На берегах какой реки прошло детство бетховена. Бетховен - интересные факты из жизни. Людвиг Ван Бетховен - биография, творчество. Что будем делать с полученным материалом

Детство Бетховена - раздел Искусство, Биография Бетховена Детство Бетховена. Женой Иоганна В 1767 Году Стала Молоденька Вдова Старшего...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Биография Бетховена

Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения – 17 декабря. Княжество это, как и любое другое в Германии, носило.. Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи.. Судьба закинула его в Бонн. Через много лет усердной работы, молодой человек, пришедший в город пешком с котомкой за..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Завершение Боннского этапа жизни
Завершение Боннского этапа жизни. Вена – это город музыки, музыки и еще раз музыки. Преодолев всевозможные трудности, 17-летний Людвиг приезжает в прославленный город. Его цель –встреча с Моцартом.

Потеря слуха
Потеря слуха. В жизни многих людей когда-нибудь наступает моменты, требующие локализации всех жизненных сил. Кому-то здесь везет больше, кому-то меньше. Что значит для человека потерять слух

Знаменитые произведения Бетховена
Знаменитые произведения Бетховена. Но вернемся к композитору Бетховену. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть,

С самого детства образование Бетховена не было последовательным и не соответствовало возрасту. Его рано проявившиеся музыкальные способности вызывают у отца желание как можно скорее показать всему свету своего «чудо-ребенка». Семья Бетховена издавна музыкальна. Отец, как и дед, - придворный певец в Бонне. Иоганн Бетховен сам занимается обучением сына. Учитель он неумелый, к тому же и человек взбалмошный. Людвиг целые дни простаивает на скамеечке у клавесина, устает, ошибается, за это его бранят, а часто и бьют. Не всегда может защитить своего любимца болезненная мать, которую Людвиг любил, как самого близкого друга.

Иоганн Бетховен устраивает выступления шестилетнего Людвига при Кельнском и Боннском дворе. Но концерты не приносят славы. Через несколько лет Людвиг с матерью едет в Голландию. Там с восхищением принимают его игру и особенно импровизации.

Не по годам быстро, независимо от плохих учителей развивается Бетховен. В десять лет он прославлен в Бонне как органист и клавесинист. Он свободно играет на скрипке в театральном оркестре. И вот тогда отец забирает его из начальной школы. Людвиг твердо решает: «Сам достигну!» Задуманное исполнилось, и не только в музыке. У него сильная воля и ясное стремление к поставленной цели. Он может трудиться дни и ночи.

Детство Бетховена короче, чем у многих его сверстников. Странная задумчивость рано вытесняет шаловливую веселость.

«Он, еще маленький мальчик, два года служил без оклада, играл на органе… хорошие способности…» - докладывают о тринадцатилетнем Бетховене боннскому властителю-курфюрсту. На службу его принимают, но по малолетству денег платят вдвое меньше.

Перемены в жизнь Людвига вносит появление в Бонне талантливого оперного композитора и органиста Г. Неефе, который сразу понял выдающийся талант Бетховена. Он дает Людвигу уроки, пишет о нем статьи в газетах, помогает изданию его первых сочинений. Образованность Неефе, смелый взгляд на жизнь и искусство оказывают большое воздействие на ученика. Впрочем, ученик вскоре свободно может заменить органиста Неефе.

Боннская музыкальная жизнь, постоянный круг друзей, занятия с Неефе постепенно перестают удовлетворять запросы Бетховена.

Май 1787 г. Людвиг уезжает в Вену. Город этот прославлен великими музыкальными традициями. Здесь хотел бы он пополнить пробелы в своем теоретическом образовании.

В Вене живет Моцарт. Учиться у него композиции - давнее желание Людвига. С детства впитал он драматизм моцартовской музыки; самому ему близки внезапные переходы от скорби к счастливой веселости. Такие резкие контрасты проявились в первых же сонатах юного Бетховена - и даже с большей силой и страстностью.

В Вене Людвиг услышал игру Моцарта. Они познакомились. Юный боннский музыкант импровизировал перед великим композитором. «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить», - Моцарт сумел увидеть будущее в бетховенской музыке.

Несмотря на неустроенность, Людвиг принимает решение навсегда остаться в Вене. Внезапно письмо из Бонна расстраивает планы: тяжело больна мать. Он должен уехать домой.

Сентябрь 1787 г. «Дорогой друг! Я еще застал свою мать в живых. Она умерла… после долгих страданий. Она была для меня такой доброй, милой… моей лучшей подругой…»

В доме Бетховенов все изменилось. Отец поселяется отдельно, он совсем опустился из-за болезненного запоя. Теперь семнадцатилетний Людвиг - глава семьи. На его попечении два младших брата. День поглощают уроки в частных домах, игра на органе в капелле и в соборе, вечер - служба в театральном оркестре.

Музыку он пишет по ночам. Сила бетховенского характера проявляется в самопожертвовании и в самосовершенствовании.

И все же ему приходится преодолевать мучительные приступы мрачных настроений. Он твердо знает: если рассказать в музыке не только о себе, но и о страданиях людей, - тогда освобождаешься от угнетенности, снова веришь и радуешься. Тогда рождаются восхитительные веселые финалы в его сонатах, квартетах и трио. Он способен с равной искренностью передавать в музыке эту смену чувств, рождающую подчас неистовые контрасты. Бетховен пишет не только камерные инструментальные пьесы. У него много чудесных песен, а импровизации Бетховена кажутся слушателям непревзойденно-поэтичными.

1789 г. Обычный ход боннской жизни нарушает известие о революции во Франции.

Бонн взволнован. В университете раздаются вольнолюбивые речи лучших профессоров. Из Франции доходят стихи и песни о свободе. Девятнадцатилетний Людвиг Бетховен - студент философского отделения, вместе с друзьями мечтает о свободе, равенстве и братстве. Он клянется в верности идеям революции. Студенты тайно распевают бетховенскую хоровую песню «Свободный человек». Боннские власти, конечно, не разделяют революционных идей. Студенты наказаны, профессора изгнаны. В Бонне восстановлен прежний уклад жизни.

Бетховен не изменит юношеской клятве. Он выскажет в музыке героические идеи, тревоги, призывы к борьбе и радость победы. Мотивы борьбы останутся навсегда в его сонатах, симфониях, увертюрах.

Знаменитый австрийский композитор Иосиф Гайдн проездом останавливается в Бонне. Услышав пламенные импровизации и сочинения молодого боннского музыканта, Гайдн сразу его отметил и позвал в Вену. Друзья устраивают на службу братьев Людвига, не без труда добиваются для него у курфюрста отпуска в целях совершенствования таланта, а также и ничтожного «денежного пенсиона». Людвиг уезжает.

Два года Бетховен остается для Вены провинциалом с крутым необузданным нравом. Гайдна отпугивает его непомерная жадность к знаниям. «Словно у вас несколько голов, несколько сердец, несколько душ», - неодобрительно укоряет он ученика. Не по духу Гайдну в музыке молодого Бетховена резкие переходы от мрака к свету, героика, стремительность, страстность. Они люди разных поколений: Бетховен воспитан идеями французской революции, Гайдну они чужды. Занятия не ладятся и вскоре, с отъездом Гайдна в Лондон, прекращаются совсем. Молодой боннский музыкант в течение десяти лет берет уроки у оперного композитора Антонио Сальери, у других изучает теорию полифонического искусства и квартетное письмо. В своем мастерстве он достигает совершенства. Учителя уверяют, что Бетховен сам всему научился. Он намерен еще многому учиться.

1794 г. Бетховен приглашен как пианист и композитор на службу к князю Лихновскому. Он живет у него во дворце. Обычно аристократы обращались с музыкантами, как со своими лакеями; Бетховен не допускает унижений, он держится независимо.

Вена, кажется, до последнего закоулка пропитана музыкой. Театры - придворные и народные; хоровые капеллы в соборах и дворцах; симфонические концерты знаменитых оркестров и домашние - любительские; веселые серенады на улицах города.

Величайшему пианисту Людвигу Бетховену ближе всего создание фортепьянных сонат, но с таким же совершенством пишет он скрипичные сонаты, фортепьянные трио и инструментальные ансамбли. А в его струнных квартетах - задушевность изумительных мелодий, чисто бетховенские «титанические неистовства» и спокойное раздумье, страницы лирических откровений, остроумнейшие шутки (скерцо).

Приехав в Вену, Бетховен заново ведет счет своим сочинениям. 44 произведения, написанные в Бонне, он как бы зачеркивает и лишь изредка пользуется музыкальными темами из боннских сочинений.

В венских фортепьянных сонатах Бетховена - героический дух, энергия, неистовое движение, полет мысли, - словом, главные черты зрелого мастера. Музыка передает любовь, величие, восторги и, кажется, всю боль на свете.

Бетховенские сонаты называют инструментальными драмами из-за напряженности резких контрастов. В развитии всех частей - цельность драматического замысла. Медленные части сонат почти всегда скорбные, но среди них есть и трогательно-простодушные «песни без слов». В веселых финалах горестные чувства и отчаяние уже позади, разве что изредка мелькнет отголосок былой печали.

Первые три фортепьянные сонаты посвящены Гайдну. Перед гениальностью этого композитора он по-прежнему преклоняется и, несмотря на разность взглядов, многому продолжает у него учиться. В гайдновской манере шутит Бетховен в финалах и скерцо. Заразительный юмор и лукавую улыбку старого маэстро можно узнать в неисчерпаемо-смелой изобретательности молодого композитора. А вот в первых частях сонат, драматичных, напряженных и медленно скорбных, Бетховен, забыв все упреки «маэстро», говорит своим страстным языком. И здесь больше всего чувствуются его связи с музыкой Моцарта.

Восьмую фортепьянную сонату Бетховен назвал «Патетическая»; это значит - возвышенная, приводящая в волнение. В «Патетической» - острая борьба разнообразных чувств. Медленное вступление: патетически напряженным аккордам отвечают скорбные. В первой части музыка кипит, как гневный поток, и внезапно останавливается, чтобы повторились образы вступления. Вторая часть - певучая, это - спокойное раздумье. Финал навевает мысли о природе, веселые мечты, только в конце - тень былых страданий.

Тем, кто понимает музыку Бетховена, кажется, что и они чувствуют то же и все высказанное композитором случалось с ними самими.

Бетховен написал 32 фортепьянные сонаты. Почти каждая вызвана личным событием и кому-нибудь посвящена. Но композитор обращается к чувствам всех людей. Рядом с внутренним - душевным, лирическим звучат героические идеи, музыка насыщена борьбой.

В фортепьянных сонатах Бетховена богатство интонаций - от человеческого голоса до самых разнообразных звучаний, близких инструментам.

Как и во всем творчестве Бетховена, и в сонатах многое навеяно природой.

В сонатах можно услышать мелодии, выросшие из народных песен и танцев не только немецких; есть в них и славянские мотивы.

Фортепьянные сонаты композитора узнаешь и начинаешь любить с самого детства.

2 апреля 1800 г. В своем первом открытом концерте в венском придворном театре Людвиг ван Бетховен выступает со своей Первой симфонией. Истинные музыканты хвалят его за мастерство, новизну и богатство идей, противники музыкальных новшеств упрекают за чрезмерное употребление духовых инструментов в симфонии.

Простота и стремительность - главные качества музыки симфонии, от душевно-ясной жизнерадостной первой до менуэта последней части. Тут молодой композитор далеко ушел от обычных аристократических изящных, грациозных менуэтов. Бетховенский менуэт в Первой симфонии словно бросает вызов всему старому. Он - шумный и дерзкий. Шутливый финал напоминает последние части гайдновских симфоний: их веселые темы и то, как они появляются, сначала нарочито серьезно, а потом в разбеге. Но есть здесь и настоящий патетический Бетховен.

Уже завоевана слава. Бетховену тридцать лет. Его почитают не меньше, чем престарелого Гайдна. Он горд сознанием своей жизненной силы.

Многие месяцы проводит композитор вдали от шумной Вены. Страстный любитель природы, он вносит ее образы и звуки в музыку. Лето 1801 г. он проводит в гостях у своих друзей в Венгрии. Там среди его учениц появляется семнадцатилетняя Джульетта Гвичарди, неизменно очаровывающая всех окружающих. Веселой шуткой, улыбкой она одна умеет отогнать «меланхолию» Бетховена. Учитель покорён. Так прямо и пишет он боннскому другу юности: «Она меня любит, и я ее люблю… дорогая девочка, чародейка».

Графине Джульетте Гвичарди посвящается соната-фантазия. Безутешные вздохи в печальной, очень сдержанной мелодии. В первой медленной части - ночная тишина и страдание. Вторая - грациозна, шаловлива. Не это ли «портрет души» лукавой Джульетты? Финал - неукротимое движение музыки, пламенной и мрачной. Сонату-фантазию кто-то из поэтов назвал «Лунной», вероятно, ее первая часть вызывает впечатление лунного пейзажа, - так и осталось это название.

Счастливое лето! Но чем объяснить внезапные приступы мрачности? Бывает, что, ничего не объяснив, Бетховен быстро уходит в свою комнату. Тишина… «Как часто жажду я видеть тебя… твой Бетховен очень несчастлив… мой слух так ослабел… Я давно это чувствовал, но скрывал… День и ночь у меня гудение в ушах…

Если бы у меня была другая специальность…

Это ужасно… Просто удивительно, что люди в разговоре со мной не замечают этого, а все приписывают рассеянности… Смогу ли излечиться?.. Надеюсь… и сомневаюсь…»

Врачи пробуют всякие средства, ничего не помогает. Зимой, как всегда, Бетховен напряженно работает. Может быть, покой и одиночество восстановят его силы? Ранней весной композитор поселяется в Гейлигрнштадте, недалеко от Вены. Ежедневно жители видят одинокую фигуру. Иногда до позднего вечера бродит он по полям. В стремительной ходьбе лучше придумываются мелодии. Он сам рассказывал: «…я улавливаю, их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, на заре… они превращаются в звуки, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот».

К концу лета окончена Вторая симфония. Она полна летних впечатлений: много движения, мир лесов и полей-это вторая часть с изобилием мелодий. В третьей- музыка причудлива в быстрой смене, в финале - необузданная сила бетховенского воображения, - так он позволяет себе играть, импровизируя.

Тишина полей и лесов, одиночество не облегчили его болезнь. Он слышит еще хуже. И еще хуже стало осенью, омраченной известием о замужестве Джульетты.

Пусть узнают люди после его смерти, о чем он думал в сумрачные дни этой осенью, один в просторном крестьянском доме в Гейлигенштадте. Бетховен в письмах к своим братьям говорит об охватившем его отчаянии:«… Я должен жить изгнанником… Так было в те полгода, которые я провел в деревне… Какое унижение испытывал я, когда кто-нибудь рядом со мной слышал издали флейту… пение пастуха, а я ничего не слышал!.. Даже высокое мужество, часто вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, исчезло!»

Но нет! На другой же день после этих писем в «Тетради набросков» появляются эскизы новой музыки - это будет Третья симфония.

С друзьями он беседует о новых сочинениях: «Я не всегда доволен моими прежними работами… я хочу вступить на новый путь». У него новые идеи, на целое столетие вперед!

Два года упорной работы. Третья симфония действительно «новый путь»: глубокие значительные мысли, множество музыкальных тем и образов, смелые приемы. И размер симфонии - очень большой. До сих пор Бетховен так не писал. В Третьей симфонии Бетховен впервые так ясно, с необычайной силой передает в музыке революционные идеи. «Орлиным аллегро» назвали первую часть; напряженное развитие музыки создает впечатление героической борьбы, это - картина народного восстания. Вторая - похоронный марш - суровая скорбь о погибшем герое; марш заканчивается победными звуками фанфар, прославляющих подвиг. В третьей части - светлая радость. Финал - «народный праздник». Здесь главная тема - танцевальная мелодия в фольклорном духе, которая развивается подобно старинным народным вариациям.

Вариации всегда оставались излюбленной формой творчества Бетховена и как отдельные пьесы, и как отдельные части в симфонических и камерных инструментальных произведениях.

В эти же годы написаны «Крейцерова соната» для скрипки с фортепьяно, опера «Фиделио» (о преданной любви и торжестве справедливости), фортепьянная соната «Аппассионата». По страстности и героической настроенности она подобна «Героической» симфонии. Во всех этих произведениях Бетховен - борец.

Но за ними идут иные по чувствам и мысли: в них задумчивость, спокойные размышления, приветливая умиротворенность. Изредка прорывается яростное отчаяние (Четвертая симфония, скрипичный концерт, Четвертый фортепьянный концерт, увертюра).

Бетховен подавлен политическими событиями в стране. Вена занята французскими войсками. В завоевателях он не узнает борцов французской революции.

Бетховен страдает, мечется. Силы изменяют ему на короткий период. Но скоро появляется новое героическое произведение - Пятая симфония.

В музыке к трагедии Гёте «Эгмонт» (восстание нидерландского народа против испанских завоевателей) - тот же революционный подъем, призыв к борьбе - трагически взволнованные мелодии сталкиваются со светлыми, ликующими, победными. В музыке «Эгмонту» есть и две замечательные песни Клерхен.

Теперь Бетховен не выступает в концертах как пианист и дирижер. Но глухота не мешает созданию музыки. Его внутренний слух не поврежден, в воображении он отчетливо представляет себе музыку. Глухой композитор пишет гениальные симфонии, увертюры, сонаты, квартеты. Извне никакие звуки не доходят до Бетховена. Разговор с людьми происходит при помощи переписки. В ответ на записи собеседника Бетховен громко выражает свои мнения и на политические темы, причем не только в тесном кругу. Кто-то из друзей просит его быть осторожнее: «Вы умрете на эшафоте». Предостережение напрасно.

Всех поражает «могучий облик Бетховена, физическая и моральная сила, бьющая через край энергия. Она изливается в изумительных мыслях, вспышках фантазии, потоке шуток». Его «движения порывисты», «ничто так не противно ему, как медлительность». В неутомимой ходьбе обдумывает он свои творения. Таким описывают его современники.

Последняя, Девятая симфония - музыкальное завещание Бетховена - это песнь свободы, обращенный к потомкам пламенный призыв.

Светлому ликованию финала симфонии, этого победного гимна освобожденного человечества, предшествуют мрак и отчаяние, громы и скрежет непримиримой борьбы. В заключительной части к оркестру присоединяется огромный хор, звучит ода Шиллера «К радости». Композитор и поэт призывают все человечество к братству: «Обнимитесь, миллионы!» Бетховен завещает потомкам самую необходимую потребность человека: любовь и свободу.

«Искусство и наука были и будут всегда лучшей связью между самыми отдаленными народами». Так думал и предвидел Бетховен 150 лет назад!

Осень 1826 г. Бетховен живет вдали от Вены. Он работает над финалом своего последнего струнного квартета, обдумывает и делает наброски будущей Десятой симфонии. Распорядок дня: «Встает в половине шестого утра, шумно принимается за работу, напевая, грохоча, чертыхаясь, отбивая такт руками и ногами. В половине первого обедает, до трех пишет музыку и… гуляет до позднего вечера». Все эти подробности жизни великого композитора описывает преданный слуга.

«Я надеюсь подарить миру еще несколько больших произведений, а затем…» Это не осуществилось; композитор тяжело заболевает. Он уезжает в Вену. Несколько месяцев борется его могучий организм. Уже сделаны три операции.

«Прискорбнее всего, и я этого не скрываю, что я временно обречен на полное бездействие», - пишет он 18 февраля 1827 г.

В душе его теснятся мелодии, он ищет новые формы и жаждет скорей окончить Десятую симфонию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Людвиг ван Бетховен является одним из самых знаменитых и талантливых композиторов в истории. Его вместе с Моцартом нередко называют величайшими музыкантами всех времен и народов.

Биография Бетховена интересна тем, что, несмотря на полную глухоту, он сумел написать более 650 гениальных произведений.

Краткая биография Бетховена

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 г. в немецком городе Бонне. Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, была дочерью повара, работавшего при дворе.

Детство и юность

Детство маленького Людвига трудно называть радостным и беззаботным. Семья, в которой он рос, имела скромный доход. К тому же глава семейства злоупотреблял спиртным и часто проявлял агрессию по отношению к близким. Напиваясь, он избивал супругу, а иногда и сына.

Несмотря на попойки, Бетховен-старший интересовался способностями своего ребенка. Он сразу заметил у него прекрасный слух и начал обучать его игре на скрипке и клавесине.

Возможно, отец выбрал именно эти инструменты из-за того, что в детстве на них играл великий , слава о котором гремела по всей Европе.

Однако у Людвига не наблюдалось особых способностей в игре на скрипке и клавесине. Тогда отец начал заставлять его играть на органе, альте, фортепиано и флейте.

Когда сын допускал даже незначительную ошибку, он мог заработать себе серьезную порку. Отцу Бетховена хотелось, чтобы Людвиг получил такую же известность, как и . Тогда бы их семья прославилась на всю Европу и смогла бы существенно улучшить материальное положение.

Бетховен в молодости

Когда Бетховену исполнилось 6 лет, он впервые в своей биографии выступил перед публикой в Кельне. Однако гонорар за концерт оказался весьма скромным, что сильно разочаровало главу семейства.

Несмотря на это, маленький Людвиг продолжил заниматься музыкой, и только мать постоянно поддерживала и ободряла его. Вскоре он стал импровизировать и писать свои первые произведения.

Порою он настолько сильно погружался в процесс сочинения музыки, что ему было сложно выйти из этого состояния.

В 1782 г., преподавателем юного Бетховена становится Кристиан Готлобу, который являлся директором придворной капеллы. Он смог разглядеть у Бетховена необычный дар, поэтому с особым интересом работал с ним. Помимо уроков музыки, Кристиан привил Бетховену любовь и к .

В скором времени Людвиг увлекся чтением мировой классики. Наряду с этим, он был в восторге от творчества Генделя, Баха и, конечно же, Моцарта, с которым мальчик мечтал выступить на одной сцене.

В 1787 г. его мечта сбылась. Оказавшись в Вене, он познакомился со своим кумиром. Ему даже удалось сыграть для него некоторые из своих сочинений, услышав которые Моцарт пришел в восторг.

После окончания игры Бетховена, он открыто заявил: «Не отрывайте взора от этого мальчика – однажды о нем заговорит мир». Дальнейшая биография Бетховена показал, что эти слова были пророческими.

Людвигу хотелось еще раз встретиться с великим Моцартом, однако из-за болезни матери, от которой она позже скончается, ему пришлось срочно возвратиться домой.

Смерть матери стала настоящей трагедией для Бетховена. Он впал в уныние и какое-то время вообще не интересовался музыкой. Более того, теперь ему приходилось ухаживать за двумя маленькими братьями и постоянно терпеть пьяные выходки отца.

К тому же он подвергался насмешкам со стороны сверстников, поскольку утверждал, что благодаря своим сочинениям вскоре станет очень богатым.

Вскоре в его биографии началась светлая полоса. В Бонне композитор познакомился с семейством Бройнинг, взявшим его под свое покровительство. Людвиг стал обучать музыке их дочь Лорхен, с которой он поддерживал дружеские отношения и в зрелом возрасте.

Творческая биография

В 1792 г. молодой Бетховен поехал в Вену, где ему удалось найти хороших друзей-меценатов. Он прекрасно понимал, что ему следует усовершенствовать свое мастерство, поэтому решил обратиться за помощью к Йозефу Гайдну.

Однако отношения между ними не заладились, так как Гайдна раздражал крутой нрав Бетховена. После этого Людвиг стал обучаться у Шенка и Альбрехтсбергера. Оказаться в кругу признанных музыкантов ему помог Антонио Сальери.

В это время Бетховен начинает работу над «Одой Радости», которую совершенствует в течение долгих лет. Зрители услышали эту великолепную композицию лишь в 1824 г.

С того момента популярность композитора начинает расти с каждым днем. Бетховен становится одним из самых востребованных композиторов Вены. В 1795 г. он дает дебютный концерт, в котором звучат его произведения.

Гениальная музыка произвела сильное впечатление на публику, которая по достоинству оценила талант Людвига ван Бетховена.

Через 3 года у него обнаружили серьезную болезнь – тиннитус, которая медленно прогрессировала в течение 10 лет. Она и привела музыканта к самой трагической точке его биографии – полной глухоте.

Здесь стоит заметить один интересный факт. Некоторые биографы утверждают, что у Людвига была странная привычка: перед тем, как начать работу, он окунал голову в холодную воду.

Считается, что именно это послужило к прогрессированию болезни и последующей глухоте.

Однако, несмотря на все трудности и неудобства, связанные с недугом, Бетховен не опустил рук. Как будто назло судьбе, ему удалось написать легкую и жизнерадостную «Вторую симфонию».

Осознавая, что он вот-вот окончательно оглохнет, композитор начинает активно работать днем и ночью. Именно в этот период он написал одни из лучших своих произведений.

Бетховен дома за работой

В 1808 г. Бетховен создает знаменитую «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей.

В 1809 г. ему поступает выгодное предложение о написании музыки к драме «Эгмонт».

Стоит заметить, что композитор отказался от предложенного гонорара, поскольку был ценителем творчества немецкого писателя.

В 1815 г. он окончательно теряет слух, однако отказаться от музыки Бетховен был уже не в состоянии. Неожиданно, он находит прекрасный выход из положения.

Чтобы «слышать» музыку, Бетховен использует деревянную трость. Один ее конец он зажимает в зубах, а вторым касается передней панели инструмента.

Благодаря вибрации, он чувствовал игру инструмента, что сильно ободряло и радовало его. Композитор продолжает писать произведения, которые становятся классикой еще при его жизни.

Достоверно известно, что Людвиг никогда не любил чиновников. После того, как он оглох, его общение с друзьями имело вид переписки. В так называемых «разговорных тетрадях» они вели различные диалоги.

Музыкант Шиндлер имел 3 таких тетради, однако он вынужден был их сжечь, так как там было много выпадов и резких слов по отношению к действующей власти.

Биографы рассказывают, что однажды, гуляя с Иогангом Гёте по чешскому городу Теплице, они повстречали императора Франца в окружении большой толпы придворных.


Инцидент в Теплице

Гёте отошел в сторону и почтительно раскланялся, в полном соответствии с принятыми тогда обычаями.

Бетховен же и не подумал сворачивать со своего пути. Он прошел сквозь толпившуюся вокруг монарха свиту, едва притронувшись к своей шляпе.

По этому случаю была даже написана картина, которую вы можете видеть выше.

Личная жизнь

В биографии Бетховена было немало трагедий, связанных с женщинами. Несмотря на колоссальные достижения на музыкальном поприще, в кругу элиты его по-прежнему считали простолюдином. Из-за этого он не мог сделать предложение девушке из высшего сословия.

В 1801 г. Людвиг влюбляется в графиню Жюли Гвиччиарди. Но девушка не отвечает ему взаимностью и в скором времени выходит замуж за другого.

Неразделенная любовь стала настоящим ударом для Бетховена. Свои чувства он выразил в «Лунной сонате», которую сегодня исполняют во всем мире.

Следующим увлечением Бетховена становится овдовевшая графиня Жозефина Брунсвик, ответившая на ухаживания талантливого композитора. Однако родственники Жозефины напомнили ей о том, что простолюдин ей не пара, в результате чего она прекратила с ним общение.

Пережив вторую любовную драму, композитор делает предложение Терезе Мальфатти и вновь получает отказ. После этого он пишет гениальную сонату «К Элизе».


Самый известный портрет Бетховена

Перечисленные события биографии настолько сильно повлияли на Бетховена, что он решил до конца жизни оставаться холостяком.

В 1815 г. умирает его брат, оставив после себя сына Карла. Обстоятельства складываются таким образом, что именно Бетховену приходится стать для мальчика опекуном.

В скором времени выяснилось, что племянник имеет слабость к алкоголю. Как ни пытался Бетховен привить Карлу любовь к музыке и искоренить влечение к выпивке, у него ничего не получилось.

Дело дошло до того, что однажды юноша захотел покончить жизнь самоубийством, но к счастью осуществить задуманное ему не удалось. В конечном счете, композитор отправил племянника на службу в армию.

Смерть

В 1826 г. Бетховен заболел воспалением легких, а вскоре его стали мучить еще и боли в желудке. Из-за неправильного лечения, болезнь все больше прогрессировала.

Людвиг был настолько слаб, что не мог даже ходить. Из-за этого он полгода пролежал в кровати с сильными болями.

26 марта 1827 г. Людвиг ван Бетховен умер. Вскрытие показало, что у него полностью разложилась печень.

Проститься с Бетховеном пришло около 20 000 человек, что в очередной раз доказывало всенародную к нему любовь. Похороны состоялись на Вэрингском кладбище.

Несколько интересных фактов из биографии Бетховена

  • Бетховен был первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • В 21 веке популярен миф о том, что композиции «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя» написаны Бетховеном. На самом деле они никакого отношения к великому композитору не имеют.
  • Бетховен очень высоко ценил дружбу и всегда помогал бедным, хотя сам жил в постоянной нужде.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда бомбардировал город, Бетховен переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому он прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости» Бетховена.
  • Бетховен умер от отравления организма из-за врачебной ошибки.

Если вам понравилась краткая биография Бетховена – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии выдающихся людей вообще и в частности, – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Музыка Бетховена известна всем любителям классики. Его имя считается культовым для тех, кто мечтает стать настоящим музыкантом. Как жил и творил один из самых популярных композиторов?

Бетховен: детство и юность маленького гения

Точное число рождения Людвига ван Бетховена доподлинно не известно. Год его рождения – 1770. Днем крещения называют 17 декабря. Людвиг появился на свет в немецком городе Бонне.

Семья Бетховена имела непосредственное отношение к музыке. Отец мальчика был известным тенором. А его мама Мария-Магдалина Кеверих являлась дочерью шеф-повара.

Амбициозный Иоганн Бетховен, будучи строгим отцом, желал сделать из Людвига великого композитора. Он мечтал, чтобы его сын стал вторым Моцартом. Прилагал к достижению цели немалые усилия.

Сначала он сам обучал мальчика игре на разных инструментах. Затем передал обучение ребенка своим коллегам. С детства Людвиг осваивал два сложных инструмента: орган и скрипку.

Когда юному Бетховену только исполнилось 10 лет, в его город прибыл органист Кристиан Нефе. Именно он стал подлинным наставникам мальчика, так как увидел в нем огромные способности к музыке.

Бетховена обучали классической музыке на основе произведений Баха и Моцарта. В 12 лет талантливый ребенок начал свою карьеру помощника органиста. Когда в семье произошла трагедия, и умер дедушка Людвига, финансы достопочтенного семейства сильно сократились. Несмотря на то, что молодой Бетховен так и не доучился в школе, он успел освоить латынь, итальянский и французский языки. Всю жизнь Бетховен много читал, был любопытен, смышлен и эрудирован. Он с легкостью понимал любые ученые трактаты.

Юношеские работы будущего композитора впоследствии были им переработаны. До наших дней в неизменном виде дошла соната «Сурок».

В 1787 году сам Моцарт устроил мальчику прослушивание. Великий современник Бетховена остался доволен его игрой. Он высоко оценил импровизацию юноши.

Людвиг хотел учиться у самого Моцарта, но судьба распорядилась иначе. В этот год умерла мать Бетховена. Ему пришлось вернуться в родной город, чтобы позаботиться о братьях. Для того чтобы заработать, он устроился в местный оркестр на должность альтиста.

В 1789 году Людвиг вновь начинает посещать занятия в университете. Вспыхнувшая во французском государстве революция вдохновляет его на создание «Песни свободного человека».

Осенью 1792 года в родном для Бетховена Бонне проездом оказывается еще один кумир Бетховена композитор Гайдн. Тогда молодой юноша решает отправиться в Вену вслед за ним, чтобы продолжить свои занятия музыкой.

Зрелые годы Бетховена

Сотрудничество Гайдна и Бетховена в Вене трудно назвать плодотворным. Состоявшийся наставник считал творения своего ученика прекрасными, но слишком мрачными. Позже Гайдн уехал в Англию. Затем Людвиг ван Бетховен сам нашел себе нового учителя. Им оказался Антонио Сальери.

Благодаря виртуозной игре Бетховена был создан фортепьянный стиль игры, где крайние регистры, громкие аккорды и использование педали на инструменте стали нормой.

Такая манера игры полностью отражена в популярной «Лунной сонате» композитора. Кроме новаторства в музыке, стиль жизни и особенности характера Бетховена также заслуживали немалого внимания. За своей одеждой и внешним видом композитор практически не смотрел. Если в зале во время его выступления кто-то смел разговаривать, Бетховен отказывался играть и уходил восвояси.

С друзьями и родственниками Людвиг ван Бетховен мог быть резок, но никогда не отказывал им в необходимой помощи близким. За первое десятилетие, что молодой композитор проработал в Вене, он успел написать 20 сонат для классического фортепиано, 3 полноценных фортепианных концерта, множество сонат для других инструментов, одну ораторию на религиозную тему, а также полноценный балет.

Трагедия Бетховена и его поздние годы

Роковой 1796 год для Бетховена становится самым сложным в жизни. У знаменитого композитора начинается потеря слуха. Врачи диагностируют у него хроническое воспаление внутреннего ушного канала.

Людвиг ван Бетховен сильно страдал от своего заболевания. Помимо боли, его преследовал звон в ушах. По советам врачей он отправляется жить в небольшой и тихий город Хайлигенштадт. Но ситуация с его болезнью не меняется в лучшую сторону.

С годами Бетховен все сильнее презирал власть императоров и принцев. Он считал, что равные права людей – вот идеальное благо. По этой причине Бетховен раздумал посвящать одно из своих произведений Наполеону, назвав Третью симфонию просто «Героической».

В период потери слуха композитор замыкается в себе, но продолжает работать. Он пишет оперу «Фиделио». Затем создает цикл музыкальных работ под названием «К далекой возлюбленной».

Прогрессирующая глухота не стала преградой к искренней заинтересованности Бетховена тем, что происходит в мире. После поражения и ссылки Наполеона на австрийских землях был введен строгий полицейский режим, но Бетховен, как и прежде, продолжал критиковать правительство. Возможно, он догадывался, что его не посмеют тронуть и бросить в тюрьму, ведь его слава стала действительно грандиозной.

О личной жизни Людвига ван Бетховена известно немного. Ходили слухи, что он хотел жениться на одной из своих учениц графине Джульетте Гвиччарди. Некоторое время девушка отвечала композитору взаимностью, но потом предпочла другого. Следующая его ученица Тереза Брунсвик была преданным другом Бетховена до самой смерти, но истинный контекст их отношений окутан тайной и доподлинно неизвестен.

Когда у композитора умер младший брат, он взял опеку над его сыном. Бетховен старался привить юноше любовь к искусству и наукам, но парень был игроком и гулякой. Однажды проигравшись, он попытался покончить с собой. Это очень расстроило Бетховена. На нервной почве у него развилась болезнь печени.

В 1827 году великий композитор скончался. Похоронная процессия включала более 20 тысяч человек. Известному музыканту было всего 57 лет, когда он ушел из жизни и был захоронен на венском кладбище.

Семья. - “Старый капельмейстер”. - Отец. - Первые занятия музыкой. - Пфейфер. - Эден. - Нефе. - Вступление в жизнь.

Людвиг ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в г. Бонне (на Рейне) и был крещен 17 декабря 1770 года; день рождения его неизвестен. В Бонне поселился его дед, по имени также Людвиг ван Бетховен. Этот человек обращает на себя особенное внимание не только как личность значительная сама по себе, но главным образом и потому, что в нем ясно видны зачатки всех тех способностей и качеств, которые потом так ярко и характерно проявились в его знаменитом внуке. Он обладал выдающимся музыкальным талантом, силой воли и характера, переходившими нередко в неукротимое упрямство.

Тринадцатилетним мальчиком дед Бетховена вследствие семейных неприятностей бежал из родительского дома и после скитаний поселился в Бонне, где вскоре получил место придворного певца, а затем и придворного капельмейстера. Он пользовался большим авторитетом как музыкант и своею деятельностью составил себе видное положение; также с большим уважением современники отзываются о нем как о человеке. Физически он имел большое сходство с внуком, особенно напоминая его блестящими, живыми проницательными глазами и крепкой коренастой фигурой, исполненной силы и энергии. “Старый капельмейстер” чувствовал большую нежность к маленькому Людвигу и часто подолгу забавлялся с ним. Образ деда, в костюме придворного музыканта, в красном камзоле с золотыми галунами, в жабо и парике, со шляпой под мышкой и большою тростью в руках, ходившего твердыми, решительными шагами, оставил в памяти внука глубокое впечатление, и неудивительно, что этот последний всегда с особой любовью и гордостью вспоминал о старике и до самой смерти не расставался с его портретом. В семейной жизни “старый капельмейстер” был очень несчастлив. Жена его была пьяницей; он принужден был с ней расстаться, и ее заключили в монастырь. Из всех детей его остался в живых только один сын Иоганн, доставивший отцу также немало огорчений. Это был в высшей степени ничтожный и жалкий человек. Сначала казалось, что из него выйдет хороший музыкант: двенадцати лет он уже пел в придворном хоре, а затем получил место придворного певца, правда с незначительным содержанием. Но по непомерному легкомыслию, а главное, вследствие унаследованной от матери страсти к спиртным напиткам он с трудом мог удержаться и на этом месте. По природе бесхарактерный, но добродушный, он под влиянием своей несчастной страсти делался раздражительным и жестоким, и тогда во всей силе проявлялось унаследованное от отца упрямство. Иоганн женился очень рано, против воли отца. Жена его, Магдалина, была существом чрезвычайно кротким и добрым, но имела на мужа мало влияния. Пока был жив “старый капельмейстер”, молодая чета перебивалась кое-как, по смерти же его скоро наступила настоящая нищета. Между тем семья Иоганна быстро увеличивалась. Через три года после свадьбы у него родился сын, названный в честь деда Людвигом, а через несколько лет, вскоре один за другим, родились еще два сына - Каспар Карл и Иоганн. Понятно, что при таких обстоятельствах Иоганну ван Бетховену было нелегко зарабатывать хлеб на пропитание семьи и что при его бесхарактерности и легкомыслии он свободное от службы время предпочитал проводить в трактире; домой же возвращался мрачным и раздражительным, причем нередко происходили бурные и тяжелые семейные сцены. Дела Иоганна расстраивались все сильнее, а это в свою очередь влияло на его нравственное состояние, заставляя его все более и более отдаваться несчастному пороку, так что за несколько лет до смерти он был уволен от службы.

Но среди его серой, тяжелой жизни блистал луч надежды - выдающиеся музыкальные способности старшего сына Людвига, которые обнаружились в раннем детстве. И хотя отцу не суждено было дожить до полного развития таланта сына, он не обманулся в своих ожиданиях, и именно этот сын не только спас своим дарованием всю семью от окончательной гибели, но и окружил имя Бетховенов бессмертной славой. Впрочем, отец, при его характере и при той тяжелой обстановке, в которой протекала его жизнь, едва ли мог отнестись серьезно к развитию музыкальных способностей маленького Людвига; все его отношение к сыну заставляет думать, что он имел в виду исключительно материальные цели и видел в таланте ребенка только источник дохода. В то время еще все помнили пребывание в Бонне “гениального мальчика” Моцарта, возбудившего всеобщий энтузиазм. Понятно, что мысль поскорее сделать из сына тоже “гения” и эксплуатировать его естественно должна была прийти в голову Иоганну ван Бетховену. Он приступил к делу решительно и настойчиво. Заметив, с каким вниманием и наслаждением четырехлетний Людвиг слушал его пение и игру, он, сначала шутя, потом все серьезнее стал учить его игре на фортепиано, а затем и на скрипке. К занятиям сына он относился не только строго, но даже жестоко, заставляя его работать по целым дням, “подбодряя” упрямого мальчика пощечинами и пинками. Ни слезы ребенка, ни просьбы и увещания друзей, свидетелей частых тяжелых сцен, не могли поколебать упорство отца. Он стал еще настойчивее и не позволял сыну даже играть со сверстниками; многие из них не раз наблюдали, как отец прогонял его из их веселой компании и как маленький Людвиг с горькими слезами простаивал целые часы перед фортепиано (он был еще слишком мал, чтобы сидеть), исполняя заданную отцом музыкальную работу. Так как отец стремился возможно скорее развить талант сына, чтобы сделать из него доходную статью, то общее научное образование было самое поверхностное. Оно ограничилось посещением в продолжение немногих лет начальной школы, где мальчик учился читать, писать, считать и немного изучал латынь. Этот недостаток образования, несмотря на выдающийся ум и способности Бетховена, самым печальным образом выступает во всех его письмах. В продолжение всей своей жизни он был очень слаб как в орфографии, так, в особенности, и в счете.

К счастью, все это не помешало развитию его внутреннего грандиозного мира, хотя развитие это совершилось гораздо позже и постепенно, отчасти благодаря благоприятной среде, в которую Бетховен попал впоследствии, а отчасти, и главным образом, вследствие того неудержимого стремления вперед, которое составляло всегда одну из отличительных черт его характера и которое заставляло его постоянно углубляться в себя и в окружающее. Уже в раннем детстве сверстники рисуют его диким и неразговорчивым, предпочитающим одиночество. Из всех его школьных товарищей никто не мог припомнить ни одной шалости, ни какого-нибудь приключения на Рейне или в горах, ни одной шутки или веселой игры, где участвовал бы маленький Людвиг. Музыка и только музыка была его постоянным занятием; в свободные минуты он больше наблюдал, чем разговаривал, или отдавался всецело чувствам и впечатлениям, возбуждаемым в нем музыкой и, впоследствии, поэтами, а также его неудержимой фантазией. Он иногда подолгу сидел у окна, опершись головою на обе руки и неподвижно глядя в одну точку, погруженный в свои мечты. Вообще он уже тогда, в детстве, своим поведением и особенностями характера возбуждал в окружающих чувство какого-то почтительного удивления, а к его выдающемуся музыкальному дарованию относились с большим энтузиазмом. Это отношение в свою очередь влияло на “эксцентричного” мальчика, развивая в нем веру в себя и свои силы и тем придавая бодрость и желание идти дальше.

Зная тяжелое детство Бетховена, нельзя не удивиться, откуда у мальчика взялись не только силы перенести эти трудные первые годы учения, но и энергия и желание идти вперед по этому пути. Домашняя обстановка и пример отца мало могли способствовать намерению посвятить себя музыке. Может быть, образ деда, сохранившийся ясно в памяти ребенка и представлявшийся ему в ореоле славы, заронил в его душу первую искру и пробудил стремление сделать самому что-нибудь большое в искусстве, в котором так прославился “старый капельмейстер”. Может быть, именно деду, с которым он был так схож всей своей натурой, Бетховен обязан теми одушевлением и настойчивостью, с которыми он преследовал свои гордые, смелые планы.

Как бы то ни было, его талант развивался с поразительной скоростью, и на девятом году жизни мальчик заметил, что он в своем искусстве превзошел отца. Когда же сам отец убедился в этом, то он поручил обучение сына более опытному преподавателю - певцу Пфейферу, занимавшему у Бетховена комнату.

Но, несмотря на перемену учителя, сам метод остался тем же. Рассказывают, что часто, когда отец с Пфейфером поздно ночью возвращались из трактира, они вытаскивали мальчика из постели и держали его до утра у фортепиано. Это время оставило в душе Людвига неизгладимый след на всю жизнь. Но зато результаты этих занятий были таковы, что когда Людвиг играл вместе со своим учителем (который был хорошим флейтистом) и родственником-скрипачом, то под окнами их дома собиралась целая толпа; прохожие останавливались и говорили, что такую музыку можно слушать день и ночь.

К этому же времени относится небольшое путешествие, которое Людвиг совершил с матерью в Голландию, где он своею игрой возбудил всеобщий интерес. Но в материальном отношении путешествие было, по-видимому, не особенно удачно. По крайней мере по возвращении мальчик неоднократно повторял: “Голландцы - скареды; я никогда больше не поеду в Голландию”.

Хотя занятия с Пфейфером продолжались всего один год, тем не менее, будучи уже знаменитым композитором, Бетховен не раз говорил, что он именно этому учителю всего более обязан, и однажды, узнав о бедственном положении Пфейфера, послал ему значительное денежное вспомоществование, хотя сам всегда был в стесненных обстоятельствах.

Пфейфера сменил старик Эден, уже более 50 лет занимавший должность придворного органиста, один из лучших друзей “старого капельмейстера”. Вероятно, в память об умершем друге он стал бесплатно заниматься с его внуком. По-видимому, старик имел малое влияние на мальчика, тем более что мог уделить немного времени занятиям с ним.

По смерти Эдена учителем Людвига сделался преемник его, знаменитый в то время композитор, пианист и органист Нефе. Никогда еще Людвиг не имел такого верного друга, какого нашел в своем новом, еще молодом учителе, постоянно заботившемся о своем ученике и бескорыстно помогавшем ему. Мальчик, которому шел уже двенадцатый год, занимался исключительно игрою на фортепиано и органе и достиг в этом большого совершенства, но до сих пор он серьезно не пробовал своих сил в сочинении. Хотя энергичный, впечатлительный, одаренный огненной фантазией Людвиг, без сомнения, пытался уже не раз изливать свои мысли и чувства в звуках, но Нефе был первый занявшийся развитием той способности мальчика, которая сделала его впоследствии великим. Вот что писали о нем в тогдашних газетах:

“Людвиг ван Бетховен, мальчик одиннадцати лет, выдающихся дарований. Он отлично играет на фортепиано и прекрасно читает с листа... Г-н Нефе дал ему также, насколько позволяли остальные занятия, некоторые указания по генерал-басу. Теперь он занимается с ним упражнениями в сочинении и для ободрения его издал сочиненные им девять вариаций на тему марша Дресслера. Этот молодой гений заслуживает вспомоществования для заграничного путешествия. Из него выйдет, наверное, второй Моцарт, если он будет продолжать, как начал”.

Нефе относился к своему ученику очень серьезно, особенно стараясь развить в мальчике музыкальный вкус, для чего заставлял его изучать лучшие произведения Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта. Первые опыты Людвига в сочинении Нефе критиковал чрезвычайно строго, что давало нередко самолюбивому мальчику повод горько жаловаться на “страшную придирчивость и несправедливость” учителя. Но, несмотря на это, он вполне оценил все, что Нефе сделал для него, и впоследствии писал своему бывшему учителю:

“Благодарю Вас за советы, которые Вы мне давали при моем стремлении к усовершенствованию в божественном искусстве. Если я буду когда-нибудь великим человеком, то в этом и Ваша заслуга”.

Летом 1782 года Нефе был уволен в продолжительный отпуск и должен был оставить вместо себя заместителя. Этим заместителем стал не кто иной, как одиннадцатилетний Людвиг ван Бетховен, уже пользовавшийся славой отличного органиста.

Новая должность была нелегкая, так как органисту приходилось играть в церкви ежедневно, по праздникам же - два, а иногда и три раза в день. Но маленький заместитель так хорошо справился со своей задачей, что Нефе по возвращении оставил его своим помощником. На следующий год на время отсутствия придворного капельмейстера Лукези Нефе было поручено исполнение его обязанностей. Но масса выпавшего таким образом на долю органиста труда заставила его передать часть своих обязанностей помощнику. И вот тогда уже двенадцатилетний Бетховен сделался “чембалистом” (то есть пианистом) в оркестре, на него легло также ведение театральными репетициями - пост и почетный, и вместе с тем ответственный...

Через год он был сделан придворным органистом, а еще через год уже получал 150 гульденов (около 90 рублей) в год жалованья, то есть половину всего получаемого отцом годового содержания. Таким образом исполнилось заветное желание отца, и пятнадцатилетний сын сделался поддержкой семьи; вскоре ему суждено было стать главой ее.

Одна из хороших знакомых Бетховенов рассказывает, что она часто видела, как Иоганн ван Бетховен, красивый высокий мужчина в напудренном парике, шел по улицам Бонна на репетицию или в капеллу и рядом бежал сын его, коренастый мальчик в костюме придворного музыканта; и каким удовольствием светилось лицо отца от сознания того, что его мальчик исполняет дело взрослого мужчины!..