«Обучение как приключение»: Как сделать уроки интересными и увлекательными. Интересные уроки английского языка (практические советы) Делаем очень интересный открытый урок

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры .

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities . Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов – ролевая игра . Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы .

4) Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket” (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.


5) Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.


6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.


8) Гибкий план урока

План – необходимая часть урока, а структурированность – залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.


10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.

Успехов вам и интересных уроков!

Инструкция

Не проводите унылую лекцию. История предмет динамичный, много, поэтому простор для фантазии велик. Перед началом новой темы задайте несколько докладов по ней. Выступления должны быть небольшими. Всегда используйте наглядные инструменты. Это должны быть карты, схемы, таблицы. Учащимся легче воспринимать и запоминать информацию в виде наглядности. Старайтесь использовать мультимедийное оборудование. В школах давно существуют специальные классы с компьютерами и проекторами. Поэтому используйте их. С их помощью вы сможете проводить презентации.

Устраивайте игровые . По каждому историческому событию иногда можно устраивать игры. В том числе с небольшими переодеваниями. Проведя, таким образом, революцию, дети будут знать ее подробности более глубоко, так как имеют личный опыт «участия» в ней. Помните о времени, и рассчитывайте игру так чтобы она не затянулась на весь урок. После такого опыта можно предлагать детям самостоятельно продумывать сцены исторических событий.

Просматривайте исторические фильмы. Помимо документальных и учебных фильмов существует огромное количество жанровых исторических фильмов. «Турецкий гамбит», «Адмирал», «мастер и Маргарита», «1612» и многие другие фильмы позволят детям не только взглянуть на исторические события, но и разобраться в судьбах людей, прошедших историю. В любом случае просмотр фильма гораздо интереснее, чем запись в тетрадь.

Видео по теме

Источники:

  • интересные уроки истории

Настоящий педагог никогда не прекращает учиться и самосовершенствоваться. Появляются новые способы повышения эффективности уроков, новые технологии обучения. Надо уметь чутко реагировать на всякие изменения в любой сфере жизни, так как ученики на все реагируют мгновенно, от них нельзя отставать.

Вам понадобится

  • Проектор, компьютер, обучающие программы, умение создавать презентации Powerpoint, чувство юмора, оптимизм, готовность обучаться вместе с учащимися, знание особенностей работы в интернете, творческий подход к проведению занятий.

Инструкция

Труд педагога - это творческая деятельность. Учитель должен постоянно реагировать на все изменения "предлагаемых обстоятельств", как артист в театре. Главная задача его - создать условия для эффективного обучения учеников, для наиболее полного восприятия ими материала урока, его присвоение и использования на практике. Для этого нужно добиться заинтересованности учащихся, то есть мотивировать их . Какими же приемами может пользоваться педагог?

Используйте технические возможности и умения работы с компьютером учеников. Информационная эпоха показывает, что самое важное для человека умение - поиск информации и её присвоение. Для этого нужно умение пользоваться . Педагог сегодня вполне может задавать на дом поиск информации в интернете (непременно указывая сайт, так как дети часто не умеют сортировать информацию). Это применимо чаще всего к гуманитарным предметам ( , МХК, искусство, история, обществознание), но отдельные теоретические вопросы ученики могут поискать в сети и для уроков точного цикла.

Задавайте альтернативное домашнее задание. Дети обладают разными задатками и способностями. Следует предлагать различные задания: кто-то решит написать длинное сочинение, кто-то предпочтет выполнять упражнение четко по алгоритму. Момент выбора, свободы воодушевляет учеников, позволяет им почувствовать ответственность за свой выбор.

Подходите к планированию и проведению уроков творчески. Не повторяйтесь, даже если вы ведете этот курс уже двадцать лет, наука же не стоит на мете, в том числе и педагогическая. Интересуйтесь методическими разработками, общайтесь с другими преподавателями в сети, обменивайтесь опытом. Отказывайтесь от прежних шаблонов, смело начинайте все заново, начинайте учиться с детьми каждый раз. Открытость педагога ко всему новому заинтересовывает учеников и повышает эффективность в разы, они чувствуют себя не объектами, а субъектами учебного процесса, наравне с преподавателем.

Видео по теме

Обратите внимание

Не стоит злоупотреблять техническими средствами обучения: это может пагубно сказаться на здоровье учеников. Пытайтесь рассчитать нагрузку так, чтобы их зрение и осанка не пострадали.

Полезный совет

Учитывайте способности каждого ученика. Не скупитесь на похвалы, так как уверенность в себе - это залог положительной мотивации учащегося

Источники:

  • Презентация как один из методов повышения эффективности урока

Изменения, происходящие в современном мире, требуют новых подходов в воспитании и обучении, заставляя меняться даже такую консервативную общественную систему, как школа. Чтобы провести современный школьный урок, учитель должен помнить о комплексе правил, которым следует педагогика XXI века.

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - интерактивная доска;
  • - современные учебные программы.

Инструкция

Используйте технические средства. Компьютерные классы сейчас появились практически по всех школах. К ним обращаются не только на уроках информатики, но и для изучения других учебных дисциплин. Интерактивные доски являются достойной заменой грифельным. Теперь крошащийся мел и непонятный почерк учителя не мешают школьникам наглядно воспринимать всю необходимую информацию в доступных и схемах. На уроках литературы анализируйте вместе с учениками иллюстрации к классическим произведениям. На занятиях, посвященных изучению , рассматривайте карты, на уроках современной истории – отрывки из документальных фильмов. Существует множество программ по для , позволяющих тренировать навыки орфографии и пунктуации в игровой форме. Используя технические средства, вы доносите информацию до детей через разные органы восприятия.

Чаще проводите интегрированные уроки. Обращение к нескольким областям знаний позволит взглянуть на рассматриваемую проблему с разных сторон. Интегрированный урок может включать в себя смежные научные области. Так, традиционным считается совмещение литературы с МХК, музыкой, русским и английским языками. Русские романсы могут стать отличной иллюстрацией ко многим произведениям литературной классики XIX века, а изучение фразеологии возможно одновременно на материале французских или английских фразеологических оборотов. При умелом подходе, вполне совместимыми оказываются даже такие различные области знания, как математика и русский язык. Они вполне уживутся вместе на уроке, который освящен именам числительным.

Следуйте дифференцированному подходу в обучении. Современная школа предполагает равное внимание к каждому ребенку. Если раньше учителю приходилось ориентироваться на некий средний показатель по классу, оставляя сильных учеников скучать, а слабых разбираться со сложным материалом самостоятельно, то современные учебные программы предполагают наличие разных уровней сложности в каждом упражнении. Давайте несколько видов заданий на уроке и дифференцированные домашние упражнения.

Расширяйте свои профессиональные горизонты. Чтобы успешно использовать современные учебные технологии, учителю необходимо самому постоянно совершенствоваться и быть открытым для новых идей. Посетите курсы повышения квалификации, заказывайте специализированные научные журналы, знакомьтесь с развитием современной научной мысли в той области, которую вы преподаете. Тогда и ваши ученики будут изучать мир, в котором они живут сегодня.

Обратите внимание

Не злоупотребляйте использованием компьютерных технологий на уроках. Регулярные занятия в компьютерном классе могут быть вредны для зрения многих учеников.

Полезный совет

Современный педагогический подход к проведению урока предполагает также, что отношения учителя и учеников основываются на сочетания требовательности и безусловного уважением к личности школьника, ко всем проявлениям его творческой индивидуальности.

Сухомлинский говорил, что учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Однако эти слова не стоит воспринимать буквально. Каждый учитель старается добиться результатов ежеурочно. Хороший урок провести в силах каждого творческого педагога.

Инструкция

Поставьте триединую задачу (цель) урока. Для этого просмотрите учебную программу, перечитайте объяснительную записку, изучите требования стандарта по данной теме. Сформулируйте цель и запишите в плане таким образом, чтобы она была понятна ученикам.Образовательная составляющая триединой цели должна вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная - формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая - при обучении развивать у учащихся интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Все элементы урока должны способствовать достижения этой цели.

Разбейте урок на основные компоненты.Организационный - организация в течение всего урока, готовность учащихся к , порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения как на весь урок, так и на его отдельные этапы.Мотивационный - значимости изучаемого материала как в данном курсе, так и во всем курсе.Коммуникативный - уровень общения учителя с .Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, проверки знаний.Технологический - выброр форм, методов и приемов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учеников.Аналитический - подведение итогов урока, анализ результатов.

Напишите поурочный план. При этом учтите его примерное содержание:
- Тема урока, его цели и задачи, тип, структура урока, методы и приемы обучения, средства наглядности.
- Повторение в начале урока понятий, законов, проверка домашнего задания, формы контроля знаний.
- Усвоение нового материала: законов, понятий, решение проблемных вопросов.
- Формирование у учащихся конкретных умений и навыков, подбор видов устных и письменных работ.
- Разбор домашнего задания.При составлении конспекта учтите особенности класса: уровень подготовленности, темп работы, отношение к предмету, общую дисциплину, тип нервной системы, эмоциональность.

Подготовьтесь к уроку непосредственно перед звонком. Для этого мысленно воспроизведите основные этапы урока, оформите необходимый материал на доске, продумайте использование технических средств обучения. Определите, каких учащихся будете опрашивать. Эта работа позволит вам сэкономить время на уроке, сделать его более интенсивным и четким.

Для проведения хорошего урока выполните следующие немаловажные условия. Хорошо выучите материал урока. Если есть трудности, разберитесь с ними до начала урока. До мелочей продумайте план урока, правильно подберите разнообразные методы обучения. Старайтесь материал излагать занимательно. Используйте нетрадиционные уроки: путешествия, сказки, расследования. Следите за своей речью: она должна быть эмоциональной, богатой интонациями. Ваша мимика должна быть выразительной, а жестикуляция образной.Темп урока должен быть интенсивным, но посильным для ученика. Если ученики не успевают следить за изложением материала, измените темп. Задания давайте четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

Есть условия, которые затрудняют проведение хорошего урока и препятствуют достижению результатов. Неуверенность в своих знаниях и безразличное отношение ко всему происходящему на уроке приведут к потере внимания и ослабят дисциплину. Однообразные методы обучения и неумение с ними работать отрицательно скажутся на результате урока. Плохо воспринимается материал, если учитель излагает его сухо и монотонно. Никогда не отходите от темы урока, не увлекайтесь посторонними вопросами, не связанными с задачами урока.Не оскорбляйте учеников. Не перебивайте, дайте договорить во время ответа. Поддерживайте их инициативу, одобряйте активность.

Видео по теме

Полезный совет

Подбирайте дидактический материал, полагаясь не только на образовательные цели урока, но и воспитательные.

Сделайте анализ проведенного урока. Учтите свои ошибки при подготовке к следующему уроку.

Учеба в начальном звене имеет свои особенности в связи с тем, что для малышей характерна непоседливость, мешающая концентрировать внимание на длительное время. Тем не менее, опытные педагоги стараются построить урок таким образом, чтобы усвоение материала проходило в форме игры, а учащимся было интересно и весело.

Инструкция

Помните, что младшим школьникам сложно задерживать внимание на изучаемом предмете или явлении, поэтому выбирайте такие задания, которые рассчитаны не более, чем на пять минут. При этом постарайтесь чередовать . Например, на уроке можно сначала предложить детям рассмотреть с животными и запомнить их . А затем найти на рисунке названное учителем и отметить его галочкой. Другое обозначенное животное - раскрасить, а третье нарисовать своей тетрадке.

Начинайте обучение с простых тем, не увлекайтесь сухой теорией, памятуя о том, что игра остается для детей основным методом освоения окружающего мира. Используйте занимательные пособия, заранее изготовленные из цветной бумаги, красиво оформленные цветные настенные таблицы, красочные иллюстрации учебников, подходящие по теме разделы заложенные программой в интерактивной доске. В настоящее время существуют диски, позволяющие провести коллективное прослушивание занимательного материала.

Устраивайте в течение урока двухминутные переменки-разминки. К примеру, распространенную пальчиковую гимнастику, заключающуюся в том, что малыши под вашим руководством загибают каждый пальчик и при этом декламируют вслух хором стишки. Или разминают ручки, сопровождая свои действия специальной рифмовкой, по типу «мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Не забывайте, что процесс запоминания значительно облегчается неоднократным повторением пройденного, воспроизведение которого тоже можно обыграть. Привычные действия, совершаемые ребенком из урока в урок, к примеру, пропевание английского алфавита или рассказывание стихов про математический счет закрепляют полученные знания. Здесь усвоение информации происходит даже на подсознательном уровне.

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Новые времена ставят новые вопросы. Меняется общество - меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Возрос объем изучаемой информации, расширилась источниковедческая база, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возник закономерный вопрос, способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем информации? Сегодня учителя и методисты ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Можно ли избежать общей тенденции рассматривать преподавание истории как поглощение определенной суммы знаний? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы?

По всей видимости, основной целью преподавания истории в школе является саморазвитие школьника как личности, как культурно-исторического субъекта. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, показывая сложность и неоднозначность оценок исторического события. Ученики должны получить право на субъективность и пристрастность суждений, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

История - один из важнейших, стержневых гуманитарных предметов в школе, где формируются необходимые школьнику интеллектуальные умения. Чтобы написать реферат, скачать презентацию по истории или сделать доклад на заданную тему, надо научиться работать с любым текстом, уметь выбирать из него главное, выделять основную мысль, сопоставлять тексты, анализировать.

Всегда ли ученику интересно работать с учебником? Наверное, нет. Это зависит и от интереса к предмету, и от умения работать с книгой экономично и эффективно по результату. Вместе с тем следует помнить, что урок истории - один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где легко возникает атмосфера творчества, где можно организовать обсуждение прочитанного, познавательные игры, решение проблемных задач.

Учеников надо также научить слушать друг друга, задавать и отвечать на вопросы. Вряд ли здесь уместно применять одну-единственную технологию, только работать с источником или решать задачи. Нельзя забывать и о живом слове учителя, о его эмоциональном, ярком рассказе, который вызовет интерес к той или иной теме, проблеме. Современное обучение обязательно должно быть построено на интересе, с учетом психологических особенностей детей.

Все мы знаем, что есть дети, которым трудно даются устные выступления перед классом. А другие, наоборот, никогда не закрывают рта, чем порой очень сильно мешают учителю, потому что отвлекают все внимание только на себя. А есть еще и такие, которые давно уже прочитали весь учебник, с удовольствием читают дополнительную литературу и имеют устойчивый познавательный интерес.

Учитывая это, при изучении нового материала можно применить такую форму групповой работы, которая даст возможность дифференцированно подойти к каждому ребенку с учетом психологических особенностей и индивидуализации обучения.

Учащиеся делятся на три группы. Первая группа - редакторы . Они составляют краткие фактические статьи для энциклопедического словаря Им надо восстановить логику событий, используя только учебник. Для этой категории учащихся главными будут письменные задания.

Вторая группа - журналисты . Они будут создавать яркие образы событий, рассказывать о личностях. Как правило, они редко довольствуются одним учебником, у них возникает желание узнать как можно больше. В их работе будут преобладать устные ответы.

Третья группа - ученые-историки . Им предстоит объяснять наиболее трудные и спорные вопросы темы, термины, понятия. На них возложена обязанность подготовки диспута, «круглого стола» по заданной теме. Без дополнительной литературы этой группе никак не обойтись.

Интерес - это отношение ребенка к предмету, это проявление познавательных, мыслительных действий. Эти действия имеют эмоциональную окраску, которая выражена тем ярче и положительнее, чем успешнее идет познавательная деятельность.

Так, например, дети V - VI классов любят, когда на уроке присутствуют игровые моменты, эмоциональный рассказ учителя, ситуации воспринимаются через собственное «я» (например, «я в гостях у кого-то», «я у кого-то беру интервью» и т.п.).

Активизации мыслительной деятельности ученика будут способствовать такие приемы, как:

- игра вопрос-ответ (вопросы задаются друг другу по цепочке). Это проверка домашнего материала силами самих детей. Чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать свою мысль, отвечать логично;

- составление различных вариантов проверочных тестов по пройденной теме . Дети обращаются к тексту учебника, учатся выбирать главное и формулировать свои мысли;

- написание краткой статьи для энциклопедии, отбор основных событий, дат, личностей, суждений . Это один из приемов, который позволяет формировать умение самостоятельно написать статью, доклад, реферат;

- использование данных преподавателем слов для составления рассказа ;

- выделение в пройденной теме ключевых слов .

Варианты групповой работы на уроке:

- восстановление цепочки событий (один из учеников начинает рассказ, другой продолжает);

- текст с ошибками (формирует умение слушать и слышать);

Аукцион имен (определить, какое событие связано с историческим деятелем);

- рассказ о событии по иллюстрации .

Рассмотрим в качестве примера некоторые задания, используемые мною на итоговом занятии по теме «Раннее средневековье» (VI класс). Форма работы – групповая.

I. Используя данные преподавателем слова, составить рассказ.

1. Великое переселение народов (задание для первой группы): Цезарь, легионы, Герма-ния, лимес, гунны, вестготы, раздел Римской империи, битва при Адрианополе, Аларих, Гонорий, 410 г, Аттила, битва на Каталаунских полях, вандалы, Ромул Августул, 476 г, лангобарды, франки.

2. Франкское королевство (задание для второй группы): Галлия, франки, Хлодвиг, Су-ассонская чаша, майордом, обычное право, Салическая правда.

3. Империя Карла Великого (задание для третьей группы): Каролинги, Карл Мартелл, битва при Пуатье, бенефиций, Карл Великий, походы, император, империя, управление, дворцовая Академия, Алкуин, Каролингское возрождение.

Каждая группа рецензирует ответ предыдущей, учитывая правильное употребление терминов и понятий, логику событий, форму изложения.

II. Викторина.

А «О чем говорят при дворе Карла Великого».

1. В чем был смысл военной реформы Карла Мартелла?

2. Почему Карл Великий провозгласил себя императором?

3. Почему у государства Карла Великого не было постоянной столицы?

4. Какие народы входили в состав империи Карла Великого?

5. Что такое Каролингское возрождение?

6. Как звали ближайшего советника Карла Великого? Какую роль он сыграл при дворе?

7. Когда и почему распалась империя Карла Великого?

8. С какими угрозами столкнулось европейское общество в IХ-Х вв.?

9. Каким образом можно было противостоять новым опасностям?

10. Предположите, как внешние и внутренние угрозы изменят облик Европы.

Б. «О чем рассказала Шахерезада».

1. Как называется полуостров, являющийся родиной арабов?

2. Как называется главное святилище мусульман?

3. Как назывался высший чиновник, помогавший халифу в управлении государством?

4. Как называется искусство красивого и изящного письма?

5. Назовите основные религиозные предписания ислама.

6. Что такое мечеть, медресе?

7. Почему каллиграфия стала главным искусством мусульман?

8. Какие обязанности и запреты возложил ислам на мусульманина?

9. Какие научные открытия были сделаны на арабо-мусульманском Востоке?

10. Почему у арабов не получили развитие скульптура и живопись?

III. Индивидуальные, дифференцированные задания.

А. Согласны ли Вы с данными утверждениями?

1. IV-VII вв. - время Великого переселения народов.

2. Государство Хлодвига опиралось на четкий свод законов.

3. Верденский договор был подписан в ХII в.

4. При дворе Карла Великого возникло общество для научных знаний - Академия.

5. Самое крупное расширение границ Византийской империи было при императоре Василии II.

6. Время Карла Великого, когда начался подъем культуры, называют ранним Возрождением.

7. Великий ученый Ибн-Сина знаменит своими открытиями в области математики.

8. В юности Мухаммед был земледельцем.

9. Столицей халифата стал город Дамаск

Б. Составьте смысловые пары слов.

Первая группа слов: Хлодвиг, Карл Map-mew, Карл Великий, Юстиниан, Мухаммед, мечеть.

Вторая группа слов: Алкуин, Суассонская чаша, арабески, Медина, Святая София, битва при Пуатье.

В. Составьте тесты по истории раннего средневековья:

1) на хронологию событий;

2) на соотнесение даты и события;

3) на соотнесение личности и события;

4) на установление логической последовательности событий.

Г. Сравните королевство франков при Хлодвиге и империю Карла Великого:

Какой территорией владели;

Как было организовано управление государством;

Какие были законы.

Назовите принципиальные отличия империи от королевства.

IV. Вопросы для письменного ответа,

Что общего и в чем различия в образовании государства у франков и у арабов?

Какую роль играла религия в жизни франков, византийцев и арабов?

Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата?

V. Творческие задания.

А. Составьте рассказ:

«Карл Великий глазами придворного биографа»;

«Один день при дворе халифа»;

«Византия глазами иностранцев».

Б. Напишите маленькое сочинение от лица путешественника «Что я увидел в Багдаде».

В. Составьте статью для энциклопедического словаря по теме.

«У истоков средневековой Европы».

«Тысяча лет Византийской империи».

«Новая вера арабов».

На уроках, как известно, весьма эффективно использование методов интерактивного обучения Основными среди них являются учебно-ролевые игры, дискуссии, совместное решение творческих задач. Психологическая причина активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивных методах заложена в своеобразии учебной обстановки, в совместной деятельности учеников и учителя. Ниже приведена авторская разработка учебно-ролевой игры «Рыцарский турнир» (VI класс).

Цель: обобщение, повторение и закрепление знаний через погружение в эпоху в форме ролевой игры.

Действующие лица: король, королева, епископ, герольд, рыцари, прекрасные дамы.

Организационный момент желательно, чтобы все действующие лица игры сделали хотя бы один элемент средневекового костюма. «Рыцари» делают доспехи, щит с гербом, шлем, копье, кольчугу, меч, составляют свою родословную, «прекрасные дамы» изготавливают элемент головного убора или платья.

Ход игры

Король рассказывает о турнире, который должен сегодня состояться, приветствует рыцарей и прекрасных дам.

Король также рассказывает о своем замке, опираясь на соответствующий отрывок из романа В. Скотта «Квентин Дорвард»:

«Замок был обнесен тройной зубчатой стеной с укрепленными башнями по всей ее длине и по углам. Вторая стена была немного выше первой, а третья, внутренняя, выше второй, так что с внутренних стен можно было оборонять наружные, если неприятель завладел ими. Вокруг первой стены шел ров в двадцать футов глубиной, наполнявшийся при помощи шлюзов водой Точно такие же глубокие рвы гили и вокруг двух внутренних стен. Как внутренние, так и наружные берега этого тройного ряда рвов были обнесены частоколом из толстых железных прутьев, расщепленных на концах в острые зубья, которые торчали во все стороны и делали эти рвы совершенно неприступными; попытка перелезть через них была бы равносильна самоубийству.

В центре этого тройного кольца стен стоял сам замок, представлявший собой тесную группу зданий, окружавших древнейшую из этих построек - старинную мрачную башню (донжон).

В эту неприступную твердыню вел единственный вход - ворота, пробитые в первой наружной стене, с двумя высокими башнями по бокам, с опускавшейся решеткой и подъемным мостом. Такие же точно ворота с башнями были и в двух внутренних стенах. Для того чтобы проникнуть во внутренний двор, где стоял замок, надо было миновать два опасных узких прохода, обстреливаемых с двух сторон, и завладеть тремя сильно укрепленными и тщательно оберегаемыми воротами».

Королева представляет прекрасных дам, знакомит собравшихся с герольдами, рассказывает о посвящении в герольды.

Герольд в переводе с немецкого означает глашатай. Они следили за правильностью составления герба, поддерживали порядок на турнире, проверяли родословную участников турнира. Стать герольдом было непросто. Долгих семь лет надо было прослужить в помощниках, прежде чем заслужишь право на посвящение в герольды. Во время посвящения на голову кандидата выливали кубок вина, он приносил присягу и становился герольдом.

Король и королева рассказывают также о том, какой пир ждет победителей после турнира. Можно воспользоваться описанием пира в книге К.А. Иванова «Многоликое средневековье»:

«Загремели рога, призывают к парадному обеду. Все блестящее общество направляется к громадному столу, скрытому узорной белой скатертью. Бросая беглый взор на сервировку стола, мы с некоторым изумлением замечаем отсутствие предмета, по нашим понятиям, безусловно необходимого, - вилок. Последние стали входить в употребление только с самого конца ХIII века. Каждый прибор состоит из ножа, ложки и серебряного, кое-где и золотого, кубка. Есть кубки на две персоны. Для каждого присутствующего у его прибора заблаговременно положены на столе белые хлебы. Кроме того, на столе расставлены большие металлические кубки с вином, чаши с крышками и без крышек, солонки, соусники. Только расселись за столом гости нашего барона - в залу вошли прислужники; в их руках - кувшины с водой, на шеи накинуты полотенца. Умывание рук перед обедом при отсутствии вилок имеет, конечно, особенное знамение. Что касается самих кушаний, необходимо отметить, что в то время ни супа, ни бульона не существовало, начинали прямо с мяса. Сегодня на первое блюдо разносится жареный олень; он разрезан на куски и сильно приправлен горячим перцовым соусом. Второе блюдо также сытно, как и первое,- это жареный кабан под тем же соусом. За ним внесены жареные павлины и лебеди. В то время как одни прислужники и оруженосцы разносят кушанья, другие обходят стол с кувшинами и наливают в кубки вина. Потом подаются зайца и кролики, всевозможные птицы, пироги с мясной начинкой и рыба. Вот принесены яблоки, гранаты, финики.

Любопытны некоторые наставления для гостей, гости должны быть скромны и довольны тем, что им предложено; они не должны есть двумя руками; не следует ни пить, ни говорить с набитым ртом; не обращайся к соседу с просьбой об одолжении кубка, если видишь, что сам он еще не допил его».

Епископ говорит о союзе короля с церковью, об обряде посвящения в рыцари. Король опоясывает одного рыцаря мечом и ударяет его ладонью по затылку.

Герольды рассказывают о правилах турнира. Каждый рыцарь должен иметь хорошее вооружение: доспехи, кольчугу, латы, шлем с забралом, меч, копье. У каждого рыцаря на щите изображен герб - его отличительный знак. Кратко герольды рассказывают о правилах составления гербов, девизах на них.

Правила турнира: пять рыцарей-зачинщиков вызывают на бой всех желающих. Каждый рыцарь из числа участников имеет право выбрать себе противника из числа зачинщиков. Для этого он должен прикоснуться копьем к его щиту. Прикосновение тупым концом означает, что рыцарь желает состязаться тупым оружием. Если рыцарь прикоснулся к щиту острием копья, это значит, что он желает биться насмерть.

Герольды заканчивают чтение правил возгласами: Щедрость, щедрость, доблестные рыцари. Мы ведем летопись турниров, и вы не должны жалеть денег для историков своих подвигов. Затем герольды читают родословные рыцарей и просят каждого из них рассказать о своем гербе.

Рыцари демонстрируют свое искусство боя, сражаются друг с другом на мечах.

Герольды объявляют первых победителей турнира на основании поединка. Затем каждый рыцарь рассказывает о своем гербе. Оставшиеся после поединка рыцари должны ответить на вопросы, которые им задают король, королева, прекрасные дамы.

Дамы, в свою очередь, рассказывают о своих нарядах, читают подготовленные заранее дома наставления юному рыцарю, рассказывают о рыцаре-изменнике и о кодексе рыцарской чести. Оцениваются костюм, артистизм и манера рассказа.

В процессе подготовки учащиеся могут использовать два отрывка, которые приведены ниже.

НАСТАВЛЕНИЕ НОВОМУ РЫЦАРЮ

Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и свое отечество.

Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного, мужество их да поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится.

Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорблять злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных.

Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками. Но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдой.

Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да избегают они всякого обмана и лжи».

Ж. Руа. «История рыцарства»

РЫЦАРЬ-ИЗМЕННИК

«На возведенном в центре площади помосте стоял "король гербов". Он был облачен в пышное церемониальное одеяние, представлявшее собой полный герб королевства. Гербовые поля благородных цветов с расположенными на них геральдическими фигурами равномерно скрывали одеяние "короля гербов", заполняя широкие, до локтя рукава, повторяясь и спереди и сзади. Он стоял прямо и достойно, как живое воплощение величия и чести королевства.

Рядом с ним на эшафоте стоял облаченный в полные боевые доспехи осужденный рыцарь. Перед ним на столе был закреплен в перевернутом виде щит с его родовым гербам.

Все стихло, и "король гербов" начал оглашение приговора. Оно длилось долго.

Двуличный, злой, неверный рыцарь, клятвопреступник и лжец, и в знак сего его гербы перевернуты верхом вниз. И он, и его потомки, навеки, - звучал голос герольда.

Хор запел псалмы. Когда отзвучал первый псалом, герольд снял с головы осужденного шлем и возгласил

Сие есть шлем предателя-рыцаря!

По толпе пронесся вздох. После второго псалма герольд освободил осужденного от меча, затем последовали пояс, шпоры. Хор отпевал осужденного, герольд провозглашал:

Сие есть меч предателя. Сие шпоры.

И с каждым псалмом герольд снимал с осужденного еще одну часть доспеха, позоря его.

Наконец очередь дошла до гербового шита, но не того, который висел на столбе перевернутым, а того, что был при доспехе рыцаря Звенящая тишина повисла над площадью. И в этой тишине герольд разбил молотом щит на три части.

Когда отзвучал последний псалом, осужденному облили голову теплой водой. Молчащего и обессиленного, его понесли в ближайшую церковь слушать заупокойную службу по себе самом. После того он будет предан королевскому судье, затем отдан в руки палача, который приведет смертный приговор в исполнение.

А по улицам города суровые герольды во всеуслышание объявляли о том, что потомки утратившего честь рыцаря отныне утратили право зваться благородными людьми, носить гербы и участвовать в турнирах. И сами его гербы будут неизвестны потомкам, как неизвестно то, чего никогда не было.

Итак, изменнику предстояло умереть как простолюдину. На его погребение не поведут покрытого гербовой попоной коня, не понесут шлема, увенчанного шлемовой эмблемой, меча с гравированными или эмалевыми изображениями гербов на рукояти или в основании лезвия или щита с родовыми гербами. У катафалка не пойдут герольды в длинных, до пят, траурных одеяниях, со свечами, на каждой из которых прикреплен герб покойного. И никакие гербы не украсят его надгробия и не защитят его могилу».

А.П.Черных. «Случай из герольдической практики»

Вопросы, которые задаются рыцарям в конце турнира.

Король.

1. Как называются реки, в бассейнах которых жили древние германцы? (Эльба, Рейн.)

2. Отличительный знак рыцарей. (Герб.)

3. Наследственное земельное владение за службу. (Феод.)

4. Настоятель монастыря. (Аббат.)

5. Работа крестьянина на поле сеньора. (Барщина.)

6. Римская провинция, завоеванная франками. (Галлия.)

Королева.

1. Рубашка, сплетенная из железных колец. (Кольчуга.)

2. Платежи крестьян сеньору продуктами и изделиями своего хозяйства. (Оброк.)

3. Главная башня феодального замка. (Донжон.)

4. Первый король франков (Хлодвиг.)

5. Искусство придворного поведения. (Куртуазность.)

6. Лицо, получившее феод. (Вассал.)

Епископ.

1. Конный воин. (Рыцарь.)

2. Имя первого франкского императора. (Карл.)

3. Искусство красивого, изящного письма у арабов. (Каллиграфия.)

4. Доспехи из железных пластин. (Латы.)

5. Священная книга мусульман. (Коран.)

6. Символ власти и господства сеньоров (Замок.)

Герольд.

1. Объясните выражение «Замки - символ средних веков».

2. Что такое рыцарская культура?

3. Перечислите повинности крестьян.

4. Что такое внутренняя колонизация?

5. В чем сходство турнира и битвы?

6. Почему в рыцарских романах щедрость выступает как истинно королевское свойство?

7. Сформулируйте кодекс рыцарской чести.

Дополнительные вопросы, которые задает учитель претендентам на звание победителя турнира:

1. В английской поговорке ХIII в. сказана «Сеньор не садится за стол один». Какую особенность поведения знатного сеньора она отражает?

2. Как Вы понимаете немецкую поговорку: «Кто до 12 лет остается в школе, не садясь верхом, годится только на то, чтобы стать священником»?

3. Найдите ошибку в тексте.

Замок был обнесен тройной стеной, с мощными башнями по всей ее длине и по углам. Однако в замок я прошел спокойно, никто не остановил меня. Построек на территории было множество, половина из них деревянные, так что не скоро отыскал нужное мне место. Окна были большие и широкие, полы устланы дорогими восточными коврами.

Тот, кто правильно ответит на большую часть вопросов, выиграет последний поединок и будет объявлен победителем. Он выбирает себе прекрасную даму из тех, кто получил наибольшее количество очков за правильно выполненное задание.


Всем добрый предзимний день!

Осень подходит к концу, за окном непонятный снегодождь, а у вас внезапно звонит телефон и, подняв трубку и приготовившись отказаться взять кредит или сделать очень нужную процедуру в салоне красоты, вы слышите, что кто-то жаждет учить язык, и непременно под вашим чутким руководством.

Что делать и куда бежать?

Давайте попробуем разобраться, о чем говорить по телефону и что делать на первом занятии по английскому языку .

Телефонный разговор

По телефону всегда стараюсь обсудить волнующие меня пункты, чтобы понять, сможем мы сотрудничать или нет. И ответ будет отрицательным, если:
1) не подходит время или место проведения занятий;
2) не устраивает цена ;
3) цель обучения ученика не совпадает с моими целями в преподавании (для меня это, когда мама хочет, чтобы мы с ребенком делали домашнее задание по английскому или взрослый человек заявляет, что будет только разговаривать, без нудных правил и заучивания слов);
4) на другом конце провода говорят так, будто я уже что-то должна звонящему.

Если нас все устраивает, договариваемся о месте и времени проведения первого занятия. Предупреждаю, что целью первой встречи будет определение уровня языка, она бесплатная и длится около 40 минут. С собой нужно взять блокнот и ручку.
Еще узнаю, как ученик сам может определить свой уровень знаний, чтобы представлять, материал какого уровня готовить. Как правило, взрослые вполне адекватно оценивают свои возможности, в то время как со школьниками ни в чем нельзя быть уверенной.

Бывает, родители говорят: “мы уже два года занимались с репетитором, но она больше не может с нами заниматься, поэтому мы обратились к вам”, я готовлю материалы уровня А2, прихожу на занятие – а ребенок и читает еле-еле, и сказать почти ничего не может… Школьнику становится неловко за то, что он не соотвествует моим ожиданиям, мама видит его дискомфорт и тоже начинает волноваться… Дурацкая ситуация, обычно стараюсь всячески подбодрить, чтобы сгладить этот момент, иначе после первой встречи останется неприятное впечатление.

Первая встреча

Если первое занятие проходит у ученика, всегда выезжаю пораньше и стараюсь одеться поофициальнее, чтобы произвести хорошее впечатление, оно надолго определяет мнение о преподавателе. Это когда познакомимся поближе, можно ходить в рваных джинсах и футболке…

Впечатление произвели, приступаем непосредственно к занятию:

  1. Встречу начинаем с диалога . Не видела еще ни одного ученика, который не может сказать по-английски вообще ничего. Перед разговором говорю, чтоб говорил по-английски как говорится, не боясь наляпать ошибок. Если чего-то не понимает или не знает, пусть говорит по-русски.
    Задаю стандартные вопросы: Как дела? Как зовут? Где учится/работает? Что любит делать в свободное время? Если вижу, что справляется нормально, спрашиваю о цели изучения и пожеланиях по проведению занятий на английском, если нет – на русском. (Соответственно, если передо мной школьник, этот вопрос задаю родителям, которые на первом занятии всегда сидят рядом).
  2. Дальше даю лексико-грамматический тест (около 20 вопросов), примерно на 5 минут. (Если ученик взрослый, могу перед встречей выслать его на почту, чтоб не тратить время на занятии.
    Результаты лучше сохранить в отдельной папке, специально посвященной ученикам. Зачем? Если во время обучения всплывет популярная фраза “вот мы занимаемся уже полгода, а я не чувствую, что я продвинулась в изучении языка”, показывать каждый раз, когда ее слышу. Это особенно популярно у ЕГЭшников, недавно одна мне написала пробник на 86 баллов (против 72 баллов полгода назад), и все равно та же песня: “я знаю язык хуже, чем раньше”…
  3. Пока просматриваю тест, даю небольшой текст на чтение-понимание, с послетекстовыми заданиями на говорение и идеально – с аудированием, где записана концовка истории (например, для взрослых мне нравится текст про отель с призраком из урока 6B New English File Elementary).

После всех манипуляций говорю, какой у ученика уровень (как правило, диалог-тест-текст в унисон твердят об одном, но встречаются и случаи, когда ученик понимает прочитанное и пишет тест хорошо, а вот сказать почти ничего не может и на слух понимает плохо), и какой учебник и почему мы выберем. При выборе учебника ориентируюсь не только на уровень знаний, но и на поставленные перед нами задачи.

В конце прошу еще раз высказать любые пожелания к проведению занятий и со своей стороны предупреждаю, что:

  • при отмене занятия (заболел, работа, неотложные дела) нужно сообщать за сутки. Если более трех раз за полгода отменяется занятие прям перед занятием, перевожу на предоплату и повышаю цену. Если отменяю занятие я (по болезни своей или ребенка), мы его можем перенести по желанию ученика на выходные или на окно в моем расписании;
  • при невыполненном домашнем задании (более трех раз за полгода) расстаемся. Я не верю в прогресс без самостоятельной работы. Исключение могу сделать для взрослых, которые к одному занятию могут не делать домашку и мы с ними весь урок болтаем, а на второе делают двойной объем;
  • повышать цену на обучение не буду в течении года (если, конечно, не изменится цель – внезапно захочется сдать экзамен), а если решу повысить со следующего учебного года, сообщу об этом за три месяца;
  • если ученику что-то не нравится в ходе урока , хочется сделать акцент на каком-то виде деятельности или возникают любые другие сомнения – все жалобы принимаются и рассматриваются.

Итоги

Просто замечательно, если у вас есть визитка с координатами. Выглядит профессионально, и становится понятно, что к делу вы относитесь серьезно. Все хочу себе такую сделать, даже дизайн придумала, но никак руки не дойдут.

Со временем при первой встрече становится видно, настроен ли человек серьезно. Это помогает избежать того чувства, когда ты выделил место в расписании, готовился к занятиям, старался увлечь и развлечь … а он после отпуска или каникул безвозвратно исчезает, оставляя на душе неприятный осадок.

Не хочется заканчивать статью на грустной ноте, поэтому скажу, что процент учеников, который уходит в никуда, невелик – от меня за год ушло две ученицы. Когда я вспоминаю наши первые встречи, понимаю, что сейчас бы не стала тратить время. Первая по телефону в лоб сказала “у вас дорого”, но заниматься все равно начала, вторая говорила мне каждое занятие: “мне все нравится, я готова учиться и все делать” и также после каникул пропала.
Гораздо больше тех, кто приходит по “сарафанному радио”, поэтому смотрите на все философски – “когда закрывается одна дверь, непременно открывается другая”.
Всем новогоднего настроения и удачи!

P.S. Про первое занятие с теми, кто собирается готовиться к ОГЭ или ЕГЭ, я пишу .