Матфей, апостол. Святой апостол и евангелист матфей Матфей ученик христа биография

Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея – одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Его история особенно трогательна, хотя подробности жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.

Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым.

История Апостолов удивительна тем, что является прямым доказательством Божественного происхождения Спасителя. После того, как Иисус был распят, Апостолы, оставившие свои дома и следовавшие за Учителем, должны были оставаться абсолютно сломленными. Было бы логично, если бы они оставили служение, отреклись от Христа и отправились по домам. Но произошло нечто иное. Апостолы, совершенно разные люди, объединенные одной величайшей на земле идеей, отправились проповедовать, добровольно приняв мученическую кончину. Каждый знал, как рискует, рассказывая о Христе, но не оставил своего служения. Это говорит лишь о том, что Евангелист Матфей, в числе прочих, увидел нечто совершенно потрясающее – Христа Воскресшего. Иначе, он должен был считать себя обманутым, ведь обещания того, кого он почитал Спасителем не исполнились! Слова из всех книг Нового Завета убеждают нас в обратном.

Евангелист Матфей проповедовал и писал Евангелие, добровольно принимал мучения за веру во Христа и свою проповедь.

После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга – .

Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину. История Евангелиста Матфея связана со множеством чудес, которые он творил во славу Божию. Так, в Эфиопии, Апостол горячо молился об обращении народа в истинную веру. В стране, где ему выпало проповедовать, процветал каннибализм и самые жестокие языческие верования. Явившись Евангелисту Матфею в образе молодого человека, Сам Господь велел ему поставить жезл у дверей храма.

Из этого жезла должно было произрасти дерево, а у подножия этого дерева появиться источник воды. По пути к храме Евангелист Матфей встретил же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одержимого беснованием. Апостол исцелил их, но за это правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Апостола пытались поджечь, но пламя было бессильно перед ним и не причинило вреда. Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, воды не тронули мощи Апостола. Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещен с именем Матфей.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея

глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея

глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва Евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Левий Матфей/Апостол МАТФЕЙ ЕВАНГЕЛИСТ

Родился апостол Матфей 27 февраля 13 года до нашей эры.

Матфей был красивым человеком с тёмно-русыми волосами, голубыми глазами, ростом 1 метр 82 см. он был на девять лет старше Иисуса. Имел очень хорошее образование, которое получил в своей семье. Его отец был священником, но Матфей своё истинное происхождение скрывал от всех, опасаясь гонений на семью и отца. Матфей знал несколько языков, в том числе один из индийских. Любил читать. Посетил Тибет и Индию, где впервые и услышал об Иисусе Христе. Услышанное привлекло его, и Матфей захотел познакомиться лично с этим удивительным человеком. Поэтому, когда наконец-то состоялось это долгожданное знакомство, Иисусу было достаточно только сделать приглашение, и Матфей тут же всё бросил и последовал за учителем.
У Матфея были жена и двое мальчиков. Свою семью будущий евангелист оставил по своему усмотрению, так как считал, что семья будет только мешать его духовному росту.

Караваджо, «Призвание Апостола Матфея»

Иисус увидел сборщика налогов Матфея, сидящего у места сбора пошлин возле города Капернаума, и сказал ему: «Следуй за мной!» И Матфей, который сильно верил в Иисуса, встал и, оставив всё, последовал за ним. Он сделал у себя в доме большое угощение для Иисуса и других учеников. Также на этом пиру присутствовали другие сборщики налогов и богатые люди. Книжники и фарисеи роптали и говорили Иисусу: «Зачем вы едите и пьёте с грешниками и со сборщиками налогов?»
Иисус ответил: «Здоровым врач не нужен, врач нужен больным. Я пришёл призывать к покаянию не праведников, а грешников».
Через полгода после воскрешения Иисуса Христа, оставив христианскую общину, им организованную, и сложив все полномочия на совет общины, Матфей, как и все остальные апостолы, покинул Иудею. Он отправился в Рим с караваном из Индии, знание индийского языка помогло ему свободно общаться с караванщиками. По дороге, где бы они ни останавливались, он рассказывал об Иисусе, его вере, мученической смерти и чудесном воскрешении.
Пробыв в Риме и его окрестностях около трёх лет, Матфей отправился в Египет, где познакомился с египетскими пирамидами и верованиями народов, заселявших эту страну. В Египте апостол прожил больше шести лет, и здесь ему пришла мысль написать всё об Иисусе Христе. У Матфея были записи Филиппа, которые тот вёл ещё при жизни Иисуса Христа.
Поэтому все изречения Иисуса были самые точные. Многочисленные ссылки были внесены намного позже римлянами. Записи были на греческом языке, так как Филипп не хотел, чтобы их читал кто-то посторонний. Но Матфею язык был известен.
Около года писал Матфей свое Евангелие, и спустя восемь лет после распятия Сына Божиего эта книга в 37 году впервые увидела свет.
После написания Евангелия Матфей вместе со своим учеником, молодым человеком из Рима, отправился в Палестину. Этот парень был беженец, его преследовали за совершенное им воровство. Матфею он во всём признался, и тот взял над ним шефство, всячески опекал его и оберегал.
Они пробыли два года в Персии, проповедуя и исцеляя, и четыре года в Мидии. Затем Матфей перебрался в Африку, много путешествовал, многое узнал, познакомился с африканскими шаманами, посетил многие племена, некоторые смог обратить в веру Христову.

Умер Матфей от малярии в Эфиопии в возрасте шестидесяти трех лет, 25 мая 50 года.
Своё Евангелие, с которым он никогда не расставался, Матфей передал ученику, который вернулся в Иудею и передал записи одной из христианских общин.

Дни памяти

В православном церковном календаре: 16 ноября/29 НОЯБРЯ и 30 июня/13 июля (Собор Двенадцати апостолов);
- в католическом: 21 сентября;
- евангелическом и англиканском: 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео); по одной из версий они были перевезены в Италию в X веке.


Фрески верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, роспись свода, сцена: св. Матфей, деталь.

Считается покровителем бухгалтеров, таможенников, всех финансовых служб .
Святое место - Россия, Магаданская обл., п. Ола (административное здание местного рыбзавода).
Покровительствует - всей территории, расположенной за Северным Полярным Кругом, Архангельской обл., Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской обл., Аляске, провинции Юкон в Канада.
В молитвах апостола Матфея просято добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.

Молитвы

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея
глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолам
глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов
глас 2

Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.
Кондак апостола и евангелиста Матфея
глас 4

Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва ко Святому апостолу и евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков.
Аминь

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.


Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.

Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

Житие святого апостола и евангелиста Матфея

Фактов из биографии святого апостола и евангелиста Матфея, которого еще называют Левий Матфей или Левий Алфеев, известно немного. В истории его имя возникает с того момента, как Христос, видя его сидящим у храма, как пишет святой евангелист Лука, велел ему оставить всё и следовать за ним. До сего момента Левий Матфей исполнял обязанности сборщика налогов в Галилее, городе Капернауме, развалины которого сохранились и сейчас, они называются Тель-Гум.

Галилея была частью Иудеи, а Иудея – римской провинцией, где иудеи люто ненавидели римских язычников – поработителей. Римские же правители понимали, что выполнять обязанности мытаря лучше поручить человеку, знающему и территорию, и материальные возможности населения, а потому нанимали на эту неблагодарную и нечистую работу людей из местного населения.

Сборщик податей – всегда гость в доме незваный и нежеланный, а уж если это человек из своих, он среди иудеев считался изменником, становился изгоем. С мытарями старались не общаться, не звали их к столу, вообще всякие сношения с ними считали осквернением веры и ставили их в один ряд с тяжелыми грешниками. Поскольку, выбивая подати в пользу римлян, сборщикам податей приходилось применять жестокосердие даже к тем, у кого они отбирали последнее, то уважения, конечно, они не снискали. К тому же занятие это было не подконтрольно, и среди мытарей случались нечистые на руку: те, что завышали подати, кладя неправедный излишек себе в карман.

Однако находились те, что шли на это, потому что во все времена профессия сборщика налогов была весьма доходной, и среди них были разные люди, в том числе добрые и чистые сердцем. Так и Левий Матфей был человеком не бедным: он имел и свой дом, и приличное состояние, но душа его была не испорчена ни жестокостью, ни излишним сребролюбием.

Господь избирает человека себе на службу, глядя в его сердце. В Капернауме Христос сотворил множество чудес, и, находясь возле храма, Матфей слышал Его речи, и душа мытаря склонялась к услышанным им истинам о Боге. Потому, видно, призыв Христа следовать за Ним был принят мытарем в одночасье и без сомнений. Он встал, оставил свою мытницу (кошель) в дорожной пыли со всеми средствами и последовал за Учителем.

Чувство благодарности бывшего мытаря было велико, и Матфей пригласил Господа на трапезу в свой дом, и Он согласился. Иудеи, книжники и фарисеи, главные иудейские проповедники и ревнители иудейской веры, видя, как Иисус ест и пьет в доме человека, к которому все относились с брезгливым презрением, стали осуждать Его. Ответ Христа известен из Евангелия – Он сказал, что во враче нуждаются не здоровые, а больные, призвал их пойти научиться тому, что есть милость, а что есть жертва, и поведал, что Он пришел спасти не праведников, но грешных (Мф. 9; 9–17).

Это была последняя трапеза Левия Матфея в своем доме. После он встал, оставил всё и последовал за Ним, чтобы проповедовать Его учение до конца дней своих. В своем неотлучном следовании за Христом он проповедовал, видел Христовы чудеса, слушал вместе с другими первыми учениками Его слова, запоминал их, он был с Христом до самой Тайной вечери и взятия Его, и Воскресения, и Вознесения. Память об этих днях, об этих событиях и проповедях легла потом в основу Евангелия от Матфея – первого, которое мы читаем, открывая Новый Завет. Оно написано по просьбе жителей Иерусалима, когда святой апостол Матфей после обретения Святого Духа собирался отбыть из города на проповедь Слова Христова.

Особенность Евангелия от Матфея состоит в том, что в нем подробно освещено Христово родословие, доказывающее, что Христос и есть Тот Самый истинный Мессия, о Котором возвещали все ветхозаветные пророки и о Котором упоминается во всех главных событиях Ветхого Завета. Свое Евангелие святой апостол-евангелист Матфей писал на еврейском языке, затем оно было переведено на греческий, а еврейского подлинника уже не существует.

Окончив писание Евангелия – год создания его историки предполагают как 41-й от Рождества Христова, святой апостол удалился из Иерусалима на проповедь. Ему была оставлена для обращения в веру истинную изрядная часть Малой Азии и часть Африки: он проповедовал среди персиян, сирийцев, парфян, мидян и прочих народов, населявших эту территорию.

Проповедовал он и в Эфиопии, где проповедь учения оказала чудесное влияние на жителей, и многие отступились от язычества, приношения человеческих жертв идолам и обратились в истинную веру. Он создал там небольшую церковь, оставив при ней в качестве епископа для поддержания и умножения веры спутника своих странствий Платона. Однажды во время уединенной молитвы на горе, что была неподалеку, святому апостолу явился Господь в облике светлоликого юноши. Он подал ему жезл и велел принести его в город Мирмены, чтобы водрузить возле храма. В этом городе тогда правил некто Фульвиан, что в переводе с латыни означает «рыжий».

По дороге в город святой апостол встретил жену и сына правителя Мирмен, а поскольку они были одержимы злым духом, то при виде жезла начали бесноваться и кричать, что святой Матфей идет в город, чтобы погубить их. Святой апостол вознес молитву Господу, и эти двое тут же исцелились и пошли вместе с апостолом.

Придя в город, святой апостол Матфей по велению Господню водрузил жезл возле храма, и жезл сразу превратился в красивое сильное дерево с привлекательными сладкими плодами, а от корней его зажурчал чистый ручей. И многие чернокожие жители стали приходить к храму, чтобы посмотреть на чудо. Они ели плоды с дерева, слушая апостольскую проповедь, которая входила в их сердца, как благодатная пища – в тело, и это было очень похоже на трапезу Учителя с учениками. Об особых свойствах этих плодов святому апостолу также было открыто в видении, которое было дано ему, когда он получил чудесный жезл. Все уверовавшие тут же крестились в чудотворных водах источника. Среди собравшихся возле храма были жена Фульвиана с сыном. Фульвиан, узнав об этом, разгневался и приказал взять святого Матфея под стражу.

Ночью святому Матфею явился Сам Христос и сказал, что апостола ждут мучения, однако велел ему все надежды возложить на Него, поскольку Он Сам отныне будет при святом Матфее неотлучно. Во время утренней молитвы за святым апостолом Матфеем прибыли четыре стражника, чтоб взять его, но тут храм окутала тьма, да такая, что они не знали, как из нее выбраться, и вернулись ни с чем. Фульвиан разгневался еще больше и снова послал за апостолом стражу, но теперь вокруг апостола воссиял свет, на который смотреть было невозможно. Воины в страхе бросили оружие и побежали прочь.

Тогда Фульвиан сам пошел арестовать апостола, и едва он подошел к нему, как ослеп. Испугавшись, он стал просить апостола вернуть ему зрение. Святой Матфей сотворил над ним крестное знамение, и Фульвиан вновь прозрел.

Однако лицемерный Фульвиан прозрел телесно, но не духовно. Он пригласил святого Матфея в свой дом якобы за тем, чтобы оказать почести, а в душе замыслил убить его – он полагал, что все чудеса, творимые апостолом, были не проявлением воли Божьей, а чародейством, и хотел уничтожить святого как волхва. Матфей, ведомый Господом, сразу прочел помысел Фульвиана и сказал ему, чтобы тот исполнил всё, что задумал, не лицемеря, ибо святой готов вынести все муки во имя Господа.

Фульвиан трижды предавал святого Матфея огненным мукам, но каждый раз апостол молитвой отводил огонь, в котором в конце концов оплавились, как воск, и сгорели идолы – предмет поклонения язычников, а затем огонь, из них вышедший, обратился в огненного змея, который начал преследовать самого Фульвиана. Тот в ужасе умолил апостола остановить змея, и уже был готов и сам воздать апостолу почести, но святой Матфей сотворил молитву и Господь принял его к Себе.

Кончина святого апостола Матфея произошла примерно в 60 году после Рождества Христова. Ныне его останки хранятся в Италии в городе Салерно, покровителем которого считается святой апостол, туда они были перенесены примерно в Х веке. Помимо православных икон, его образ трижды был запечатлен известным живописцем Ренессанса Караваджо.

Какое чудо произошло

Вместе с преставлением святого апостола Матфея чудеса, творимые им, не окончились. Несмотря на всё, увиденное Фульвианом, и данную ему защиту от огненного змея, его душа всё-таки была полна сомнений. Он приказал одеть останки святого в драгоценные одежды, положить их в кованый железный ковчег, запаять оловом и бросить в море, сказав, что если Тот, Кто оградил апостола от огня, не допустит, чтобы его мощи утонули, то и он, Фульвиан, поклонится Богу, и вместе с ним все откажутся от веры в идолов.

В следующую ночь святой Матфей пришел в видении другу и ученику его епископу Платону и сказал, чтобы епископ наутро пошел на берег к востоку от дома властителя – там будет выброшен из моря ковчег с его мощами. Платон так и поступил.

Когда Фульвиан узнал об этом, он также в сопровождении многих пришел на берег и увидел выброшенный из волн тяжелый ковчег. Тут и он уверовал, и народ вместе с ним. Фульвиан поклонился Богу, принял Святое крещение с именем Матфей, отказался от мирской жизни, стал жить церковной жизнью и получил священнический сан.

Значение иконы

Помимо того что святой апостол-евангелист Матфей является покровителем тех, чья деятельность связана с финансами, таможней, сбором налогов, его образ напоминает о необходимости чтения Священного Писания и, в частности, Нового Завета. Евангелие от Матфея отличается от прочих тем, что там особо подчеркнута родственная связь Иисуса с народом иудейским через родословную Богоматери, указывающую, что именно Он и есть Мессия, Первосвященник по чину Мехильседека, сына Давидова и Аврамова, Которого так ждали пророки и Которого не узнали и распяли их потомки. Поэтому часто на иконах святой апостол-евангелист Матфей изображается вместе с юношей, подобным ангелу, – очевидно в напоминание о том видении, когда святому Матфею Господь в юношеском облике передал чудесный жезл.

August 22nd, 2014 , 06:16 pm

Два апостола с похожими, но разными именами. Разными в одну букву, Матфи й и Матфе й. Разные апостолы, разные судьбы...

Святой апостол и Матфий родился в том же городе в котором родился Христос, в Вифлиеме ещё до Рождества Христова. Происходил из еврейского рода. Уже в раннем детстве изучал Ветхий завет, а его учителем был сам святой Симеон Богоприимец .

К сожалею, больше ни чего о жизни этого апостола достоверно сказать нельзя.

Есть только некоторые сведения из жизни уже после того, как Христос вознёсся на небо. Тогда апостол Матфий ходил с проповедью по странам вместе с апостолами Петром и Андреем Первозванным и прошли они города Сирии и Турции. в частности известно, что на берегу Чёрного моря в самом северном современном городе Турции Синоп апостол был заключён в тюрьму, но апостол Андрей Первозванный чудным образом его спас и вывел из тюрьмы.


Далее Матфий посетил с проповедями современный турецкий город Амасья, это город в котором родился святой мученик Фёдор Тирон . Далее апостол направился в Эдессу , это ранний центр христианства, более 300 монастырей насчитывалось в городе, а ныне город расположен в Турции на границы с Сирией. В Эдессе жил такой великий учитель Церкви, как святой Ефрем Сирин . В XIX веке группы христиан из Эдессы переселялись на территорию Российской империи. В частности, ими было основано село Эдиссия в современном Ставропольском крае , население которого, будучи армянским, довольно долго сохраняло турецкий язык.

Современное название Эдессы, Шанлыурфа . В этом же городе жил святой христианский аскет, Алексий человек Божий и здесь же родился пророк Авраам и жил пророк Иов . Здесь же родился и святой апостол Фаддей . Вот какой значимый для христианского мира этот вот современный городок Шанлыурфа (в прошлом Эдесса).


Так же апостол Матфий проповедовал ещё в одном городе Турции, в современном городе Сивас .

После современной Турции , апостол Матфий посещал современную Грузию , где как сказано "претерпел за веру во Христа многие муки" и побывал в Македонии .

Потом апостол вернулся в Иудею.
В преданиях говорится, что в Иудее жил иудейский первосвященник Аннан, он уже являлся виновником смерти святого апостола Иакова Брата Господня . Вот и сейчас Аннан очень хулил и поносил Христа как обманщика и апостол Матфий вступил с ним в спор. В итоге как богоотступника иудейской веры Верховный иудейский суд приговорил апостола Матфия к смертной казни и по иудейским законам он был забит до смерти камнями примерно в 60 году первого века. Однако это убийство было совершено без одобрения Рима, чем иудеи сами нарушали закон. А потому уже мёртвому апостолу Матфию иудеи отрубают голову чтобы скрыть своё преступление и доносят в Рим, что апостол казнён за непокорность Римскому Императору. На такое "преступление" разрешение от Рима на казнь ждать не требовалось . .

Матфий один из учеников Иисуса Христа , по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.За проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями в Иудее . Однако согласно греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Смерть Матфия относят к 63 году.

Мощи Матфия, по преданию, перенесённые в Германию императрицей Еленой, почитаются в Трире (в римскую эпоху одна из императорских резиденций) в аббатстве св. Матфия .

И здесь не стоит путать апостола Матфия чей день памяти отмечается 22 августа с апостолом и евангелистом Матфеем у которого день памяти 16 ноября.

О жизни святого апостола нам известно очень мало. Есть только один достоверный факт, что Матфей был мытарем . Мытарь - это так в то время назывался человек, который для Рима и Римской Империи в которую входила и тогдашняя Иудея, у людей собирали налоги. Люди, особенно иудеи, очень не любили мытарев считая их предателями еврейского народа, изменниками иудейской веры и родины в целом. Ведь мытари отнимали у людей их деньги в пользу не Израиля, а Рима, и порой богачи ненавидели мытарей, что они отнимают у них часть богатства, а бедные люди, которые жили в бедности и растили в бедности и голоде детей, тоже должны были последние деньги отдавать через мытаря государству. А потому святой апостол Матфий как и другие мытари был презираем народом, тем более он был самым старшим сборщиком податей в крупным в то время городе Капернауме , этот город тогда был подвластен царю Ироду .


В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. Тогда город представлял собой рыбачий поселок и таможню на пути из Кесарии в Дамаск. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра , Андрея , братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфия . Во II веке в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь, и он стал оплотом христианства в районе .

Греческая Православная церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии .

Известно, что Матфей, это имя христианское, а первоначальное имя апостола было, Левий . Его так даже порой в евангелие называют, Левий Алфеев , то есть Левий сын Алфея.

Однажды когда Левий (Матфей) ходил так и собирал пошлины, он присел отдохнуть и увидел идущего Иисуса Христа. Господь подошёл к Матфею и сказал "Иди за мной" и апостол пошёл за Христом и стал его верным учеником-апостолом.

Ни каких особо важных евангельских событий с этим апостолом не связано и в перечне апостолов его упоминают на 7-8 местах.

Известно, что апостол Матфей проповедывал после вознесения Христа на небо, в Эфиопии.



Там на родине он написал Евангелие, которое нам известно, как "Евангелие от Матфея". В нём он писал о земной жизни Христа и рассказывает много фактов, которых нет у других евангелистов, а в частности о царской родословной Христа, о Рождестве Христовом, о Восточных волхвах, о бегстве во Египет и избиении Вифлиемских младенцев, о хождении по водам апостола Петра... так же он рассказывает об исцелениях людей Христом, практически пересказывает все притчи и речи Христа народу. Всё это нам известно только из Евангелия апостола и евангелиста Матфея .

Иисус Христос не оправдал политических чаяний своих соотечественников. Он не изгнал римлян из Израиля и не вступил на престол Израильского Всемирного Царства, как от него ожидали иудеи. Собственный народ оттолкнул Христа и предал его смерти как преступника. И вот апостол Матфей через свой письменный труд даёт всем сомневающимся ясный ответ, что Христос есть Мессия. Показывает это через отчёт фактических событий земной жизни Христа .

Нет достоверных сведений и о месте смерти апостола. Известно только, что эта смерть была мученическая и произошла она на земле Эфиопии.

Однако в Турции эта версия отвергается и там верят, что апостол Матфей пострадал в Турции, где и проповедовал. Православные турки верят, что апостола убили за слово во время проповеди в 17 км. от города Денизли в современном местечке Памуккале в котором ещё видны руины города Иераполиса . Вот в том Иераполисе по мнению турецкой стороны и был умерщвлён апостол Матфей .

То, что город Иераполис сыграл важную роль в распространении христианства, этот факт бесспорен. В Иераполисе был распят на кресте вниз головой и мучительно погиб один из 12 апостолов — святой Филипп . Но вот погиб ли там апостол Матфей, это вопрос спорный, да и мест связанных с апостолом Матфеем в отличие от апостола Филиппа там ни кто туристам не показывае т.


Ещё одна версия говорит о казни апостола в римской крепости Апсарос , которая находится в Грузии, в городе Гонио . Могила апостола по одной версии и находится в Гонио, в 15 км. к Югу от Батуми и в 5 км. от Турецкой границы.

Город Гонио также был известен своим театром и ипподромом. Могила Апостола Матвея, одного из двенадцати апостолов предположительно может быть в крепости Гонио. Однако, грузинское правительство в настоящее время запрещает проводить раскопки возле могилы. Другие археологические раскопки проводятся в крепости, уделяя особое внимание римским временам.

В скором времени, если господь сподобит, то в моих планах посетить это место, крепость Гонио с предположительной могилой апостола и евангелиста Матфея.

Гонио в настоящее время испытывает туристический бум. Множество туристов из Тбилиси в летние месяцы пользуются пляжами, которые обычно рассматриваются в качестве более экологически чистых, чем пляжи около Батуми (расположен в 15 км к северу от крепости).

Бытует мнение, что могилу апостола надо искать не в Турции, не в Грузинской Аджарии и вообще на в Азии, а в Африке! Есть мнение, что апостол бывал в Эфиопии и именно там и был убит. Однако Эфиопией ранее называлась не конкретная страна, а все дикие земли, а потому Понтийской Эфиопиею в древности называли западную Грузию включая все окрестности Батуми .

Да и официально Православная Церковь не сомневается, что могила апостола Матфея может быть в западной Грузии, ведь в то время здесь находилась легендарное царство Колхида граничащее с Иверией , где мог принять смерть и быть похоронен апостол.


Ну и наконец последняя версия таинственного места смерти и захоронения апостола Матфея, это не Азия и не Африка, а Европа. В частности город Салерно.

Город расположен в 56 км от Неаполя.

Первыми обитателями территории современного Салерно были этрусские племена. Затем город был колонизирован римлянами. Но настоящий его расцвет пришелся на 11-й век, когда здесь появились норманны во главе с Робертом Гвискаром. Именно он сделал Салерно столицей своего герцогства в 1076-м году и открыл знаменитую медицинскую школу Скуола Медика Салернитана, которая в Средние века была одной из самых крупных в Европе и которая известна по сей день. Из-за наличия этой школы Салерно часто называют «городом Гиппократа».

В 16-м веке во время правления семейства Сансеверино, одного из самых могущественных в южной Италии, Салерно стал важным культурным и образовательным центром, в котором жили и работали выдающиеся люди своего времени. Позднее, в 1694-м году, город серьезно пострадал во время нескольких разрушительных землетрясений и эпидемии чумы, а затем, вплоть до 18-го века, находился под властью испанского королевского дома. В годы Второй Мировой войны Салерно на несколько месяцев стал столицей Италии.

Сегодня Салерно - это важный культурный центр Кампании и всей Италии. Город разделен на три сектора: средневековый, спланированный в 19-м веке и более населенный послевоенный. Исторический центр Салерно - это разнообразие средневековых церквей , старинных домов и роскошных Палаццо, между которыми снуют толпы туристов.



В версию, что в этом городе пострадал апостол Матфей верит весь западный Католический мир . Ведь город Салерно, это Италия. Город и порт на Тирренском море, в Южной Италии, административный центр провинции Салерно. Население составляет немногим больше 146 тысяч жителей.


Но главное, в городе есть Католический собор святого апостола и евангелиста Матфея, а в нём и... мощи святого !
Собор расположен в исторической части города, он очень раскошный и называется итальянцами Сан-Маттео с «Воротами Львов», колоннадой, выполненной в исламском стиле, фонтаном классической эпохи, а также колокольней 12 века. В 1099 году собор украсили бронзовыми вратами, изготовленными в Константинополе и покрытыми орнаментом из множества православных крестов . Мощи апостола Матфея находятся в крипте посвященного ему собора.

Однако под громким названием МОЩИ СВЯТОГО, исторически подразумевается ни больше, ни меньше, как один зуб святого апостола . Как мы помним, апостола уже мёртвого обезглавили, а значит тело апостола и его голова после смерти могли быть христианами как святыни унесены в разные части света и вполне возможно, что зуб и дошёл до города Салерно!
Сегодня зуб святого Матфея, самая большая святыня собора, который кстати освещён был ранее в честь святого Григория Богослова . А святой апостол и евангелист Матфей стал небесным покровителем города Салерно.

Святой Матфей - одна из самых загадочных фигур христианства. Местонахождение его могилы остается загадкой на протяжении двух тысячелетий . Несколько стран претендует на право обладания святыми мощами апостола. Итальянцы, в частности, утверждают, что мощи евангелиста еще в I веке нашей эры, то есть сразу после смерти, попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. По словам представителей католической церкви, тело апостола якобы было найдено при раскопках одного из лангобардских замков и нашла их женщина, который апостол явился во сне. Мощи при обретении замироточили и Папа Римский Георгий Шестой объявляет найденные останки мощами святого апостола и заповедует их положить в этот собор, а заодно и его похоронить в соборе рядом, после его смерти, что и было исполнено спустя год. Сейчас кафедральный собор Сан-Маттео занесен во все католические путеводители для паломников и во все туристические проспекты по Италии. Однако никаких документальных свидетельств в пользу этой гипотезы на сей день не имеется . Официальный Ватикан по этому поводу дипломатично заявляет буквально следующее: "По старой католической традиции считается , что мощи, находящиеся в Салерно, принадлежат апостолу, евангелисту Матфею" Таким образом, Ватикан не утверждает однозначно , что мощи из Салерно принадлежат евангелисту .

Однако город Салерно известен не только мощами святого апостола Матфея. Среди Салернских святых: святитель города Ночеры Приск, святитель Салернский Валентиниан, священномученик Валентиниан пресвитер, святой мученик Роман, святой мученик Кионис, священномученик Елпидий епископ, священномученик Елпикий пресвитер, святой мученик Евгений, святой мученик Викентий, святой мученик Стефан, святая мученица Марина, святой мученик Оверин, святой мученик Овенчезий . В другом храме (Св.Григория Победоносца) города находятся мощи святых преподобномучениц Феклы, Архелаиды и Сусанны, пострадавших в Диоклетиановы гонения (они были обезглавлены в г. Нола в 293 г. ), Мощи же святого апостола Матфея были привезены в Салерно лонгобардским принцем Жизульфом в 954 г., а положены в крипту в 1081 г., после освящения храма .

Ну и вот самое новое Церковное предание гласит: после того как апостол Матфей принял мученическую смерть, его последователи укрыли тело святого от поругания. Якобы останки одного из четырех евангелистов захоронили в краю, где не ступала нога римского легионера. По ещё одной из версий, нетленные мощи Матфея нашли посмертное упокоение на территории.... современной Киргизии - на берегу озера Иссык-Куль . "Иссык-кульская версия" вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии. Например, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: "Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении" . В последнее время дискуссия вокруг места захоронения евангелиста разгорелась с новой силой. В прошлом году МИД Киргизии даже пригласил в Бишкек представителя Ватикана. Дело в том, что несколько серьезных исследователей одновременно, независимо друг от друга, пришли к выводу, что тело апостола Матфея скорее всего было погребено именно на берегу озера Иссык-Куль.


В середине XIX века известный русский ученый Семенов-Тян-Шанский , оказавшись в Венеции, получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную в 1375-1377 годах Авраамом и Иегуди Крескесами. Ученый обратил внимание на изображение здания с крестом, которое, если верить карте, располагалось на северном берегу озера Иссык-Куль. Рядом имелась надпись: "Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста". На карте здание с крестом было соединено прямой линией с Иерусалимом. В 1857 году Семенов-Тян-Шанский отправился исследовать Туркестан. Во время своего путешествия он пытался найти следы "монастыря братьев армянских". Но от иссык-кульских киргизов он услышал только многочисленные легенды о затонувших городах: мол, некогда на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми поселениями, но бог покарал людей за грехи, и города ушли под воду. В доказательство своих слов местные жители демонстрировали гостю находки, выброшенные на берег волнами. И добавляли, что недалеко от берега озеро прячет в глубинах руины подводных дворцов. Практичные иссыккульцы частенько доставали со дна озера кирпичи и строили из них мавзолеи для своих умерших родственников.

Любопытно, что неподалеку от того места, где, по мнению известного путешественника, мог находиться древний армянский монастырь, спустя несколько лет - в 1882 году - был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Монастырь этот тоже не сохранился, от него остались лишь здания трапезной и молельни, выполненные из такого прочного дерева, что их и топор с трудом берет. Сегодня на месте Свято-Троицкого монастыря стоит детский дом. И женщины, работающие здесь, уверяли корреспондентов "Итогов", что часто по ночам над заливом можно наблюдать необычное явление: на несколько минут будто светящийся крест начинает возвышаться над водой.

Но ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось. Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым малоизученным остается город Тюп, расположенный как раз в Курментинской бухте. Археологи не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале ХХ века, по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были четко видны под водой, то уже к 50-м годам они не просматривались. Причиной тому могло стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда же, в середине 50-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте пытались заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР. Их интересовали прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре сокровища. Поверить в существование клада силовиков заставило одно происшествие: в 20-х годах из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся некто Успенский - бывший офицер-белогвардеец. С собой он привез план-схему, переданную ему за границей умиравшим православным священником. На карте было отмечено место укрытия сокровищ - где-то на северо-восточном побережье Иссык-Куля, недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они взялись за лопаты - но так ничего не нашли. Может быть, просто плохо искали?

Согласно священному Преданию, святой апостол Матфей принял мученическую кончину от рук язычников, проповедуя Евангелие в Эфиопии. Здесь первоначально и хранились его нетленные мощи. Когда в середине III века император Деций объявил гонения на христиан, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли честные мощи в Среднюю Азию, в армянский монастырь близ Иссык-Куля. Впоследствии город, где находился монастырь, был затоплен. Считается, что это было Божией карой горожанам за отказ в гостеприимстве и оскорбление праведного странника.

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Миланского художника Микела́нджело Меризи да Карава́джо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Святой апостол и евангелист Матфей по прежнему оставляет много неразгаданных загадок связанных со своей могилой и мощами.

Он является покровителем всех банковских и финансовых работников, банкиров и бухгалтеров. А так же таможенников.

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, /
явльшуся на земли человеком за благость, /
Тому последовав, апостол избранный явился еси /
и благовестник Евангелия вселенней велегласен. /
Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, /
моли милостиваго Бога /
да грехов оставление подаст душам нашим.

Святой апостол и евангелист Матфей, иначе называвшийся Левием, сыном Алфея, до своего избрания в число ближайших учеников Иисуса Христа был мытарем, то есть сборщиком податей. В глазах евреев он был подобен язычнику и грешнику, так как те из евреев, кто занимал такую должность, был приставлен к ней чужеземными римскими правителями, и, как правило, злоупотреблял своей властью, притеснял и грабил еврейское население. Однако Матфей, будучи мытарем, тем не менее отличался даже среди правоверных иудеев высокими нравственными качествами, и Господь провидел в нем Своего истинного последователя.

Благовестие Христово открыло ему истинный путь ко спасению, совершенно отличный от внешней фарисейской праведности. Согласно преданию, святой апостол и евангелист Матфей проповедовал Евангелие среди иудеев в Палестине, а после Вознесения Господня удалился в Эфиопию, где принял мученическую смерть.

[Архимандрит Марк (Петровцы). Священное Писание Нового Завета .]

Он жил в Капернауме и занимался сбором пошлин в таможне, к-рую учредил там тетрарх Ирод Антипа. Призванный Господом на служение, Матфей пригласил Его в свой дом, где собрались его товарищи по профессии (9:9-13). Других достоверных сведений о Матфее нет. В Мк 2:14 мытарь назван Левием Алфеевым, а в Лк 5:27 Левием (в списке апостолов - Матфеем - Лк 6:15). По-видимому, Левий было собственным именем мытаря, а Матфей (евр. Матайя - дар Господень) - прозвищем (ср.: Симон-Петр) или вторым именем (ср.: Иосиф Варнава). Если отца Левия, Алфея, можно отождествить с отцом Иакова Алфеева (Мк 3:18), то первые были братьями, как сыновья Зеведеевы. Профессия Матфея «требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках» (Д. Стэнли). Своей известностью ап. Матфей обязан тем, что раньше других записал слова Иисусовы. Принимая 1-е Евангелие в сохравнившемся греч. варианте, Церковь тем самым признала его боговдохновенность.

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии.]

Матфей св. — апостол и евангелист, автор первого канонического евангелия. В число двенадцати апостолов он призван был с должности мытаря, т. е. сборщика пошлин, — самого унизительного для иудея положения (Матф. IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянно назывался Матфеем. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевия и др., он в течение 15 лет по вознесении проповедовал иудеям в Иepyсалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам — к эфиопам, македонянам, персам. По преданию, он потерпел мученическую кончину. Память его чтится 16 ноября.