также некоторые греческие колонии этого региона. Возможно, часть киммерийцев влилась в дружины скифов и, утратив название, вернулись в начале VII в. до н. э. в родные степи.

Среди ученых нет общего мнения, кто такие киммерийцы, но наиболее вероятна их принадлежность к индоиранцам. Установлено, что киммерийцы говорили на одном из индоевропейских языков.

Археологи связывают с киммерийцами подкурганные погребения IX-VIII вв. до н. э. в Северопричерноморских степях. В Прикубанье памятники их пока не выявлены, хотя на поселениях местных племен отмечены пожары и разрушения, которые можно связать с вторжением киммерийцев.

Возможно, с ними связан клад бронзовых изделий у станицы Удобной и богатое погребение в кургане Уашхиту в Адыгее.

Скудность письменных источников о киммерийцах не дает нам возможности в настоящее время точно определить границы их территории, продолжительность их обитания, судить о материальной и духовной культуре.

Е. И. Крупнов на основании анализа письменных источников приходит к выводу, что «в отношении южных границ расселения киммерийцев и влияния их культуры существенное значение должна иметь территория Северного Кавказа, особенно его западная часть».

Древнегреческие авторы сохранили ряд географических названий, связанных с киммерийцами и приурочиваемых к Керченскому и Таманскому полуостровам, - Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийская область (Северо-восточная часть Керченского полуострова), поселение (городище) Киммерик (Керченский полуостров), Киммерий (Северная часть Таманского полуострова), Киммерийский брод, Киммерийский вал (на Таманском полуострове) и другие. Страна была населена киммерийцами и воспоминания о них отразились в названиях.

Исторические сведения о киммерийцах посвящены главным образом их военным походам конца VIII-VII вв. до н. э. в Переднюю и Малую Азию. Несомненным в настоящее время является то, что исходной территорией для походов киммерийцев через Закавказье в Переднюю Азию являлся Северный Кавказ и, в частности, Прикубанье. Таким образом, пребывание киммерийцев на Северном Кавказе является исторической реальностью.

Первым же по времени историком Кубанской области можно считать древнегреческого поэта Гомера. В своей «Одиссее» он описывает Киммерию с такими подробностями, по которым нельзя не признать, что район расселения киммерийцев располагался на Таманском полуострове. Согласно поэмы, Одиссей приплыл на корабле к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу). Как описывала Цирцея, дочь Гелиоса, здесь он увидел низкий берег, поросший диким лесом из ракиты и черных тополей, и нашел «печальную область киммерян, покрытую вечно влажным туманом и мглой облаков», где не показывались лучи солнца. Отыскавши вход в царство теней, он вызвал их из преисподней жертвенной кровью, беседовал с греческими героями, осаждавшими вместе с ним Трою, и узнал от Тирезия волю богов относительно своего и своих спутников будущего.

Несомненно, в вышеуказанных фактах много мифического вымысла, но вход в преисподнюю (область Аида), это не что иное, как Таманские грязевые вулканы с их клокочущими кратерами, огненными извержениями, дымом; здесь же, рядом с кратерами наружу выходила черная, смолистая и ярко горящая нефть.

Некоторые ученые считают, что киммерийцы у Гомера не имеют отношения к настоящим киммерийцам, что речь идет о загробном мире (окутанные мглою и тучами). Однако, скорее следует согласиться с теми, кто, основываясь на достоверных источниках, исторических и географических сведениях в гомеровских поэмах, склонен и в приведенных строках видеть реальный народ киммерийцев.

Евстафий утверждал, что ионийские греки, оскорбленные в своих религиозных чувствах, - разграблением святилища богов, питали к киммерийцам сильную вражду.

С другой стороны, те же мифические указания свидетельствуют, что киммерийцы были людоедами.

Сведения о киммерийцах встречаются в клинописных текстах времен Дария Гистапа. Согласно им, народ гимери состоял из двух племен – Гомурха и Тихрохуда. Пророк Иезекииль, за 600 лет до Рождества Христова, упоминает о народе Гомер или джимер, живущем на севере.

Страбон упоминает также о главном городе киммерийцев - Киммерионе, построенном на Таманском полуострове.

Геродот упоминает в своих литературных источниках, что киммерийцы не всегда были победителями; так, в начале VII века до н. э. киммерийцы были разбиты ассирийским царем Ассагардоном, а еще несколько лет спустя их подчинил своей власти царь Мидии – Гигес.

Об общественном строе киммерийцев известно немного. Несомненно, они находились на стадии военной демократии. Известно, что у них были вожди, которых Геродот называет царями. Не один вождь, а много. Это либо совет старейшин, либо совет племенных вождей. Известно, что у них было народное собрание. Именно в народном собрании обсуждался вопрос о мерах, которые следует принять в связи с вторжением скифов. Геродот сообщает, что на этом собрании мнение народа не совпало с предложением вождей. Интересна одна деталь, если целиком верить рассказу, то получается, что мнение народа, т. е. решение большинства народного собрания, было не обязательно для вождей, а это можно рассматривать как свидетельство довольно далеко зашедшего обособления «царей» (племенной знати) от основной массы населения. Последующее вторжение киммерийцев в Закавказье и нанесение сокрушительных ударов армиям государств Переднего Востока является косвенным свидетельством хорошей военной организации.

Несомненно, что такие отряды не могло создавать отдельное племя, а только союз племен.

Все отдельные сведения, известные нам, относятся уже к походам киммерийцев. В Библии есть место, которое называется «Таблицей народов». Составлена эта таблица в VIII в. до н. э. Она повествует о потомках Ноя, спасшегося в ковчеге, после всемирного потопа. У Ноя, учит Библия, было три сына – Сим, Ким, Иафет.

Последний, Иафет, имел довольно многочисленное потомство – семь сыновей.

Звали их Гомер, Маггог, Мадай, Иован, Тубал, Мешех, Тира. У Гомера, в свою очередь, было три сына: Ашкеназ, Рифат, Тагарма.

Почему этот перечень называется «Таблицей народов» и зачем здесь приведено родословное дерево потомков Ноя? По представлению творцов Библии, все эти многочисленные сыновья, внуки, правнуки были не обычными людьми, а родоначальниками народов и по их-то именам народы и были названы. В действительности, «Таблица народов» - это попытка систематизации народов, известных во время создания Библии. В приведенных именах скрыты названия племен. Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племен ашкуза, известного по ассирийским источникам и скифам – по греческим источникам. А имя «отца» Ашкеназа – Гомера соответствует клинописному «Гимараи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших.

Нужно обратить внимание, - киммерийцы являлись «отцами» скифов.

По-видимому, именно в такой форме отразился более ранний приход киммерийцев в Переднюю Азию. Это свидетельство уже перекликается с Геродотом, у которого скифы вторгаются в Азию, преследуя киммерийцев. Что в «Таблице народов» фигурируют киммерийцы, уже находящиеся в Закавказье, подтверждается анализом географических названий авторов Библии. Оказывается, им не было известно Черное море и тем более ничего не было известно о населении за этим морем. Киммерийцы, следовательно, могли попасть в «Таблицу народов», только очутившись уже в Передней Азии.

«Таблица народов» датируется VIII вв. до н. э. Значит в VIII в. до н. э. киммерийцы находились южнее Кавказа; но означает ли это, что они пришли туда в VIII в. до н. э.?

Очевидно, они могли прийти туда и раньше. Имеется два датированных документа: это два письма, содержащих доклады ассирийских агентов и адресованных ассирийскому царю Саргону II, который правил в 722-725 гг. до н. э. В одном из них некий Ашшуррисуа сообщает: «Страна Гуриания и страна Нагчу находятся между страной Урарту и страной Гамирра, и когда было нанесено поражение народу Урарту...» Далее текст сильно испорчен, но ясно, что следует описание войны Гамирры с Урарту. Второе письмо, составленное сыном Саргона II Синахерибом, сообщает о тех же событиях и представляет собой сводку донесений различных агентов, в том числе, и знакомого уже Ашшуррисуа. Чем интересны эти письма? Очевидно, страна Гамирра – это страна киммерийцев. Трудно сказать, почему Ашшуррисуа начинает свое сообщение с уточнением географического положения двух стран. Вероятно, в Ассирии существовали какие-то сомнения на этот счет. А вот то, что в качестве ориентира приведены киммерийцы, уже любопытно. Вероятно, ассирийцам эта страна была хорошо известна, и местонахождение ее не вызывало никаких сомнений. Чтобы создалось такое положение, киммерийцы должны были жить здесь некоторое время. И в дальнейшем тексте письма киммерийцы выступают не как вновь пришедший народ, а как государство, находившееся в определенных и, по-видимому, длительных отношениях с соседями, в данном случае, с Урарту.

В науке существует точка зрения, согласно которой, первое появление киммерийцев в Передней Азии относится к довольно раннему времени. Речь в данном случае идет не о переселении всех киммерийцев, а о походах отдельной группы, осевшей в Закавказье и Малой Азии.

Эти переселенцы не потеряли связи с соплеменниками, оставшимися в Северном Причерноморье, чем и объясняются культурные связи, установившиеся с этого времени между Северным Причерноморьем и государствами Малой Азии. Такие связи прослеживаются по археологическим материалам. Так, на Украине найдено значительное число вещей «микенского» типа из районов Эгейского моря.

С конца II тысячелетия до н. э. сохранился кинжал «переднеазиатского» типа. К этому же кругу вещей относятся бронзовые статуэтки, мечи, печати из полудрагоценных камней малоазиатского происхождения.

На основании изучения этих вещей и определено время первого переселения киммерийцев – конец II тысячелетия до н. э.

Предполагается также, что эта группа киммерийцев не обладала настолько крупным военным потенциалом, чтобы вступить в борьбу с мощными государствами Переднее Азии.

Второй этап – переселение большей части киммерийцев начинается с события, уже неоднократно упоминавшегося, вторжения скифов в Северное Причерноморье. Скифы потеснили киммерийцев, и тогда они собрали то народное собрание, о котором уже говорилось. Здесь можно привести сообщение Геродота полностью (описание входит в третью легенду): «При наступлении скифов, киммерийцы, имея в виду многочисленность приближавшегося войска, стали совещаться между собою, и мнения их, высказанные с одинаковой настойчивостью, разделились, но предложение царей было благороднее; именно по мнению народа, следовало удалиться и не подвергать себя опасности в борьбе с многочисленными войсками, а цари предлагали бороться за родину с наступающими. Однако, ни народ не захотел послушаться царей, ни цари народа; первый задумал удалиться без боя, предоставив родную землю врагам, а цари предпочли лечь мертвыми в родной земле и не бежать вместе с народом, представив себе те блага, которыми они пользовались, и те бедствия, которых следовало ожидать при бегстве из отечества. Решив, таким образом, цари разделились на две части, равные по численности, и стали драться между собой. Всех царей, перебитых друг другом, киммерийский народ похоронил у реки Тираса (Днестра) – могила их до сих пор еще видна – а после погребения удалился из страны, так что вторгнувшиеся скифы заняли страну, уже лишенную населения».

Несомненно, изложение событий в данном отрывке носит несколько легендарный характер. Ведь Геродот записал это предание не меньше, чем через 200 лет после происшедшего.

Геродот пытается примерить одно из противоречий трех легенд, и нашел необходимость объяснить, почему скифы считали, что до них на этой земле никто не жил. Ведь третья легенда явно этому противоречит. Отсюда и несколько искусственное объяснение: киммерийцы ушли сами, а скифы могли и не знать, что они здесь жили.

Ни одно сообщение из источников не обходится без разногласий среди ученых. Имеются, конечно, разногласия и в данном случае. Рассмотрим решение, которое предлагает «народ», не желая вступать в борьбу со скифами, киммерийцы уходят. Было бы понятно, если бы они ушли в безлюдные районы или попытались отнять территории у более слабых народов – соседей. Они же направляются в Переднюю Азию и вступают в борьбу с наиболее передовыми и могучими в то время государствами. Немного странно. Поэтому правильнее думать, что основной причиной «бегства» киммерийцев явилось не вторжение скифов, а внутренние процессы общественного развития, строй военной демократии, который и раньше толкал их к походам на юг. С другой стороны, и скифов нельзя снять со счетов. Если допустить, что киммерийцы потерпели поражение, то легко понять их «бегство» именно на юг, ведь там они могли объединиться со своими сородичами, обосновавшимися в Закавказье. Все это объясняет противоречия, существующие в науке.

Часть ученых обратила внимание на последнюю фразу, приведенную текста Геродота. Ведь из нее вытекает, что киммерийцы и скифы не вступали в соприкосновение, хотя приход скифов и уход киммерийцев по времени совпадают. Сомнению был подвергнут последний пункт. Может быть, истина просто в том, что скифы пришли на действительно не занятую территорию; может киммерийцы просто покинули ее задолго до прихода скифов и совсем не из-за их прихода, а увлеченные перспективами обогащения путем военного грабежа крупнейших государств Востока. Решить, кто прав, трудно, не вдаваясь в дальнейшее обсуждение этого вопроса, можно считать, что вторжение скифов – одна из возможных причин походов «бегства» киммерийцев на юг.

Споры вызывает и вопрос о путях движения киммерийцев. Одни исследователи говорят о движении через Кавказ, основываясь на сообщениях Геродота: «Киммерийцы постоянно бежали вдоль моря, а скифы гнались за ними, имея Кавказ по правую руку». Иными словами, скифы двигались по берегу Каспийского моря, а киммерийцы по Черноморскому побережью Кавказа. Другие полагают, что киммерийцы двигались через Балканский полуостров, а затем, переправившись через Босфор, попадали в Малую Азию. При этом можно сослаться на упоминание о трерах совместно с киммерийцами при описании взятия последними взятия Сард – столицы Мидийского государства. Так как треры – племя фракийцев и жили на Балканах, то и путь этот, в данном случае, весьма вероятен. Можно допустить, что киммерийцы пользовались и тем и другим путем. Можно предположить, что после столкновения со скифами (если таковое было) они использовали обе дороги.

На пребывание киммерийцев в Передней Азии нет возможности по имеющимся источникам остановиться подробно. Выше упоминалось об отношениях киммерийцев с государством Урарту, об интересе Ассирии к этим отношениям.

Известно и столкновение киммерийцев непосредственно с Ассирией при Асахаддоне, правившем в Ассирии с 681 по 688 гг. до н. э. Некоторые исследователи считают, что под народом, пришедшем «от края земли», библейские авторы так же подразумевают киммерийцев, то есть, что последние доходили и до Палестины. Особенно активно они действовали, по-видимому, в Малой Азии, на территории современной Турции. Геродот сообщает, что после «бегства» из Северного Причерноморья, киммерийцы поселились на полуострове, где теперь находится г. Синоп. О взятии ими Сард уже говорилось. Древнегреческий автор, географ Страбон (I в. н. э.) сообщает, что они «в гомеровские времена или немного раньше опустошили набегами целую область Боспора вплоть до Ионии». (Иония – это западная часть современной Турции). У Страбона также находим сведения о походах киммерийцев в Пафлогонию и Фригию. Эти походы начались на рубеже VIII – VII вв. до н. э. или несколько раньше, и особенного размаха достигли в VII в. до н. э. Позднее киммерийцы не упоминаются среди существующих народов. Во время своего пребывания в Передней Азии киммерийцы столкнулись с пришедшими туда скифами. В данном случае это подтверждено ассирийскими документами и сомнений не вызывает. Известно, что киммерийцы иногда выступали в союзе со скифами, а иногда против них, но подробности истории их взаимоотношений остаются для нас пока тайной.

О быте киммерийцев почти ничего неизвестно; лишь Ариан Никомидийский упоминает о том, что киммерийцы имели старинный обычай есть травы. Упоминал также, что они имели своих царей и предводителей, которые в важных случаях советовались с народом.

По некоторым письменным источникам, эти племена жили в степях Прикубанья. Они разводили коров, овец, приручена была уже и лошадь. Орудия труда киммерийцы делали из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их времени остались курганы; они встречаются по всей Кубанской степи.

Из исторических сведений известно, что в VII веке до н. э. киммерийцы столкнулись со скифами, такими же кочевниками, как и они. На совещании киммерийцев о грозившей опасности мнения разделились. Большинство простых киммерийцев, устрашенных многочисленностью скифов, предложили оставить страну без боя; цари же решили защищаться до последней возможности. Но позже, в результате ссор и междоусобиц, цари перебили друг друга; киммерийский народ, похоронив вождей на берегу реки Тир (нынешний Днестр), удалился с родных мест. Побежденные уходили по восточному берегу Черного моря; победители же следовали вдоль Каспия через нынешний Дербент. Вскоре скифы проникли в Малую Азию. В 617 году до н. э. киммерийцы были разгромлены Алиатом, внуком Ардиса.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о дальнейшей судьбе киммерийцев. По мнению Ф. А. Щербины, киммерийцы ушли со своей родины не одним и тем же путем, о котором упоминает Геродот, и не в одну Малую Азию. Часть их, вероятно, осела в Западной Европе под именем кимров, смешавшись с другими народами, в частности, с кельтами; часть же никуда не уходила с Таманского полуострова. Так, Дионисий говорит: « ... С савроматами же соседят синды, киммерийцы и живущие вблизи Эвксина керкетии, тореты и сильные ахейцы». Несомненно, что киммерийцы сливались с теми и другими народностями; тем более, что все три народности (киммерийцы, скифы, племена проадыгов) были родственны.

Спорное сообщение Гомера не единственное, которым располагаеь наука о киммерийцах. Но в целом источников не так уж много. Это сообщения греческих авторов, которые писали тогда, когда киммерийцы уже сошли со страниц истории. Они же сохранили нам и некоторые названия, данные топонимики, т. е. географические названия, связанные с киммерийцами.

Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван Киммерийским». Вероятно, где-то здесь помещплись киммерийские переправы. Таким образом, вся группа приведенных названий оказывается связана с районом Керченского пролива. Вторая область, связываемая с киммерийцами, - это река Днестр, носившая в древности название Тирас. Именно здесь, по сведению Геродота, были похоронены киммерийские цари, которые не желая покидать страну под натиском скифов, перебили друг друга.

Дионисий (источник I и начала II вв. н. э.) помещает киммерийцев на Западном Кавказе. Однако территория киммерийцев не ограничивалась указанными районами. У Геродота читаем: «... страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам», а нам известно, что скифы широко расселились в степях Причерноморья, в частности, основной их территорией были степи между Доном и Днепром.

В науке была предпринята попытка подтвердить широкое расселение киммерийцев данными топонимики. Было высказано предположение, что киммерийскими являлись названия с суффиксами «сос», «тос» и «уса», однако доказать это не удалось.

Следует сделать небольшую оговорку по поводу пребывания киммерийцев в районе Днестра. Возможно, что упоминание Геродота о разыгравшейся здесь трагедии – междоусобном сражении киммерийцев – касается не основной территорией обитания киммерийцев, а мест, куда они отступили под натиском скифов. Наконец, много географических названий, связанных с киммерийцами, сохранило нам и Закавказье, но эти данные, скорее всего, отражают уже более поздний этап истории, - походы киммерийцев на Урарту и Ассирию.

Труднее определить хронологические рамки обитания киммерийцев в Причерноморье. Дата их появления не известна. Предполагается, что они обитали здесь длительное время. Относительно их ухода имеются данные в письменных источниках: киммерийцы вытеснены скифами и следовательно, ушли из Причерноморья примерно в VIII в. до н. э.

Таковы сведения о киммерийцах, которые можно извлечь из письменных источников. Историки могли бы ограничиться и этим, но археологи, несомненно, поставят вопрос – какая археологическая культура соответствовала киммерийцам, какие памятники они оставили? Этот вопрос и является самым трудным. Если опираться на письменные источники, то киммерийцев никак не назовешь «окутанными мглою». Есть изображения воинов этого народа, а киммерийцы, несомненно, таинственный народ. Были попытки приписать киммерийцам кобанскую культуру Северного Кавказа, кизил-кобинскую Горного Крыма, срубную и, наконец, катакомбную.

Изложить аргументацию всех гипотез пока не представляется возможным.

Остановимся на последней, по мнению ученых, наиболее вероятной.

Наиболее поздние памятники катакомбной культуры известны на Нижнем Дону, Таманском полуострове и в пойме Кубани. Эти районы, особенно последние, известны, как территория, связанная с киммерийцами. Оба факта совпадают и во времени, - позднекатакомбные памятники здесь примерно одновременны сообщениям письменных источников о пребывании в этих областях киммерийцев. Такое совпадение является существенным аргументом в пользу предлагаемой точки зрения.

Очень любопытные данные дают раскопки городища Киммерика на Керченском полуострове. Это небольшой греческий город, но само название указывает на какую-то связь с киммерийцами.

Уже в 40-х годах прошлого столетия при разведочных раскопках в нижнем слое городища, предшествовавшем греческой колонизации, найдены обломки глиняной посуды эпохи бронзы II тысячелетия до н. э.

Такого же типа вещи были встречены и позднее, когда в 50-х годах ХХ столетия экспедиция Керченского историко-археологического музея начала систематические раскопки городища. Были обнаружены кремневые наконечники стрел, обломки каменных топоров и обломки глиняной посуды с характерным узором. Все это относится к позднему этапу катакомбной культуры. Там же в Киммерике археологам посчастливилось обнаружить и другое поселение той же культуры и того же времени.

Киммерик не единственный памятник пребывания катакомбных племен в этой части Крыма. Известны поселения близ Феодосии (у с. Щебетовки), в районе с. Планерного.

Таким образом, археологическими памятниками киммерийцев можно считать те поселения, которые археологи относят к катакомбной культуре.

Поздним этапом этой культуры, а следовательно, с киммерийцами, связывается последний расцвет производства изделий из бронзы, предшествовавший широкому распространению железа.

В настоящее время наука располагает большими коллекциями таких вещей. Среди них: втульчатые топоры, серпы, кинжалы, копья. Все вещи найдены на Северном Кавказе и в Закавказье; они широко распространены не только на территории бывшего СССР, но и на Западе.

По-видимому, киммерийский союз племен, возникший на рубеже двух последних тысячелетий до н. э., связал культурными узами население большой территории Европы и Азии.

Многие типы строгих удил, упоминающихся в связи с возникновением кочевого скотоводства, известны в Закавказье, Передней Азии, в Западной Европе. Эта общность была обусловлена, в частности, и далекими походами киммерийцев в Малую Азию. Интересную категорию вещей представляют металлические вазы, хорошо известные на Кавказе, в Поволжье, в Приднепровье.

Широкий круг материалов, включающий оружие, орудия труда и бытовые вещи, распространившиеся на огромных территориях Европы, лучше всего свидетельствуют об активности киммерийского мира.

Все это расширяет представления о киммерийцах, мало еще известных науке. Если бы были только письменные источники, киммерийцев знали бы только как разрушителей крупных центров древней культуры и ничего нельзя было бы сказать об их вкладе в цивилизацию человечества. Киммерийский союз племен объединял не только собственно киммерийцев, но частично и соседние родственные племена.

В первую очередь это относится к таврам Горного Крыма (Таврики), ранняя культура которых известна в археологии под названием кизил-кобинской. Это не вариант катакомбной культуры, а именно отдельная, особая культура.

Ряд черт довольно резко отличает ее от катакомбной. Но одновременно имеется некоторое родство, позволяющее считать их родственными. Это культуры одной общности.

В настоящее время таврские племена изучены хорошо. Известны открытые и укрепленные поселения, могильники. Все эти памятники располагаются в Горном Крыму, известны они и на Керченском полуострове. Наиболее ранние из них относятся к рубежу II и I тысячелетия до н. э. Несколько позже они упоминаются в письменных источниках. Позднее тавры сосуществуют со скифами и известны в Крыму до первых веков н. э.

В некоторых случаях в нижних слоях позднейших греческих городов Керченского полуострова обнаруживается материал, принадлежащий таврам.

Так было в Нимфее, Киммерике, на Азовском побережье Крыма. Могилы тавров, обнаруженные на мысах Зюк и Казантип были обложены каменными плитами, и этот тип погребальных сооружений получил в науке название каменных ящиков.

Существует мнение, что таврская культура Крыма имеет много общего с культурой Северного Кавказа рубежа I и II тысячелетия до н. э. Такое сходство прослеживается и в типе погребальных сооружений и погребальном обряде. Таким образом, часть территории тавров совпадает с областью киммерийской топонимики, что и позволяет отожествлять одну группу киммерийцев с таврами. Мнение о тождестве тавров и киммерийцев было высказано уже давно на основании лингвистического анализа и исторических сопоставлений. Но при этом обычно полагали, что тары не являются киммерийцами.

Другая группа ученых полагает, что они составляли только часть киммерийцев, часть, дольше всех присутствующую в Северном Причерноморье.

Остается добавить, что проблема киммерийцев не менее сложна и запутана, чем, скажем, проблема происхождения славян.

Основные споры касаются вопросов о культуре этих племен и бытия.

Твердый А. В. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

В эпоху, получившую название «ранний железный век» (IX в. до н.э. — IV в. н.э.), когда люди овладели технологией производства железа и стали изготовлять из него значительно более производительные орудия труда и оружие, относятся самые ранние упоминания древних авторов о живших в Крыму, да и вообще в Восточной Европе, народах. Первыми на страницы хроник попали киммерийцы, имя которых (этноним), начиная с VIII в. до н.э., неоднократно упоминалось в древнегреческих и древневосточных документах.

Пожалуй, раньше всех о киммерийцах написал великий греческий поэт Гомер в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада». Рассказывая о долгом и полном приключений путешествии Одиссея и его спутников, Гомер сообщает о народе и городе людей киммерийских. Страна эта находилась где-то на краю света, где все покрыто влажным туманом и мглой облаков, сквозь которые даже не пробивался солнечный свет. Вот так уныло в глазах древних греков выглядела родина киммерийцев — Северное Причерноморье. В «Илиаде» о киммерийцах прямо не сказано, но считается, что они скрываются здесь под названиями «доители кобылиц» и «млекоеды». Причем, в одном эпосе киммерийцы охарактеризованы как оседлое, городское население, а в другом — как скотоводы-кочевники.

Гораздо больше данных о киммерийцах содержится у известного древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он составил знаменитую «Историю» в девяти книгах, за которую заслужено получил почетное прозвище «Отец истории». Четвертая книга этого сочинения почти полностью посвящена Северному Причерноморью и господствовавшим там скифам. Повествуя о них — победителях несокрушимой армии персидского царя Дария I — Геродот описал и те народы, с которыми скифы вступали в контакты. Благодаря этому, нам и стало известно, что среди жителей Таврики, как тогда назывался Крым, были кочевники-киммерийцы, а также тавры — жестокие горцы, промышлявшие грабежом и пиратством.

Геродот упоминает киммерийцев, пересказывая одну из трех легенд о происхождении скифов. Когда-то киммерийцы населяли северный берег Черного моря и с тех пор здесь так и сохранились связанные с ними географические названия: область Киммерия, Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийские переправы, Киммерийские стены, город Киммерик и гора Киммерий. Но однажды в их земли вторглись вытесненные из Азии воинственные скифы-кочевники. Киммерийцы стали советоваться: вступить ли им в сражение со скифами или же уступить грозной силе и покинуть свою страну. На совете мнения разделились. Цари предлагали дать сражение, предпочитая умереть за свою землю, но народ, не желая подвергаться опасности, предложил уйти без боя. Так и не сумев договориться, киммерийцы разделились на две части и вступили в кровопролитную битву друг с другом. Многие в ней были перебиты, а оставшиеся в живых похоронили своих соплеменников и, покинув родину, ушли вдоль восточного берега Черного моря в Переднюю Азию.

Так начался переднеазиатский период в истории киммерийцев, о котором достаточно подробно сообщают уже древневосточные (ассирийские, вавилонские, древнееврейские) письменные источники. Они весьма многочисленны и речь в них идет о вооруженных столкновениях киммерийцев с Ассирией, Мидией, Лидией и Урарту. Для жителей этих стран киммерийцы или «гамирра», как их называли, были пришедшими с севера дикими кочевниками, живущими грабежом и войной. Легко предавая и меняя союзников, нападая на богатые города, киммерийцы повсюду несли с собой смерть и разрушения. Конец киммерийскому владычеству в Передней Азии положили их недавние враги — вторгшиеся сюда скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцы отступили в район города Синопа на юге черноморского побережья, а около 600 г. до н.э. их окончательно разгромил лидийский царь Алиатт. После этого киммерийцы сошли с исторической арены, но, несмотря на это, они до сих пор остаются одним из самых загадочных народов.

Причин тому несколько. Так, например, в соответствии с данными античной письменной традиции, киммерийцы жили в северопричерноморских степях, однако попытки уточнить территорию их обитания привели ученых к крайне противоречивым выводам. Большинство современных исследователей, вслед за Геродотом, полагают, что киммерийцы некогда были широко расселены от Дуная до Дона. Другие сужают их ареал до Северо-Западного Кавказа, а также до Таманского и Керченского полуостровов, иногда даже только до одного Керченского полуострова, поскольку с ним связаны практически все уже упоминавшиеся топонимы, имеющие отношение к киммерийцам. Существует гипотеза, в соответствии с которой киммерийцы никогда не жили в Северном Причерноморье, а их племенной союз сложился на землях современного Ирана, откуда они совершали свои грабительские походы в Малую Азию, Закавказье и в Северное Причерноморье. Полагают также, что киммерийцы — это не этноним, а общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников, в частности скифов, и, следовательно, такого народа как киммерийцы вообще не существовало.

Не решен до конца вопрос о языковой принадлежности киммерийцев, поскольку из их языка до нас дошло всего три слова. Это имена киммерийских царей Теушпа, Тугдамме (Лигдамис) и Сандакшатру. В свое время их считали фракийскими, кельтскими, германскими, славянскими и кавказскими, но сейчас языковеды выводят эти имена из иранских корней, относя язык киммерийцев к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Разночтения с локализацией киммерийцев породили сохраняющуюся и поныне проблему выявления принадлежащей киммерийцам археологической культуры. Так, в Малой Азии, где киммерийцы несомненно жили в течении многих лет, нет ни одного оставленного ими памятника и поэтому нет того эталона, с которым можно было бы сравнивать памятники других территорий. Следуя указаниям Геродота, киммерийцев искали в Северном Причерноморье, пытаясь связать с ними катакомбную и срубную культуры эпохи бронзы. Однако, к IX в. до н.э. они прекратили свое существование, тогда как киммерийские памятники только лишь стали появляться в это время. В конечном счете, археологи условились считать киммерийскими разбросанные по степи кочевнические подкурганные погребения IX — первой половины VII вв. до н.э., которые по своему обряду и инвентарю отличаются от кочевнических древностей эпохи бронзы, а также от культуры появившихся в середине VII в. до н.э. скифов.
Связываемые с киммерийцами захоронения, а их насчитывается порядка 200, открыты на огромном пространстве от Дуная до Волги. Они совершались в прямоугольных или овальных ямах, большинство которых впущено в курганы, насыпанные в предшествующее время. Иногда стены могильной ямы обшивали деревом, из которого делали и перекрытие могилы. В погребениях содержатся останки воинов с оружием и деталями конской узды, а также с лепной лощеной посудой, куда помещалась заупокойная пища. Изредка вместе с умершим хоронили и его боевого коня. В отдельных случаях над могилой устанавливали каменные стелы в виде человеческой фигуры. Погребения такого типа, а на сегодняшний день их известно свыше 15, открыты и в степной части Крымского полуострова.

Археологические материалы из киммерийских погребений дают возможность реконструировать хозяйственный уклад, жизнь и быт этого кочевого народа. Основой хозяйства киммерийских племен было кочевое скотоводство, в котором доминировало разведение лошадей. Коневодство не только обеспечивало киммерийских воинов и пастухов «средствами передвижения», но, если вспомнить «Илиаду», снабжало их продуктами питания. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны, открывавшие кочевникам широкие возможности в получении продуктов земледелия и ремесла. О переднеазиатских походах уже говорилось, но постоянное давление со стороны киммерийцев испытывало и северное оседло-земледельческое население лесостепи.

Кочевая жизнь киммерийских племен отразилась и на их внешнем виде. Сохранилось всего два изображения на расписных вазах VI в. до н.э., на которых, как считается, запечатлены киммерийцы. На этрусской вазе показаны киммерийские всадники, а на греческой — киммерийский лучник. Одежда людей на этих изображениях полностью отвечает тем степным «стандартам», которые были выработаны кочевыми условиями жизни. Киммерийцы одевались в удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи с расширяющимися полами, на ноги обували мягкие сапожки с короткими голенищами, а головы покрывали высокими островерхими шапками-башлыками. Неотъемлемым кочевническим компонентом является и конская сбруя, служившая для управления конем. Ее основные детали — это удила и псалии, которые очень часты в киммерийских могилах. Бронзовые удила киммерийских лошадей фиксировались во рту лошади при помощи костяных и бронзовых трехдырчатых псалиев. Соединявшие их ременные уздечки украшались разнообразными бронзовыми или ажурными костяными накладками.

Военная специфика киммерийского быта отразилась в разработке и изготовлении первоклассных для своего времени образцов вооружения и снаряжения боевого коня. Главным видом наступательного вооружения являлся мощный дальнобойный лук со стрелами, имевшими бронзовые двухлопастные наконечники.

В ближнем бою киммерийцы использовали длинные (свыше 1 м) железные мечи, а также короткие кинжалы, имевшие иногда бронзовые рукояти. Изредка киммерийцы применяли и копья с железными наконечниками, но широкого распространения этот вид оружия не получил. Как свидетельствуют археологические находки и редкие изображения, киммерийцы представляли собой легковооруженную конницу. Какими-либо данными об использовании ими защитного вооружения наука не располагает, хотя не исключено, что перед боем киммерийцы могли облачаться в простые, но весьма эффективные кожаные доспехи, прикрываясь от неприятельских стрел и ударов мечей легкими щитами. Широкое распространение киммерийской конской упряжи и оружия является лучшим подтверждением их высокой эффективности и удачной конструкции.

Кочевничье-скотоводческий способ жизни отразился и на социальном развитии киммерийцев. Главной ценностью кочевников был скот, стада которого могли легко переходить из рук в руки вследствие вооруженных столкновений, засух и других причин, скапливаясь у наиболее предприимчивых и удачливых соплеменников. Им же перепадала и основная часть военной добычи, что приводило к имущественному и социальному расслоению киммерийского общества. О киммерийских вождях говорится в ряде письменных источников, например у Геродота, где они названы царями, а археологически это прослеживается в появлении захоронений военной аристократии, которые своим богатством заметно отличаются от основной массы рядовых погребений. В качестве примера можно привести крымское погребение знатного воина, исследованное в кургане у с. Целинное Джанкойского района. Похороненный здесь лежал в скорченном положении на левом боку. За его головой стояла чернолощеная корчага, наполненная костями барана, оставшимися от заупокойной пищи. Под нижней челюстью умершего найдены две височные подвески в виде бараньих рогов, изготовленные из бронзы и обтянутые золотой фольгой. К поясу был подвешен железный кинжал, а в левую руку вложен точильный камень (оселок). При раскопках кургана обнаружена нижняя часть каменной стелы, на которой рельефом изображены пояс, заткнутый за него горит (футляр для лука и колчана со стрелами) с луком, а также подвешенные кинжал, оселок и крестообразное изделие неясного назначения.

Приведенные факты говорят о том, что киммерийцы находились на стадии перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и государственности. Однако дальнейшее развитие этого процесса было прервано вторжением скифов, с которыми связан следующий этап истории Крыма.

В. П. Власов

ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев А. Ю., Качалова Н. К., Тохтасьев С. Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. — СПб., 1993.
Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. — М., 1989.
Тереножкин А. И. Киммерийцы. — Киев, 1976.
Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. — Симферополь, 2003.