Мои впечатления от рассказа хорь и калиныч. Характеристика героев. Хорь и Калиныч. Аудиокнига

В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в жизни.

Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте. Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател. Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник).

Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать».

Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря. По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина. Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику.

Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы. Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце. Он ко всем людям относится с любовью, за своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком.

«Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч. Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода.

В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.

Сочинение

Имя И. С. Тургенева нам известно с детства по по­вести «Муму», по «Запискам охотника». Детские годы он провел в орловском поместье матери, Варва­ры Петровны, в селе Спасском. В поместье царил дес­потичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество, и после смерти матери многих ее слуг он отпустил на волю.

В родных лесах и лугах Иван Сергеевич учился лю­бить русскую природу. Спасское было для него доро­гим местом. «Я провел здесь лучшие годы своей жиз­ни», - говорил писатель.

Лето обычно он проводил на родине, это давало ему новые силы для творчества, вдохновляло. Он писал С. Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу». В 1852 году Тургенев был сослан в Спасское за анти­крепостническую направленность первых своих про­изведении, среди которых были «Записки охотника»

В «Записках охотника» реалистически изображе­ны крестьянский и помещичий быт и природа сред­ней полосы России. Герои «Записок охотника» - дво­ровые люди, крепостные крестьяне и помещики. Мысль о духовной мощи русского народа Тургенев проводит через все рассказы. Центральным конфлик­том, лежащим в основе «Записок охотника», являет­ся противоречие между духовным богатством и ни­щенским, рабским положением крестьян.

«Эти «Записки» читались с увлечением и справед­ливо приобрели автору громкое имя!.. Почти нигде русская деревенская жизнь и русская сельская при­рода не рисовались такою нежною, бархатною ки­стью!» - писал И. А. Гончаров.

Выше всех похвал современников Тургенев ценил признательность народа. Цикл рассказов объединяет общая идея. Умные и легкомысленные, мрачные и беспечно светлые, общи­тельные и нелюдимые, уверенные в себе и нескладные тургеневские крестьяне интересны тем, что они помо­гают понять мысли автора о природе национального характера, исторических перспективах его развития и влияния на жизнь русского общества, о будущем русского народа.

С большим художественным мастерством дается в очерке характеристика главных героев. Образ Хоря раскрывается постепенно. Вначале приводится опи-саниеусадьбыиизбы: «разработанная поляна», «ли­повый стол недавно...выскоблен и вымыт», «сытый жеребец» - все это свидетельствует о крепком хозяй­стве. Описание семьи Хоря углубляет характеристи­ку героя, так как создать и поддерживать такую дружную семью мог только незаурядный, волевой человек. Заключает психологический портрет прямая авторская характеристика: «Хоря занимали вопросы административные и государственные», «человек по­ложительный,-практический, административная го­лова, рационалист». В фигуре Хоря соединились зна­ния Тургенева о жизни сотен русских крестьян, имен­но крестьянин - тип коренного русского человека. Автор даже сравнивает Хоря с Петром I: «Петр Вели­кий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях».

Охотника более всего в Хоре удивила дружба с Ка-линычем. Калиныч совершенно не похож на Хоря, он идеалист и романтик. Калиныч был ближе к природе, чем к людям, обществу, поэтому он чувствовал себя особенно на месте на пасеке, в глуши леса и в избуш­ке, увешанной пучками сухих душистых трав; его «более трогали описания природы, гор, водопадов, не­обыкновенных зданий»; «он пел довольно приятно и поигрывал на балалайке». Лицо Калиныча кротко и ясно, как вечернее небо. Душевная красота героя раз­лита в природе. Кроткое и ясное вечернее небо «при­знает» в Калиныче внутреннее родство с собою. Образ героя срастается с образом зари и неба. Через Калины­ча природа оживает и одухотворяется.

В. Г. Белинский оценил новизну и свежесть очерка И. С. Тургенева. Он отметил, что «автор зашел к наро­ду с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил. ...«Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника...».

» – «Хорь и Калиныч » – Тургенев обрисовал два основных типа русского крестьянства, которые повторяются в разнообразном виде, в различном сочетании их черт.

Хорь – как бы олицетворение русской деловитости, сметки, человек практический, трезвый работник, заботящийся о благосостоянии своем собственном и своей семьи, вечно хлопочущий, как муравей, о порядках и достатках своего дома. Он честен и добросовестен, но у него не болит душа за всех страдающих, озабочен он только своими делами; точно так же мало трогает его и красота природы и возвышенных побуждений человека.

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Калиныч – полная противоположность Хорю, он человек как бы из иного мира, чем Хорь. Калиныч отличается именно отсутствием всякого практицизма и забот о своем благосостоянии. Для него сильнее внешних нужд голос внутренних потребностей, он послушен призыву своей мечтательной поэтической души, которая не может вынести жизни сухой, деловой, эгоистической, наполненной расчетами и заботами только о хлебе. Поэтому Калиныч, побуждаемый потребностью духовной свободы и поэтических впечатлений, уходит в поля и леса и проводит свою жизнь в каком-то религиозном созерцании мира.

В этом основное различие между Хорем и Калинычем: Хорь – человек рассудка и дела; Калиныч – человек чувства и поэтического созерцания. Этим определяется и различие во всем укладе их жизни.

Хорь в высшей степени приспособлен к жизненной борьбе, к тяжелому труду, к терпению в незаметной муравьиной работе. Он чуток, он проницателен и знает, как обходиться с людьми; он ладит с барином и умеет поддержать порядок в собственной избе, в которой у него – полная чаша. С домашними он строг, но справедлив. Это, в полном смысле, «хозяин», глава семьи, строитель её благосостояния и всего её уклада, неизменно стоящий на страже этого порядка и соединяющий добродушие со строгостью. Он олицетворяет ту Русь, которая несла на себе вековой тяжкий труд рабочей жизни, отличаясь стойкостью в этом труде и природным здравым смыслом. Это «мирские работники», в противоположность тем религиозно настроенным натурам, которых тысячами знает в своей среде Русь и олицетворением которых является Калиныч.

Калинычи в древней Руси уходили «молиться за мир» в леса и пустыни, отдаваясь призыву религиозного влечения и презирая блага и преимущества мира. Подобно им, Калиныч в рассказе Тургенева чужд своекорыстия, эгоизма и малейшей жажды стяжаний. Он забросил свой дом, свои дела, он восторженно бродит по лесу и по полю, любуясь красотою мира, чувствуя таинственную гармонию во всем окружающем. Он как бы исполняет евангельский завет: «Ищите прежде Царствия Божия... Живите – как птицы небесные...» Он, как птица небесная, и живет. Душа его незлобива и кротка.

«Хорь и Калиныч» – это первый рассказ из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева . Он появился в журнале «Современник» в 1847 году. Главной задумкой автора было показать, какие нравы, устои и жизненные ценности были в одном из провинциальных уголков России. Этим рассказом Тургенев фактически опроверг сложившееся о крестьянах мнение, о том, что они не умели вести исправно хозяйство, не водили дружбу, не были радушными хозяевами, а только угождали помещикам, не умели любоваться природой. Для описания главных героев, автор использовал прием сопоставления. Так, два совершенно разных крестьянина, Хорь и Калиныч , связаны узами крепкой дружбы.

Хорь был человеком рациональным и деловитым. Он жил вдали от барина и был полностью независим. При этом своевременно выплачивал ему оброк и был в хороших с ним отношениях. Он торговал маслом и дегтем, что приносило ему прибыль и финансовую независимость. Дом у Хоря был не хуже помещичьей усадьбы. В его большой семье всегда царили лад и достаток. Сыновья у него, хоть и разного возраста, но все были статными великанами, очень похожими друг на друга. Особое внимание в рассказе уделяется деятельному уму и смекалке Хоря. Он ни раз сравнивается с великими людьми, например, Сократом, или Петром Первым. Этот человек имел чувство собственного достоинства, говорил мало, но по делу, интересовался делами общественными и государственными и вообще был ближе к людям.

Калиныч в отличие от него был «близок к природе». Он был полной противоположностью Хоря. Дом Калиныча был небольшим, семьи не было. Все свое время этот герой проводил на природе, либо охотясь с барином, либо занимаясь пасекой. По натуре своей он был романтиком и мечтателем. Будучи человеком не совсем практичным, он нуждался в поддержке Хоря. В то же время и Хорь нуждался в открытости и веселом нраве Калиныча. Ни Хорь, ни Калиныч не лебезили перед барином. Оба водили с ним дружбу, но по-разному. Тогда как Хорь видел Полутыкина насквозь, Калиныч свято верил всему, что тот говорит и всегда следовал за ним куда угодно. В рассказе отмечается и поэтичная душа Калиныча. Он любил запевать песни и любоваться природой. К другу в гости мог прийти с пучком земляники. Также, этот герой обладал особыми способностями, умел заговаривать кровь, избавлять от испуга и т.д.

Такие разные герои, а так гармонично друг друга дополняли. Между ними не было никаких конфликтов, а только любовь, уважение и взаимовыручка. Мягкость и независимость Калиныча органично дополнялись прагматизмом Хоря. В конце рассказа они вместе поют песню, в которой раскрывается душа простых русских крестьян. Эти герои еще раз подтверждают богатство души, радушие и одаренность России.

Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в Орловской губернии и Калужской. «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело, весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах». Сравнивается внешний вид селений (также не в пользу Орловский деревни).

В смысле охоты Калужская губерния тоже лучше. В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, автор познакомился с одним калужским помещиком - Полутыкиным. Помещик был чудаковатый, имел свои некоторые слабости, но отличался гостеприимством. В первый же день он пригласил автора переночевать к себе в имение. Однако до имения было далеко, поэтому вначале Полутыкин предложил зайти к Хорю, одному из своих мужиков.

Помещик с гостем отправляются на выселки, но Хоря не оказывается дома. Они видят лишь избу, в которой нет ничего лишнего (есть лишь образ, лампадка, необходимая мебель). В избе находятся шестеро детей Хоря разных возрастов. Не дождавшись хозяина, гости уезжают. За ужином автор спрашивает Полутыкина, почему Хорь у него живёт отдельно, и тот рассказывает, что примерно 25 лет назад дом Хоря в деревне сгорел, и он пришёл к отцу Полутыкина с просьбой переселить его на болото, на выселки, пообещав за такое разрешение платить хороший оброк.

Полутыкин-старший согласился и положил Хорю оброку 50 рублей. Тот повёл хозяйство как подобает, разбогател и теперь платит уже целых 100 рублей оброку. Полутыкин сказал, что он даже собирается «ещё накинуть». Полутыкин неоднократно предлагал Хорю откупиться, но тот отказывался, ссылаясь на то, что у него якобы нет денег.

На следующий день автор с Полутыкиным опять отправляются на охоту. Полутыкин заглядывает в одну из изб и берёт с собой мужика, Калиныча, крестьянина лет сорока, высокого, худого. Калиныч, как о нем отзываются все в округе, очень добрый человек. Он крайне заботливо относится к своему хозяину, присматривая за ним, как «за малым дитем», уважительно - к гостю «прислуживая ему, но без раболепства».

В полдень, когда жара становится особенно сильной, Калиныч отводит их к себе на пасеку, угощает свежим мёдом. За разговором Полутыкин сообщает автору, что хотя Калиныч добрый, услужливый и щедрый мужик, все же содержать хозяйство в исправности не может, так как Полутыкин его все время отвлекает, то берёт с собой на охоту, то по другим нуждам.

На следующий день Полутыкин уезжает по делам в город. Автор один идёт на охоту, а на обратном пути заворачивает к Хорю. На пороге избы его встречает старик - лысый, низкого роста, плечистый. Это был Хорь. Автору он напоминает Сократа: «такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос». Беседуя с Хорем о разных предметах (о посеве, об урожае, о крестьянском быте), автор отмечает, что тот «себе на уме». Так, например, на вопрос, почему он не откупится от барина, Хорь не отвечает напрямую, но вместе с тем даёт понять, что за барином ему спокойнее, так как он «своего барина знает, и оброк свой знает».

Ночевать автор остаётся на сеновале у Хоря, а утром, за завтраком, отмечает, что все в семье Хоря народ рослый, здоровый. Автор удивляется, почему все дети, даже взрослые, со своими собственными семьями, живут вместе с Хорем. Тот отвечает, что никого не неволит, что «сами хотят, так и живут». Лишь один его сын не женат, Федя. Хорь пытается уговорить сына жениться, а на вопрос Феди, зачем ему жениться и «что в бабе хорошего», Хорь разъясняет. «Баба - работница, баба - мужику слуга».

Внезапно к Хорю в гости приходит Калиныч. Он приносит в руках пучок полевой земляники и отдаёт его своему другу Хорю. Автор удивляется наличию в мужике таких «нежностей». Автор отправляется на охоту и попутно размышляет о двух, казалось бы, противоположных, но вместе с тем дополняющих друг друга характерах Хоря и Калиныча. Хорь был «человек положительный, практический, административная голова, рационалист», Калиныч - напротив, принадлежал к числу «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных». Хорь понимал действительность, он обустроился, накопил денег, ладил с барином и прочими властями. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как.

Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное. У Калиныча была когда-то жена, которую он боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел господина Полутыкина, Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь говорил мало, посмеивался, был «себе на уме». Калиныч говорил с жаром, хотя «и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек». У Калиныча были и некоторые достоинства, отсутствовавшие у Хоря (которые признавал и сам Хорь): например, он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, пчелы ему давались.

Хорь лично попросил Калиныча ввести в конюшню только что купленную лошадь, что тот и сделал. Калиныч как бы стоял ближе к природе, а Хорь - к людям и обществу. Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо. Хорь возвышался даже до иронического взгляда на жизнь. Он много видел, много знал. Хорь живо интересуется новым - узнав, что автор бывал за границей, он спрашивает о тамошних административных и государственных устоях, обычаях.

Калиныч, напротив, больше интересовался описаниями природы, гор, водопадов. Автор делает вывод, что «Пётр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя. Он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. Что хорошо-то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идёт,- ему все равно. Его здравый смысл охотно подтрунит над сухопарым немецким рассудком; но немцы, по словам Хоря, любопытный народец, и поучиться у них он готов».

Несмотря на обширные знания и эрудицию, Хорь, в отличие от Калиныча, читать не умел. Баб Хорь презирал «от глубины души» и «в весёлый час тешился и издевался над ними». Хорь часто подтрунивал над Калинычем, что он не умеет жить и что даже сапог не может стребовать себе с хозяина. Калиныч обладал хорошим голосом и часто пел. Хорь охотно подпевал ему. У Калиныча на пасеке было очень чисто (иначе пчелы бы жить не стали), Хорь особой чистоты не придерживался.

Хорь интересуется, есть ли у автора вотчина, и когда тот отвечает, что есть, но он там не живёт, а «больше с ружьишком пробавляется», Хорь говорит «ну и правильно, батюшка делаешь. Стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще».