Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций. Об утверждении постановления снк ссср и цк вкп(б) II. О высылке и расселении кулаков

Совершенно секретно 30 января 1930 г.

I

Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путём начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств и решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс и признавая срочность этих мероприятий в связи с приближающейся с.-х. кампанией, ЦК постановляет :

В районах сплошной коллективизации провести немедленно, а в остальных районах по мере действительно массового развёртывания коллективизации, следующие мероприятия:

1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве (разд. 7 и 8 Общих начал землепользования и землеустройства). Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 г.

№ 97. п. 21 - Организационные вопросы в литературе и 172 искусстве (ПБ от 8.III.1932 г., пр. № 91, п. 50/18) (тт. Каганович. Авербах. Панферов). Принять проект предложений, внесенный т. Кагановичем (см. приложение), и опубликовать в печати.

Приложение к п.21 пр. №97 от 23 апреля 1932 г. О перестройке литературно-художественных организаций

1. ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и [других видов] искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства [и содействия росту кадров пролетарских писателей и художников]*.

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литетуры и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП** и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах [литературного и] художественного творчества.

Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации [действительно] советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва [иногда] от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству [и готовых его поддержать].

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);

2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской [стоящих за политику советской] власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;

3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];

4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.

*Выделенные курсивом слова вписаны в текст Сталиным , слова в квадратных скобках зачеркнуты им. ** Так в тексте. Правильно - РАПМ.

________________________________________

Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП (б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. Под ред.А.Н.Яковлева. Cост. А.Н.Артизов, О.В.Наумов. М.: Международный фонд "Демократия", 1999.

Владимир Тольц: У микрофона в Праге – Владимир Тольц, а в московской студии Свободы – Анна Иванова.

В советском прошлом жанр нашей сегодняшней передачи именовался "По следам наших выступлений " или что-то вроде.

Анна Иванова: В передаче "Разница во времени " 10 апреля этого года, посвященной положению Русской православной церкви во время войны, мы, среди прочего, приводили следующие слова доктора философских наук, преподавателя МГУ и президента Международного фонда "Единство православных народов" Валерия Алексеева.

Валерий Алексеев: И не так давно я нашел вообще уникальный документ – совершенно секретное постановление Политбюро от 11 ноября 1939 года. В папке там много всяких других очень важных решений, очень важных, да, в том числе был такой и очень простенький вопрос, он назывался "Вопросы религии". Там, значит, один из ленинских документов был отменен. Были специальные указания НКВД радикально изменить отношение, то есть там так и написано: впредь прекратить преследование верующих по религиозным мотивам. Более того, по этому постановлению было принято решение выпустить из заключения этих священников. И это – в 1939 году!

Анна Иванова: Итак, Алексеев утверждает, что политика советской власти в отношении Православной церкви изменилась не в 1943 году, когда было восстановлено патриаршество и когда Сталин встретился с церковными иерархами, а еще до войны. После выхода передачи мы заинтересовались открытием Валерия Алексеева и узнали, что сотрудник Института российской истории Академии наук Игорь Курляндский написал в журнале "Вопросы истории" большую статью, объясняющую, что документ, обнаруженный Алексеевым, является фальшивкой.

Курляндский утверждает, что постановление Политбюро 1939 года, которым якобы отменялась ленинская политика в отношении церкви и выпускались на свободу арестованные священники, было сфабриковано в 1999 году для создания образа православного Сталина. И тогда же появилось в газете "За родину, за Сталина!" и в мемуарах бывшего советского министра обороны Язова.

Если бы циркуляция этого документа ограничивалась сталинистскими кругами, можно было не обращать на это внимание, но на документ ссылаются в научной литературе. Не только Валерий Алексеев, но и, например, профессора исторического факультета МГУ Александр Барсенков и Александр Вдовин. Мало того, документ даже вошел в учебники и хрестоматии, рекомендованные Министерством образования для студентов вузов. Поэтому сегодня мы решили подробнее разобраться в этом вопросе.

У нас в студии – профессор МГУ Валерий Алексеев и сотрудник Института российской истории Академии наук Игорь Курляндский.

Валерий Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, кратко, в чем содержание документа и его историческое значение?

Валерий Алексеев: В свое время, еще в 1989 году, мною была опубликована в центральном журнале Центрального комитета партии статья о так называемой тайной или "вечерней" встрече, как ее называли, Сталина с духовенством. И, собственно говоря, результатом этой встречи стала как бы некая легализация Русской православной церкви, избрание патриарха и прочее. Но, оказывается, у этого события была и своя предыстория. В Ульяновске в 1942 году состоялся первый церковный Собор. Да, конечно, он не представлял всей полноты, это был епископский Собор, но он решал очень важные задачи. И этот, и другой факты, вот 1942 года, упорно меня вели, так сказать, к мысли о том, что некая кульминация этих событий лежит еще раньше. И, собственно говоря, логика этих размышлений, этих поисков, она меня привела к тому, что неслучайно был обнаружен, в том числе, и документ вот от 11 ноября 1939 года.

Анна Иванова: Игорь Александрович, какой-то комментарий на то, что было сказано Валерием Аркадьевичем и по поводу документа тоже.

Игорь Курляндский: Да, действительно, в связи с войной стало меняться отношение государства к церкви, и действительно, в 1943 году это решение не свалилось с неба, какая-то подготовительная работа велась. Но не в предвоенные годы, а именно в связи с войной, в связи с фактором патриотического подъема народа и необходимости использовать какие-то церковные структуры ради победы. Но здесь мы несколько ушли в сторону. У нас все-таки разговор о том, был ли этот самый документ и коренной перелом до войны непосредственно. Если взять за основу этот документ, то мы должны пересмотреть наши старые взгляды, которые бытуют в историографии, что именно война сподвигла Сталина пойти навстречу церкви и верующим.

Несколько лет велись мной кропотливые исследования и в этом направлении, и изучались многие архивные документы, опрашивались и те публикаторы, которые вот это вот публиковали, пропагандировали. И в результате я пришел к выводу, что не существовало как такового ни указания Ленина от 1 мая 1919 года, ни постановления Политбюро, которое его отменило. То есть это такая сфабрикованная фальшивка по типа слоеного пирога.

Анна Иванова: А какие основные, вот так кратко по пунктам, аргументы, которые у вас есть, за то, что это фальсификация?

Игорь Курляндский: Прежде всего это документы-призраки, документы-невидимки, которых не существует ни в каких известных государственных и ведомственных архивах, документы, которые не вписываются в делопроизводство тех или иных лет, соответственно, в делопроизводство Совнаркома 1919 года и не вписываются в делопроизводство Политбюро 1939 года. Вплоть до того, что досконально были изучены все решения Политбюро за 11 ноября 1939 года, в том числе под грифом "Особая папка", это делопроизводство, которое велось очень строго, - и ничего подобного даже под другим каким-то название, с другим содержанием, но именно идущее навстречу религии, не выходило.

Не было никакой амнистии по церковным делам. То есть была амнистия, так называемая "бериевская оттепель", когда после окончания большого террора, весной и летом 1939 года выпустили некоторое количество заключенных.

Мы посылали официальный запрос в Архив ФСБ, есть ли у них документы, что такие целенаправленные выпуски были, и есть ответ, соответственно, из архива, что не было этого. Еще что важно, что продолжались церковные гонения и в 1939-м, и в 1940-м, и в 1941 годах. Продолжались и аресты. Конечно, не в таких масштабах, как в годы ежовщины, но продолжали фабриковаться групповые церковные дела.

Валерий Алексеев: В общем-то, так сказать, аргументов-то и нет…

Игорь Курляндский: Как же нет?

Валерий Алексеев: Они примерно такие же, как я и ожидал. Ну, то, что вы не нашли этот документ или вам его не дали, - это не значит, что его нет в природе. Я думаю, что и вы тоже со мной согласитесь, что не на каждую просьбу наши архивные работники обязательно тут же выдадут все, так сказать архивы, которые представляют, видимо, в какой-то степени государственную тайну.

Я хотел бы сказать о том, что действительно ведь это тоже не аргумент, что, дескать, после этого постановления были аресты, хотя и более в таком ограниченном масштабе, священнослужителей. Но ведь они были даже и после этого знаменитого как бы официального поворота в отношениях в 1943 году, они продолжались до смерти Сталина. Но, тем не менее, в церковной исторической среде и среди ответственных историков есть твердое мнение, что это была действительно оттепель, что это был другой характер отношений. Он действительно был.

Владимир Тольц: Валерий Аркадьевич, вот вы говорите, что вас осенила догадка, и что нужно изменить прежнюю концепцию в наших представлениях об отношении церкви и государства. Ну, догадка – одно дело, а другое – документальное ее подтверждение. Вы говорите, что, возможно, Игорь Александрович является вашим оппонентом, потому что он не имеет тех документов своем распоряжении, которыми мы подтверждаете свою догадку. А у вас-то есть этот документ? Вы можете конкретно сослаться на документ, его номер, его архивное дело, листы и так далее?

Валерий Алексеев: Спасибо большое, Владимир, за очень хороший вопрос и, так сказать, за направление нашей дискуссии в правильное русло. Я хочу сказать о том, что уж куда конкретнее. Я называю точную дату, год…

Игорь Курляндский: Вы не называете архивных ссылок. Где вы его нашли, где вы его видели? Вам кто-то его принес? Какие-то ксерокопии откуда-то?

Валерий Алексеев: Да, я видел этот документ.

Игорь Курляндский: Вы в архиве его видели?

Валерий Алексеев: Эти документы, наверное, есть в архиве…

Игорь Курляндский: Да нет их! Их нет и не может быть. Они противоречат буквально всему! Они невежественно составлены просто…

Анна Иванова: А давайте, просто чтобы снизить немножко накал, мы послушаем еще одного нашего эксперта. Это историк Никита Петров, заместитель председателя общества "Мемориал".

Никита Петров: Вообще говоря, после снятия Ежова Берией была проведена некоторая, так сказать, корректировка курса, и порядка 150 тысяч человек получили свободу в начале 1939 года и в течение 1939 года. Но причина здесь не в том, что это была своего рода амнистия. Причина в том, что их не успели еще осудить раньше, с помощью чрезвычайных механизмов, которые существовали, на "тройках", на комиссии НКВД и прокурора, так называемые "двойки". А так как все массовые операции прекратились в 1938 году по решению, естественно, Сталина, Политбюро, и было специальное постановление Совета народных комиссаров по этому поводу, то есть "Большой террор" как таковой кончился, то продолжать эти дела Берия не считал возможным. Я понимаю, что среди отпущенных могли быть и священнослужители, но не в таком уж большом количестве. Таким образом, изменение вот в отношении репрессий, оно произошло вообще в ноябре 1938 года, именно с окончанием "Большого террора".

То есть [это] фальшивый документ, - он, на самом деле, не только по форме фальшив, когда мы говорим, что вот есть такие же документы, оформленные так-то и так-то, а этот выбивается из их ряда… Он выбивается не только делопроизводственными какими-то особенностями, но и содержанием своим. Иногда документы бывают парадоксальные, но тогда им находятся подтверждения в десятках других документов.

Не будем забывать главного: к 1943 году, когда вот было принято решение вновь об учреждении патриаршества, и когда Сталин принял иерархов Православной церкви в сентябре 1943 года, ситуация была такая, что в Челябинской области, например, вообще, по-моему, не было ни одного действующего храма. Если у нас кто-то считает, что в 1939 году изменилась политика, кто мешал открывать храмы? Храмы не открывались. Храмы стали открываться только на оккупированной немцами территории – это общеизвестный факт. И только после этого советская власть вынуждена была, - в том числе Сталин, - менять как-то отношение к этой проблеме. И немцы часто сами участвовали в богослужениях. И этот был тот самый пример для Сталина, что нужно что-то с этим делать, если он хочет не растерять симпатии населения и в этой сфере. Почему и произошел поворот.

Анна Иванова: Валерий Аркадьевич, вот краткий вопрос: а почему действительно не стали после 1939 года открывать храмы?

Валерий Алексеев: Дело в том, что после 1939 года на европейской части страны действительно не было массового открытия храмов, но и не было закрытия. Наконец, второй вопрос: что такое 1939 год, конец года? Это время, когда принималось политическое решение о присоединении Бессарабии, Прибалтики, Западной Белоруссии. Мы знаем, что все эти территории имели большое количество храмов, монастырей. В соответствии с этой директивой ни один из этих монастырей и храмов не был закрыт.

Анна Иванова: Послушаем еще один комментарий – это комментарий представителя Русской Православной церкви, преподавателя Московской духовной академии, протоиерея Владислава Цыпина.

Владислав Цыпин: Я думаю, что по логике вещей такого документа, который бы отменял и упразднял основы политики Ленина, - формально отменял и упразднял, - быть не должно. Но это не значит, что политика не пересматривалась по самым разным вопросам постоянно. Она пересматривалась. Менялся идеологический курс. Надо сказать, начал меняться, в особенности это проявляется по отношению к оценке прошлой истории, еще с середины 30-х годов. В общем-то, реабилитировалась история России дореволюционная, в частности, кстати, и с приближением к церковной тематике. Например, вышло какое-то тоже партийное решение, решительно осуждавшее пьесу Демьяна Бедного, посвященную крещению Руси.

И конечно, 1939 год, когда закончились массовые репрессии, в том числе и среди духовенства, он обозначал некоторый поворот в политике церковной, в политике религиозной Сталина, власти тогдашней. Проявился он, скажем, в том, что если решительное сокращение масштабов репрессий во внутренних наших областях можно просто объяснить тем, что почти массовое было проведено уничтожение, как бы уже и некого было особенно, то на территориях, которые в 1939-м, а потом в 1940 году были присоединены к Советскому Союзу, там ничего подобного не было. Там были десятки репрессированных, но притом, что было, скажем так, от 3 или 4 до 5 тысяч число не просто духовенства, я имею в виду псаломщиков, а именно священников и дьяконов на этой территории, то здесь, конечно, эти массовые репрессии не произошли, как не произошло и закрытие церквей. Разумеется, это свидетельство пересмотра политики.

Владимир Тольц: Позвольте несколько замечаний мне из моего далека сделать. Вопрос-то мой состоял в очень простом: если Валерий Аркадьевич видел этот документ в архиве, в каком архиве? Имеется ли у него там номер фонда, как обычно, номер дела, номер листа?.. Если Валерий Аркадьевич не может нам сообщить этих данных, то я хотел бы услышать ответ, почему. И попутно, если позволите, вопрос уже Игорю Александровичу Курляндскому. Он полагает, что фотокопия этого документа, которая имеется в интернете, - это подделка – по ряду признаков формальных это устанавливается. У меня вопрос такой: во-первых, по каким, признакам, из чего видно, что это подделка? И во-вторых, как она может быть мотивирована, и кем она может быть создана?

Валерий Алексеев: Давайте я вам предоставлю…

Игорь Курляндский: Что касается вопроса о признаках подделки, документ этот отменяет так называемое указание Ленина "О беспощадной борьбе с попами и религией", и обычно указание Ленина во всех публикациях, которые мы имеем, оно к этому документу прилагается. Что, собственно, было отменено? Указание номер 13666/2, - с тремя шестерками! Это фальсифицированный бланк, там с какими-то подписями, печатями и так далее. Я вам хочу сказать, что «указаний» в делопроизводстве советском Совнаркома не существовало, таких в номенклатуре документов. Вот есть очень хорошее фундаментальное издание – "Декреты Советской власти", и там можно почитать, какие существовали названия документов. Были постановления, были декреты, ну, еще было так название документов, как распоряжения. Как правило, распоряжения издавал Совет труда и обороны. Никогда не было указаний.

Притом что делопроизводственные порядковые номера и постановлениям, и декретам не присваивались. Здесь же – указание с каким-то фантастическим номером и с фантастическим же содержанием. Указание предписывает повсюду и везде уничтожать попов, где только можно. Тогда как мы знаем, что с 1919 года велась последовательная политика по расколу и развалу Церкви, что, естественно, противоречит идее этого указания всюду уничтожать духовенство.

Валерий Алексеев: Вот объясните, по каким принципам вы сразу считаете, по каким признакам, вот назовите. Там подпись не та, дата не та, еще что-то не то?…

Игорь Курляндский: Я вам сказал, что существует конкретная историческая сторона…

Анна Иванова: Он же назвал: документов под названием "указание" больше не найдено никаких.

Валерий Алексеев: Ну, чепуха какая! У Ленина это была практика, он давал постоянно указания.

Игорь Курляндский: Ленин не издавал никаких указаний, и у него нет нигде, чтобы покончить везде с попами и религией. У него была более гибкая политика! Притом, что у меня нет никакого пиетета к фигуре Ленина.

Валерий Алексеев: Давайте я отвечу…

Владимир Тольц: Ответьте на мои вопросы! Итак, я напомню, это вопросы, связанные с местом нахождения этого документа, его архивными поисковыми номерами. И если вы не можете ответить на вопрос по какой-то причине, может быть, укажете нам эту причину…

Валерий Алексеев: Значит, я хотел, во-первых, сказать, что, к сожалению, я от моего молодого коллеги не получил хорошего, внятного, профессионального, как от историка, от архивиста, ответа на то, что этот документ является фальшивкой. Значит, писал Ленин указания, не писал – это все так, - беллетристика.

Игорь Курляндский: Это не важно…

Валерий Алексеев: Впервые, когда я опубликовал вот эту знаменитую, так сказать, записку Карпова, она не имела никакого номера архивного, она имела внутренний номер специальных, так сказать, хранений документов. Когда мы в 1989 году этот документ нашли, он был не в каком открытом хранении. Логика была такова, что готовилась встреча Горбачева с патриархом Пименом, и всем казалось, что это такая революционная встреча. Но умные люди нам подсказали: вы не городите огород, такая встреча была в 1943 году. А где взять этот документ? Мы его взяли в том архиве, потому что я входил в группу по подготовке этой встречи.

Анна Иванова: А в каком архиве?

Валерий Алексеев: Ну, в «особом» архиве – так его назовем. Этот документ был тогда, так сказать, нами выужен оттуда, и нам было дано специальное разрешение, и через год, как нам дали такое разрешение, мы его опубликовали. И только после этого документ был введен в научный оборот, ему присвоили номер, и вы уже с ним познакомились. С этим документом предстоит такая же самая работа.

Анна Иванова: Можно пока просто рассказать, действительно, где вы вот этот документ 1939 года видели?

Валерий Алексеев: Я его читал таким же, так сказать, образом, как я читал эту записку Карпова.

Анна Иванова: А каким?

Игорь Курляндский: Где вы его читали?

Валерий Алексеев: Там же, так сказать…

Анна Иванова: А кто вам его принес?

Игорь Курляндский: В каком архиве и где? В каком архиве, у кого?

Валерий Алексеев: Ну, вам достаточно того, что он опубликован?

Игорь Курляндский: Мне недостаточно. Я сказкам не верю!

Анна Иванова: То есть вы нам не можете сказать, кто вам принес документ?

Валерий Алексеев: Ну, я тоже сказкам не верю, я верю документам, поэтому я его опубликовал. Если бы я слушал сказку, я бы, конечно, как к сказке отнесся. Но учитывая, что меня убедила в этом…

Игорь Курляндский: Пока вы не сослались, пока вы не привели точные данные, где вы его видели, вы выступаете как сказочник.

Владимир Тольц: Снова вмешаюсь. Валерий Аркадьевич, значит, мне ясно: вы не можете назвать по каким-то соображениям, в каком архиве вы это видели. Но можете объяснить, по каким соображениям? Вы дали подписку о неразглашении, в чем дело-то?..

Валерий Алексеев: Ну, по одной простой причине. Потому что у этого документа, так сказать, есть тот номер, который невозможно проверить в открытом его хранении. Как я буду называть…

Анна Иванова: То есть вы не можете назвать, где вы видели, потому что мы не сможем этого проверить.

Валерий Алексеев: Совершенно правильно.

Игорь Курляндский: То есть вы считаете, что Александр Сергеевич Степанов, начальник департамента Архива президента, он лжет, когда пишет, что в Архиве президента Российской Федерации эти документы не выявлены?

Валерий Алексеев: Почему? Я не знаю, лжет он или нет…

Игорь Курляндский: Или лжет Христофоров, начальник Управления ФСБ?

Валерий Алексеев: Я не знаю, где вы это все смотрели.

Анна Иванова: Это официальные отзывы из архивов.

Валерий Алексеев: Ну, замечательно.

Анна Иванова: Давайте послушаем мнение еще одного эксперта. Вот что говорит доктор исторических наук Михаил Иванович Одинцов, опубликовавших множество архивных документов по истории отношений церкви и советской власти.

Михаил Одинцов: Я свыше 30 лет работаю в архивах, знаю все эти архивы, связанные с войной, и никаких документов, подтверждающих вот наличие такой справки, о которой пишут и говорят, нет. Если люди нашли такой документ, они должны представить его, я не знаю, копию, подлинник, указать, где он хранится, связать его с обстоятельствами появления. Мало ли что, в каких папках лежит… Это же может быть инородное тело, положенное потом! Поэтому все должно быть во взаимосвязи.

Анна Иванова: Игорь Александрович, а правильно я понимаю, что касается постановления 1939 года, что вот в этом документе, на который ссылается Валерий Аркадьевич, у него номер 88, а в архиве Политбюро есть постановление тоже…

Игорь Курляндский: Да, есть. Там нумерация «особых папок», и, собственно, «особая папка» эта – протокол Политбюро номер 9 за 11 ноября 1939 года. Все решения…

Анна Иванова: То есть номер не сходится.

Игорь Курляндский: …за этот день рассекречены, все они доступны исследователям, и обычные, и по материалам «особой папки», и там совершенно другие сюжеты, и ничего подобного нет.

Валерий Алексеев: Я думаю, что люди с опытом, они вам скажут, что особенно в сталинский период решений Политбюро от одного дня оформлялись и по двум, и по трем папкам, и по четырем.

Игорь Курляндский: Этого не было.

Валерий Алексеев: Ну, я вам говорю это.

Анна Иванова: Значит, как я понимаю, аргументы относительно фальшивости можно разделить на два типа – содержательные и источниковедческие. Грубо говоря, первое – содержательные: документ не имеет подтверждения в реальности, то есть храмы в 1939 году не начинают открываться, репрессии, если и сокращаются, в том числе среди духовенства, то это происходит на год раньше, когда заканчивается "Большой террор", в 1938 году, а также можно отметить, что после 1939 года, несмотря на постановление, все равно репрессии священнослужителей сохраняются.

Игорь Курляндский: Конечно.

Анна Иванова: Второй тип – источниковедческий: что документа не нашли в архивах, что ему нет подтверждения в других документах. И вот это как бы содержательные и источниковедческие аргументы.

Валерий Алексеев: Конечно, такой подборки материалов, как у моего коллеги, у меня нет, но она меня очень воодушевила. Наоборот, она меня убедила в том, что мы стоим на правильном пути, что вся логика исторического развития и логика политических решений политического руководства, она подтверждает, так сказать, этот документ, который я сам видел своими глазами.

Игорь Курляндский: Этих документов не было. И не могло быть. Потому что они противоречат многим-многим-многим реалиям. Все это в совокупности дает и определенный ответ, что перед нами фальшивки, созданные в политических целях.

Владимир Тольц: Все! Время передачи истекает. Думаю, и накал дискуссии, и те умолчания, к которым прибегает один из ее участников, скажут о документе, который мы обсуждали сегодня, достаточно много. В том числе и то, что он заслуживает дальнейшего изучения, а результаты этого достойны самой широкой огласки.

Спасибо организатору и автору этой передачи – историку Анне Ивановой, страстно отстаивавшим каждый свое доктору философских наук Валерию Алексееву и кандидату исторических наук Игорю Курляндскому, высказавшим свои мнения протоиерею Владиславу Цыпину, историкам Никите Петрову и Михаилу Одинцову!

Реквизиты

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о состоянии обороны СССР¹*

Совершенно секретно.

1. Политбюро констатирует, что оценка состояния вооруженных сил СССР и перспективы развития, данные предыдущим постановлением (май 1927 г.), были совершенно правильны, что нашло свое выражение в непрерывном росте боеспособности Красной армии за истекшие два года. Внутренняя структура армии изменялась в сторону увеличения технических войск. В соответствии с этим в использовании бюджетных средств росли расходы на технику за счет снижения потребительских расходов. Боевая подготовка войск сделала дальнейшие успехи в усвоении современных методов боя. Тер[риториальное] строительство, не взирая на обострившиеся классовые отношения внутри страны, развивалось вполне нормально, еще раз доказав целесообразность тер[риториальной] системы как одной из организационных форм в строительстве Красной армии. Усиление командно-политических кадров шло по линии увеличения рабочих и крестьян, роста партийной прослойки, повышения качества политического воспитания и военной квалификации. Материально-бытовое положение Красной армии в общем улучшилось. Политико-моральное состояние, несмотря на усложнившуюся внутриполитическую обстановку, оставалось твердым и вполне устойчивым.

Основным итогом истекшего пятилетия (1924‑1929 г.) планового строительства вооруженных сил является создание крепкой, боеспособной армии, в политическом отношении вполне надежной, в техническом отношении стоящей на уровне развития производительных сил страны.

2. В области подготовки страны к обороне на основе предыдущих решений Политбюро достигнуты также первые реальные результаты, главным образом, по созданию мобилизационных органов, обеспечивающих нормальное проведение в государственном аппарате мероприятий по подготовке страны к обороне в мирное время. На основе заявок НКВМ и твердых норм определены размеры обеспечения пятилетнего плана строительства вооруженных сил и установлены потребности фронта на год ведения войны. Положительным фактом надлежит считать внесение определенности и плановости во всю работу по подготовке страны к обороне.

3. Одновременно Политбюро отмечает целый ряд крупных недостатков как в подготовке Красной армии, так и всего народного хозяйства к обороне:

а) техническая база вооруженных сил все еще очень слаба и далеко отстает от техники современных буржуазных армий;

б) материальное обеспечение мобилизуемой армии по действующему мобилизационному плану все еще далеко неудовлетворительно;

в) материальные резервы обороны (импортные и внутренние) совершенно недостаточны;

г) подготовка всей промышленности, в том числе и военной, к выполнению требований вооруженного фронта совершенно неудовлетворительна. До сих пор нет планов мобилизации промышленности для обслуживания войны. Существующие частично сроки развертывания отдельных производств чрезвычайно длительны и ни в какой мере не обеспечивают потребностей армии. Отсутствует план комплектования тех[нической] и рабсилы мобилизованной промышленности. Внутри промышленности по-прежнему имеет место ряд резких расхождений между потребностями обороны и производственно-техническими возможностями. Наличные технические кадры всей промышленности, и особенно военной, совершенно не обеспечивают удовлетворение потребностей Красной армии в технике (конструирование и выполнение новых образцов вооружения). Эти отрицательные явления в военной промышленности за истекший период усугублялись длительным и систематическим вредительством со стороны старых специалистов.

Пятилетний план развития народного хозяйства создаст благоприятные условия для устранения указанных недочетов и значительного качественного и количественного повышения обороны СССР. Поскольку истекшее пятилетие дало в строительстве вооруженных сил возможность заложить прочные основы организации армии, постольку во втором пятилетии должна быть создана современная военно-техническая база для обороны. В соответствии с этим Политбюро постановляет:

II. Задачи в строительстве вооруженных сил

4. В отношении организации армии считать, что курс на дальнейшее увеличение технических войск и на уменьшение вспомогательных и обслуживающих частей должен быть продолжен. Необходимо достигнуть соотношения между родами войск современных армий, не выходя к концу пятилетия из численности в 643,7 тыс. чел. В частности, в отношении национальных формирований остаться на уровне нынешней численности, всемерно повышая их боевое качество.

Полностью одобрить все мероприятия РВС СССР, направленные за последние два года к общему повышению качества боевой подготовки и, в частности, к решительному повышению тактической подготовки войск. Воспитание в войсках широкой боевой инициативы, смелости в действиях, упорства в достижении поставленных целей, маневренной подвижности должно идти в первую очередь через воспитание волевых качеств у начальствующего состава.

5. Признать, что материально-бытовое положение Красной армии все еще продолжает служить тормозом нормального обучения и воспитания войск, а в отдельных недостатках (казарменное расположение) вреднейшим образом влияет на их политико-моральное состояние. Подтвердить прежнее постановление Политбюро о необходимости полной ликвидации в течение трех лет (к 1930‑1931 г.) основных материально-бытовых недочетов Красной армии. В течение ближайших двух лет обратить особое внимание на казарменное (для войск) и на квартирное (для начсостава) строительство.

6. Признать правильным и своевременным широкое развертывание работ по усилению и усовершенствованию технического вооружения армии. Особо отметить внесение в эту область планового начала, состоящего в выработке системы артиллерийского вооружения, соответствующей реальным экономическим возможностям страны и стоящей на уровне современной мировой военной техники.

Констатировать, что осуществление плана технического перевооружения армии встречает громадные затруднения в отсталости нашей промышленной базы, вследствие чего Красная армия значительно отстает в артиллерийском и танковом вооружении, что недопустимо; медленное исполнение промышленностью опытных образцов нового оружия на деле приводит к срыву плана технического перевооружения армии, совершенно недопустимо медленный темп перехода на массовое производство принятых на вооружение образцов на деле приводит к задержкам на годы внедрения в армию нового оружия. Предложить:

а) РВС СССР усилить взятый темп работ по усовершенствованию техники Красной армии; наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем и внедрения их в армию, современных типов артиллерии, и в первую очередь батальонных орудий, дальнобойных пушек, сверхмощных гаубиц, зенитных орудий, различных мощностей мортир, крупнокалиберных пулеметов, химических средств борьбы, всех современных типов танков, бронемашин и прочего, для чего считать целесообразным всемерное использование заграничного технического опыта и помощи, и также приобретение наиболее нужных опытных образцов;

б) по линии ВСНХ (см. постановление Политбюро о военной промышленности от 15 июля 1929 г.³*). Признать правильным привлечение к работам по военной технике научно-исследовательских сил страны. Это привлечение должно получить дальнейшее развитие, особенно в изыскании новых технических средств борьбы. РЗ СТО особо рассмотреть вопрос обеспечения этих работ достаточными денежными средствами.

7. Одним из важнейших результатов истекшего пятилетия следует признать создание Красного воздушного флота. Но в то же время необходимо отметить значительную его отсталость по качеству, что отрицательно сказывается на его боеспособности. Особенно тяжелым по-прежнему остается положение в моторостроении, что вместе с недопустимо медленным внедрением новых типов моторов и самолетов в серийное производство служит главнейшим препятствием для прогресса воздушного флота. Считать, что важнейшей задачей на ближайшие годы в строительстве красной авиация является скорейшее доведение ее качества до уровня передовых буржуазных стран. РЗ СТО специально рассмотреть всю проблему авиастроительства, провести совершенно конкретные мероприятия, обеспечив их твердыми ассигнованиями. Считать целесообразным в этой области широкое использование заграничной технической помощи путем приглашения видных инструкторов и приобретения опытных образцов. Одновременно всеми силами следует насаждать, культивировать и развивать свои собственные научно-конструкторские силы, особенно в моторостроении.

8. Считать крупным достижением разработку твердого плана строительства вооруженных сил на ближайшее пятилетие. Признать правильными основные установки плана: по численности - не уступать нашим вероятным противникам на главнейшем театре войны; по технике - быть сильнее противника по двум или трем решающим видам вооружения, а именно - по воздушному флоту, артиллерии и танкам.

В соответствии с вышеизложенным полностью одобрить следующие мероприятия плана:

а) определить численность мобилизованной армии к концу пятилетия в 3 млн. чел, против утвержденных ранее 2,6 млн. чел.;

б) довести к концу пятилетия численность воздушного флота до 2 тыс. действующих самолетов против имеющихся налицо 1032; создать резерв, вступающий в строй в первый период войны, в 501 самолет; довести число запасных самолетов до 1 тыс. шт.;

в) произвести решительное усиление артиллерийских средств путем качественного изменения в сторону увеличения гаубиц и тяжелой артиллерии и доведения боевого состава артиллерии к концу пятилетия до следующих количеств: легких пушек - с 4110 по действующему мобплану до 3759 по мобплану весны 1933 г.; легких гаубиц - с 1397 по действующему мобплану до 2442 по мобплану весны 1933 г.; тяж[елых] пушек-с 509 по действующему мобплану до 798 по мобплану весны 1933 г.; тяж[елых] гаубиц - с 459 по действующему мобплану до 1191 по мобплану весны 1933 г.; орудий бол[ьшой] мощности - с 31 по действующему мобплану до 120 по мобплану весны 1933 г.; зен[итных] орудий сред[него] кал[ибра] - с 528 по действующему мобплану до 1218 по мобплану весны 1933 г.; зен[итных] орудий мал[ого] кал[ибра] - с 0 по действующему мобплану до 712 по мобплану весны 1933 г.; мелкокалиб[ерная] артиллерия (батальон[ная]) - с 270 по действующему мобплану до 2682 по мобплану весны 1933 г. А всего иметь в боевом составе артиллерии: в легкой, тяжелой и зенитной (среднего калибра) артиллерии - 9348 орудий, в мелкокалиберной артиллерии - 3394 орудий;

г) иметь к концу пятилетия в армии мирного времени в строю 1,5 тыс. танков; создать резерв, вступающий в строй с началом войны, в 1,5‑2 тыс. танков; иметь запас в 1,5‑2 тыс. танков. В соответствии с этим промышленность обязана подготовиться к обеспечению постоянного действия указанного количества танков во время войны;

д) произвести усиление химических средств борьбы с учетом развития этих средств в буржуазных армиях, требуя от нашей химической промышленности развертывания различных химических производств соответственно полному удовлетворению потребностей армии;

е) накопить мобзапасы в размерах, полностью обеспечивающих развертывание мобилизованной армии на усиленной технической базе и питание действующей армии в первый период войны;

ж) в целях усиления технических средств сухопутной армии сократить по пятилетнему плану строительства морского флота ассигнования с 284,5 млн. руб. до 200 млн. руб.;

з) в планах моторизации и механизации армии мирного и военного времени исходить из необходимости иметь в мобилизованной армии к концу пятилетия не менее 150‑160 тыс. автомашин (в переводе на 1,5 танка) и необходимого количества тракторов. В соответствии с этим произвести точные расчеты по сокращению конского состава в артиллерии и транспорте.

Ввиду того что перечисленные мероприятия в пятилетием плане строительства вооруженных сил могут быть осуществлены лишь при условии достаточных ежегодных ассигнований, предложить РЗ СТО установить окончательные размеры ассигнований военведу и военной промышленности за 5 лет и по годам в пределах не ниже ассигновок пятилетнего плана Госплана в его оптимальном варианте, а в случае крайней необходимости - с превышением этих пределов.

9. В настоящее время Красная армия имеет надежный, политически устойчивый, классово выдержанный, с хорошими боевыми качествами начсостав. Это явилось результатом тщательной чистки начсостава от чуждых, политически неустойчивых и антисоветских элементов, а также благодаря напряженной работе по классовому отбору, воспитанию, переподготовке и поднятию его политического уровня. Однако по количеству начсостав армии мирного времени ни в какой мере не обеспечивает мобилизованную армию, что ставит перед РВСС проблему переподготовки и совершенствования начсостава запаса.

Считать, что в результате твердого проведения принципа единоначалия произошло общее укрепление частей Красной армии, укрепление дисциплины в ней, повышение ответственности командного состава за общее состояние частей и повышение его авторитета среди красноармейской массы. РВСС продолжать курс дальнейшего укрепления единоначалия, не допуская в этом отношении никаких колебаний.

Признать материально-бытовое положение начсостава недостаточно удовлетворительным и не соответствующим его служебной нагрузке. Предложить в пятилетием плане обеспечить постепенное улучшение материально-бытовых условий начсостава.

10. Констатировать безусловный политический рост Красной армии и укрепление ее политико-морального состояния, показателями чего являются: качественный и количественный рост партийной и комсомольской организаций; непрерывный рост политической активности всей массы военнослужащих не только в рамках общеармейских вопросов, но и в общественно-политической жизни страны. Однако трудности, сопутствующие социалистическому строительству, вызывают и в армии ряд отрицательных явлений: случаи кулацких настроений, антисемитизм, извращения в дисциплинарной практике, наличие некоторого бюрократизма в работе военного аппарата и начсостава, случаи бытового загнивания, «коллективки» и т. п.

Борьба с этими отрицательными явлениями за истекший период была затруднена внутриармейской группировкой на основе известных «белорусско-толмачевских» настроений, главная опасность которых заключалась в том, что они вносили раскол в командно-политические кадры и этим самым угрожали боеспособности Красной армии.

Одобрить проводимые РВСС мероприятия по ликвидации указанных отрицательных явлений. В дальнейшем вести работу, устраняя трения в среде начсостава и пресекая жесткими мерами всякие попытки нарушить его единство и сплоченность.

III. Задачи по подготовке страны к обороне

11. Считать необходимым в дальнейшем уточнить организационную систему моборганов, добиться необходимой увязки в работе между различными ведомствами, общесоюзными органами и союзными республиками, а также между гражданскими оборонными органами и военным аппаратом; не позже весны 1930 г. закончить разработку и ввести в действие все важнейшие законоположения об оборонной работе (положение о мобилизации народного хозяйства и т. д.).

Подтверждая прежнее решение о персональной ответственности за мобработу руководителей ведомств и наркоматов, обратить особое внимание на тщательный подбор личного состава мобработников и на их специализацию.

Для внесения полной ясности в народнохозяйственные планы на время войны поставить в Политбюро в ближайшее время вопрос об основах экономической политики на военное время.

12. Считать положение с материальными резервами обороны совершенно неудовлетворительным. Поручить РЗ СТО уже в ближайшие годы привести наличие материальных резервов в полное соответствие с потребностями обороны, и в частности:

а) в 1929/30 г. образовать двухмесячные запасы продовольствия для Красной армии на мобилизационный период и на первый период войны;

б) образовать запасы топлива и переходящие запасы сельскохозяйственного сырья, обеспечивающие бесперебойную работу важнейших отраслей народного хозяйства в мобилизационный период и в первый период после него;

в) в импортных планах ближайших лет предусмотреть ввоз импортных резервов в размерах, полностью обеспечивающих работу промышленности по выполнению утвержденной правительством мобзаявки, а также работу транспорта в военное время;

г) разработать план обеспечения за счет создаваемого государственного хлебного фонда важнейших экономических и политических центров;

13. Ввиду громадного и решающего значения промышленности в удовлетворении потребностей войны вопрос о ее мобготовности играет исключительную роль в обороне страны. Считая положение в этой области весьма тяжелым, предложить:

а) ВСНХ представить к 1 сентября действующий мобилизационный план со сроками развертывания военных производств, с количеством и пунктами подачи готовой продукции. При составлении следующего мобплана исходить из наиболее рационального распределения мобилизационных заданий между предприятиями промышленности под углом зрения учета военно-экономического значения отдельных районов, связи гражданских заводов с военными (кустование), максимального приближения к сырьевым базам, полного обеспечения рабочей силой, устранения излишних железнодорожных перевозок и строгой специализации заводов по производству ответственных элементов вооружения;

б) ВСНХ в трехмесячный срок разработать вопрос кооперирования и ассимиляции военных производств в гражданской промышленности, предусмотрев проведение необходимых мероприятий при утверждении промфинплана на 1929/30 г.;

в) провести немедленно самые энергичные и жесткие мероприятия по максимальному сокращению сроков мобилизационного развертывания всей промышленности и точно установить не только сроки выпуска отдельных элементов вооружения, но, главным образом, сроки получения единого выстрела и сложных изделий;

г) обязать ВСНХ и НКТруд к 1 октября 1929 г. представить план обеспечения мобилизуемых заводов, предприятий и совхозов рабочей силой и техперсоналом с учетом необходимого насыщения мобилизованной армии пролетарской прослойкой не менее 7%;

д) начиная с 1929/30 г. проводить периодические проверки мобилизационной готовности предприятий в виде опытных и поверочных мобилизаций предприятий промышленности, для чего РЗ СТО рассмотреть и утвердить соответствующий план.

14. В отношении транспорта предложить точно выполнять намеченные по годам специальные работы. К весне 1930 г. довести неснижаемые запасы топлива до 100% требуемых норм. На ближайшие годы особое внимание обратить на дальнейшее усиление пропускной способности железных дорог в западной приграничной полосе.

Придавая громадное значение безрельсовым путям, особенно в связи с автостроительством и моторизацией армии, и констатируя в этой области тяжелое положение, поручить СНК СССР и правительствам союзных республик (особенно УССР и БССР) поставить во всем объеме проблему безрельсовых дорог и провести организационные и экономические мероприятия, гарантирующие упорядочение этой важнейшей части народного хозяйства, с широким привлечением к этому делу населения.

15. Придавая особо большое значение вопросам суррогатирования во время войны и в настоящее время, в связи с продовольственными и товарными затруднениями, поручить СНК СССР в ближайшее время поставить конкретные задачи перед всеми отраслями народного хозяйства и обеспечить разрешение этого вопроса как в научном, так и в организационном отношениях.

16. Обратить внимание всех СНК союзных республик на необходимость полного охвата в своей работе оборонно-плановых вопросов. Предложить провести реальные мероприятия по решительному улучшению экономического и культурного положения в приграничных районах.

17. Одобряя мероприятия правительства по обеспечению интересов обороны в пятилетнем плане развития народного хозяйства. Политбюро предлагает ускорить в первые 3 года пятилетки темпы строительства в отраслях, имеющих оборонное значение, в целях скорейшей ликвидации «узких» мест и диспропорций, и особенно, усиление собственного производства цветных металлов, химии и машиностроения.

Помета: «Настоящее постановление размножено в 3 экз. и рассылается: РВС СССР - т. Ворошилову , РЗ СТО - т. Рудзутаку и секретный отдел ЦК ВКП(б). Ввиду его особой секретности оно должно храниться на правах шифра. И. Сталин ».

Примечания :

1 * В основу данного постановления был положен доклад К. Е. Ворошилова в Политбюро ЦК ВКП(б) о состоянии и перспективах строительства вооруженных сил от 26 июня 1929 г., в котором были рассмотрены следующие положения: армия мирного времени, командно-политические кадры Красной армии, ее политико-моральное состояние, мобилизационная готовность армии по действующему мобварианту, анализ вооружения армии и план технического усовершенствования, военно-воздушные силы Красной армии, морской флот РККА, пятилетний план строительства вооруженных сил и мобзаявка на год ведения войны, а также вопросы политико-мобилизационной подготовки. (ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 18. Д. 26. Л. 145).

2 * Дата утверждения Политбюро ЦК ВКП(б).

3 * См. след. документ.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 7. Л. 101-112. Заверенная копия.

Решение Политбюро и приказ Наркома вывели массовый террор, начавшийся в СССР весной 1937 г., на новый уровень. Расправившись с частью высшей партийно-государственного и военного руководства, Сталин и его окружение решили наносить удары по «враждебным» социальным группам. Это стало апогеем террора, который тем самым перерос масштабы политических репрессий и приобрел социальный характер.

Столкнувшись с потенциальной угрозой своему режиму, Сталин не мог выявить всех противников, которые могут отстранить его от власти. Решившись на уничтожение тысяч товарищей по партии, Сталин тем более не был склонен жалеть уголовников, членов антикоммунистических партий и другие социальные группы, объективно не сочувствовавшие сталинской политике. В этих условиях было принято решение провести тотальную чистку советского общества, нанести «удары по площадям». Это решение было принято несмотря на то, что тотальный террор наносил значительный ущерб хозяйственному развитию. Ведь люди, обречённые на уничтожение, работали на самых разных должностях. Чистка «зараженных контрреволюцией» кадров армии, дипломатии, Коминтерна и разведки вела к ослаблению внешнеполитических позиций СССР. «Имидж» СССР в среде западноевропейских интеллектуалов серьезно пострадал. Но внутриполитические ставки Сталина были важнее всех этих потерь. Террор стал средством осуществления тоталитарной стратегии Сталина – уничтожением всех, кто мог оказывать сопротивление тотальной управляемости общества из руководящего центра.
Пойдя на такие издержки, Сталин принял решение уничтожить и потенциальный актив народного недовольства – всех людей, которые были «по определению» недовольны режимом или самим своим существованием представляли для него проблему – бывшие активисты оппозиции, то есть люди, проявившие критическое мышление, уголовники, бывшие кулаки, обиженные режимом. Упрощенный характер «следствия» и «суда» позволял местным сотрудникам НКВД, входившим в «тройки», уничтожить любого человека, к которому имелись претензии либо политического, либо криминального, либо даже личного характера.
Людей арестовывали сотнями тысяч, расстреливали и отправляли на гибель в лагеря системы ГУЛАГ. Чистка развивалась как эпидемия по каналам распространения слухов, дружеских и родственных связей. Арест брата, старого товарища или человека, с которым раньше делился информацией, означал смертельную угрозу. Страх атомизировал общество, связи обрывались, общение прекращалось, каждый человек теперь был связан только с вышестоящим начальником (официально) и со Сталиным, которому всегда можно было написать донос на начальника.
«Утилизация» маргинальных низов советского общества была оборотной стороной разгрома бюрократических групп. Все социальные группы, в которых зрело недовольство, должны были пройти через чистку. Одним предстояло стать «разоблаченными врагами», а другим – активными помощниками партии. В регионы выезжали комиссии во главе с членами Политбюро. Эти карательные экспедиции тщательно охранялись, опасаясь сопротивления. После убийства Кирова считалось, что недовольные партийные работники могут использовать в своих интересах террористов – «отщепенцев», пострадавших от компартии – будь то бывший кулак или эсер.
Арест человека сопровождался арестами так или иначе связанных с ним людей. По работе или по родству с несчастным были связаны либо бывшие кулаки, устроившиеся работать в городе, или «спецы», когда-то состоявшие в оппозиционных партиях. В августе 1937 г. начались тотальные аресты этих социальных групп, а заодно и связанных с ними людей – коммунистов, вовремя «не выявивших врагов», знакомых «врагов». Приказ Ежова ставил перед его сотрудниками противоречивую задачу – разоблачить связи тысяч заговорщиков, и в то же время уничтожить их как можно скорее. Так что «разоблачение преступных связей» происходило под пытками. Арестованные подвергались побоям, многие «ломались» и называли всё новых «членов заговорщических групп». Следователи были рады выполнить и перевыполнить спущенный Сталиным и Ежовым план. Также проводились «массовые операции» - аресты представителей национальных меньшинств, большинство соотечественников которых проживало за пределами СССР. Использовались и депортации. Так, корейцев переселили подальше от границ захваченной японцами Манчжурии, опасаясь японского шпионажа. Недоверие к этническим меньшинствам не знало пределов: на Сахалине, например, японскими шпионами были объявлены почти все грамотные представители коренного населения.
Что бы не делали люди, после ареста в их действиях находили «вредительство». Разгромив Саратовский обком, члены Политбюро А. Андреев и Г. Маленков докладывали Сталину о его недавних руководителях: «Установлены новые факты в отношении Криницкого и Яковлева - проведение ими через обком явно вредительских мер по сельскому хозяйству, прямая защита изобличаемых правых и троцкистов и даже вынесение решений обкома, реабилитирующих изобличенных врагов». Вредительством объявлялось то, что раньше считалось халатностью и «головотяпством» – хозяйственные и технические ошибки, попытка защитить свои кадры от арестов.
Одновременно в лагеря ГУЛАГа направился новый поток рабской рабочей силы.
Однако чистка так и не выполнила этой задачи создания идеально управляемого общества. Аппарат НКВД использовал обстановку для сведения личных счетов и злоупотреблений. С мест пошли просьбы увеличить квоты на расстрелы. К концу 1938 г. по этой операции было арестовано около 400 тыс. человек. При таких темпах работы тройки не вникали в суть дела.
В то же время решения о «массовых операциях» доказывают, что уничтожение тысяч ни в чем неповинных людей не было вызвано инициативой и злоупотреблениями НКВД. О.В. Хлевнюк считает: «утверждения о высокой степени автономности и бесконтрольности местной репрессивной инициативы кажутся преувеличенным». Это подтверждают и «материалы руководящих инстанций, в том числе «особые протоколы» заседаний Политбюро, в которых фиксировались решения о проведении репрессивных акций. Основываясь на этих документах, можно утверждать, что «чистка» 1937-1938 гг. была целенаправленной операцией, спланированной в масштабах государства. Она проводилась под контролем и по инициативе высшего руководства СССР… Даже короткое перечисление далеко не всех акций, составлявших то, что известно как «большой террор», дает основания для вывода о сугубой централизации массовых репрессий. Это не означает, конечно, что в репрессивных операциях 1937-1938 гг., как и во всех других государственно-террористических акциях, не присутствовала известная доля стихийности и местной «инициативы». На официальном языке эта стихийность называлась «перегибами» или «нарушениями социалистической законности». К «перегибам» 1937-1938 гг. можно отнести, например, «слишком большое» количество убитых на допросах или превышение местными органами лимитов на аресты, установленные Москвой, и т.д. (Например, по неполным данным, тройка НКВД Туркмении осудила с августа 1937 по сентябрь 1938 г. 13259 человек, хотя имела лимиты лишь на 6277 человек.) Однако подобная «стихийность» и «инициатива» местных властей были запланирована, вытекала из сути приказов из центра, из назначения на первые роли в НКВД жестоких исполнителей и пресечения малейших попыток противодействовать террору».
Известная степень автономии местным карателям предоставлялась: они могли сами решать, кто будет расстрелян, кто отправится в лагеря, а кого, в виде исключения, не тронут. Цель Сталина заключалась в том, чтобы дезорганизовать социальную базу сопротивления, конкретные судьбы его редко волновали.
Нанося удары по широким слоям общества, по самым его низам, Сталину важно было показать, что в борьбе с врагами он опирается на «маленьких людей». В пример ставилась честная коммунистка товарищ Николаенко. «Николаенко – это рядовой член партии, – говорил Сталин. – Она – обыкновенный «маленький человек». Целый год она подавала сигналы о неблагополучии в партийной организации в Киеве, разоблачала семейственность, мещанско-обывательский подход к работникам … засилье троцкистских вредителей. От нее отмахивались, как от назойливой мухи. Наконец, чтобы отбиться от нее, взяли и исключили ее из партии…» Сталин направил массы рядовых «Николаенко» против партийной элиты и против собственных соседей, и таким образом показал массам рядовых людей, что в их бедах виноват не он, а враги, прокравшиеся в руководство и во все поры общества. Миллионы людей на массовых митингах требовали расстрела «шпионов и убийц», и большинство - вполне искренне. Доносительство стало повальным. Объяснением всех житейских проблем стали происки «врагов».
Одновременно режим заботился и о том, чтобы сомнение в правильности курса Сталина не возникло позднее. Ему было важно, чтобы не воскрес альтернативный коммунизм или социализм, подобный троцкизму или взглядам эсеров. Носителей этих взглядов уничтожали. Со временем идейные коммунисты могли прийти к тем же выводам, что и «выкорчеванная» оппозиция. Сталин внимательно следил за ходом мыслей партийных интеллигентов и уничтожал всех, кого подозревал в оппозиционных взглядах.
Были уничтожены выдающийся режиссер левых взглядов В. Мейерхольд, писатели и поэты, критиковавшие Вождя даже с помощью намеков (например, Б. Пильняк и О. Мендельштам), ведущий коммунистический журналист М. Кольцов и т.п.
Творчества непартийной интеллигенции, не участвовавшей в идейной борьбе, Сталин не опасался – сохранил жизнь выдающимся русским литераторам А. Ахматовой, М. Зощенко и М. Булгакову, далеким от коммунистических взглядов.
Террор привел к дезорганизации партийной системы управления страной. НКВД господствовал над партийно-государственной структурой. Из арестованных партийных и военных деятелей выбивались показания, которые можно было огласить на новом процессе. Но летом 1938 г. Сталин принял решение о прекращении дальнейшего раскручивания маховика террора, который угрожал уже ближайшим сподвижникам Сталина и новому поколению партийных руководителей, выдвинувшемуся в ходе чистки. Задачи, поставленные перед террором, были выполнены, и в июле 1938 г. был осуществлен массовый расстрел ранее арестованных бывших партийных и государственных руководителей. Этот уничтожение без суда было началом конца террора. Осенью 1938 г. массовые репрессии стали более упорядоченными, их число снизилось.
Количество жертв террора колоссально. По данным КГБ СССР в 1930-1953 гг. репрессиям подверглись 3778234 человека, из которых 786098 было расстреляно, а остальные направлены в лагеря - гигантские рабовладельческие хозяйства системы ГУЛАГ. В 1937-1938 гг. было арестовано 1372329 человек, из которых 681692 были расстреляны. В 1937-1938 гг. в лагерях умерло 115922 заключенных. Всего в 1934-1947 гг. в лагерях умерло 962,1 тыс. чел., из которых более половины - во время войны. Таким образом, можно говорить о более чем полутора миллионах погибших в результате репрессий 30-х гг.

Послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий следующую телеграмму:
«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, - являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте, и в некоторых отраслях промышленности.
ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.
ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».

СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН.

Конквест Р. Большой террор. Т.1. Рига, 1991.

Население России в ХХ в. Исторические очерки. Т.1. М., 2000.

Роговин В. Партия расстрелянных. М., 1997.

Советское руководство. Переписка. 1928-1941. М., 1999.

Сталин. Сталинизм. Советское общество. М., 2000.

Сталинское Политбюро в 30-е гг. Сборник документов. М., 1995.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.

Шубин А.В. «1937: «Антитеррор» Сталина». М., 2010.

Как документ объясняет необходимость расширения масштабов террора?

Какие органы должны были решать судьбу репрессированных в соответствии с документом?

Какие слои населения попали под удар террора летом 1937 г.?

Кто и почему был заинтересован в расширении масштабов террора?

Каковы были результаты террора 1937-1938 гг.?