Шергин Б. В. Собирай по ягодке-наберёшь кузовок. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Какой смысл пословицы? Смысл пословицы собирай по ягодке

Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"?

    Не пугайся что долго дело делается, а впереди еще не початый край. Мелким ходом, тихой сапой, можно горы свернуть! Терпение надобно и упорство в любом деле, как в сборе ягод - ягодка маленькая а кузовок ими все же набирается.

    Собирай по ягодке - будет кузовок,

    Засучи повыше белый рукавок.

    Осторожно надо положить на дно

    Присмотреться к следующей и сорвать еще,

    Коли делать нечего и в лесу светло

    Собирай неспешливо - будет все твое.

    А другие люди пусть себе спешат.

    Пусть горстями хапают, мельтешат

    Пусть бегут усталые из лесу потом,

    Чтоб продать на трассе, да за городом.

    Пусть получат денежек и опять

    Собирают спешно все подряд.

    Не понять, им суетным, в чем здесь будет кайф.

    Пусть потратят денюжки на конфетный рай.

    Ты же тихим вечером, варенье положи

    Внуку про лесные встречи расскажи.

    Ягодки с кислинкой на хлебушке лежат,

    Ароматом сочным в лес опять манят,

    Собирать по ягодке полный кузовок,

    Сок Земли родимой мудрым людям впрок.

    На самом деле эта поговорка говорит о том, что любое дело делается совершенно не спеша и аккуратно, потихоньку и без торопливости, и слово полный кузовок, говорит о том, что дело будет сделано, а то что по ягодке, это вдумчиво и не торопливо.

    Любое дело всегда можно сделать и если изначально оно кажется сложным и трудным, то расстраиваться не нужно, потому что любое последовательное действие ведет к успешному результату.

    Иногда положительного результата нужно ждать какое то время и бывает так, что итог затягивается, но в этом случае, нужно просто проявить выдержку и все и всегда получится. И терпение будет важным фактором.

    Очень хорошая пословица, смысл которой в том, что самые большие и великие дела делаются постепенно. Я отношу пословицы подобные этой к группе описывающих переход количества в качество, принцип, который я исповедаю еще со студенческих лет и который срабатывает в 100% случаев, просто иногда нужного результата приходится ждать дольше, а иногда он приходит быстрее. Пример с БВ мне кажется очень удачным, но не полным. Строго следуя этой пословице не обязательно гнаться за исключительно за многозвездными вопросами, достаточно больше отвечать на вопросы пользующиеся небольшой популярностью и как только их накопится определенное количество, кузовок наполнится, заработок станет достойным.

    Пословица Собирай по ягодке - набершь кузовок означает, что Терпенье и труд вс перетрут. То есть, что только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.

    Пиши и пиши по вопросику, глядишь - заработаешь Стахановца. 🙂 Вот новая пословица родилась!

    Большое дело дробится на несколько маленьких и делается по частям, постепенно, глядишь -так все и сделал. Так со сбором ягод: собираешь по одной и через некоторое время ведерко полное. То есть каждое маленькое движение вперед приближает человека к заветной цели, которой он упорно добивается. И маленькие делА -это части большого дЕла.

    Пословица о ягодке и кузовке настраивает человека на спокойную, неторопливую работу. Она означает: Даже делая помалу, сделаешь в итоге много .

    Давайте представим себе, что мы отправились в лес за ягодами, взяли с собою пустой кузовок. Руки делать хотят, да глаза боятся. Ягодки-то маленькие, а кузовок большой. Ну когда же он полный набертся? Кажется, что никогда. И нам хочется что-то предпринять (например, горстями ягоды набирать) или бросить эту работу, не начинать е.

    Но мы так можем размышлять очень долго. До самого позднего вечера. А потом стемнеет, и мы вернмся домой с таким же пустым кузовком, так и не набрав ягод. Горстями когда рвшь они разминаются. По одной штучке рвать не хочется. А вот если мы набермся терпения и мужества, вс-таки начнм дело спокойно и неспеша, то кузовок незаметно заполнится неповрежднными ягодками.

    Есть похожее по смыслу присловье Корочка по зрнышку клют. Смысл этой пословицы заключается в том, что терпеливый и последовательный человек, в результате своего кропотливого и настойчивого труда, обязательно добътся нужного результата.

    Данная пословица означает, что не нужно лениться сделать хоть какое-то доброе дело или хоть какой-то маленький труд. Ведь всего по чуть-чуть и получится много. Особенно эта пословица касается данного сайта - Большого вопроса. Ведь если писать тут очень мало, то ничего не заработаешь. А если будешь не лениться писать много - начнешь зарабатывать.

Страница 3

О пословицах «Собирай по ягодке и наберешь кузовок», «Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок» - сказали только очень кратко, что нужно быть трудолюбивым и уметь трудиться. Дети не составили по сути рассказов, а раскрыли лишь значение пословиц. Не придумали никаких действий и поступков детей или людей в труде, чтобы обосновать эти пословицы, не сказали ничего и о важности труда в жизни людей.

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей, с целью определения значимости для родителей формирования у детей нравственных чувств.

Анкетирование родителей включало следующие вопросы:

Радуетесь ли вы помощи своего ребенка?

Помогают ли он вам в быту, на даче, в общих делах?

Ваши близкие или соседи радуются помощи вашего ребенка?

Какие чувства развивает умение помогать людям?

Имеет ли ваш ребенок друзей во дворе, среди детей ваших знакомых?

Заботятся ли дети друг о друге? И ваш ребенок лично?

Как давно читали ребенку сказки и рассказы о добре, дружбе, чуткости?

Помните ли пословицы и поговорки о добре, скромности, чуткости, дружбе, любви?

Какие элементы народной мудрости в них заложены, и какие возникают при этом чувства?

Как часто выезжаете с ребенком на природу, ходите в библиотеку и кружки по интересам?

Рассказываете ли ребенку о городе, крае, стране, окружающем мире?

Какие впечатления остаются у ребенка от прогулок у моря, в лесу, от поездок в другие города?

Посвящаете ли ребенка в то, какие праздники есть у нас на родине?

Разрешаете ли ребенку держать животных или птиц дома?

Какие, по вашему мнению, нравственные чувства развиваются при контакте со сверстниками-друзьями в играх, в увлечениях?

Какие чувства развиваются при заботе о домашних животных?

Какое значение имеет для вас совместный труд с ребенком?

И какие нравственные чувства рождает частое общение ребенка с книгой? Какие книги хотелось бы прочитать вместе с ребенком?

Есть ли у ребенка уже сейчас тяга посещать библиотеку?

Анализируя ответы, мы определили, что родители почти никогда не просят своих детей помогать им, что у детей нет постоянных обязанностей дома, мало кто заботится о животных, только несколько человек держат редких птиц и породистых собак. У родителей из-за большой загруженности работой - нет времени посещать с ребенком уголки природы, библиотеку, музеи, некоторые родители даже не знают, есть ли у ребенка прочные друзья, к которым он стремится. Большинство родителей, конечно же, очень заботятся о детях, покупая им книжки, игрушки, но мало кто старается заранее определить нравственную пользу от прочитанного. Редко рассказывают детям о родном городе, стране, праздниках, объясняя это нехваткой времени. И хотя некоторые родители уже позаботились о увлечениях сына или дочки, зато другие сказали: «Сам выберет увлечение, когда подрастет». Достаточная часть родителей ещё не задумывались о нравственных чувствах своих детей, считая, что их ребенок знаком с общими правилами поведения, а остальное сделают в процессе воспитании в детском саду. Некоторые родители говорили, «что их ребенок и так очень добрый и отзывчивый, а этого часто и не стоит делать».

Из ответов видно, что дети в связи с этим не стремятся помогать родителям в работе, мало знают о художественной литературе, описываемой воспитание нравственных чувств, о возможных увлечениях, о городе, родине, имеют мало друзей, не проявляют особой заботы и чуткости к домашним животным, не стараются часто помогать другим детям и людям.

Больше половины родителей не знает, какие нравственные чувства и как надо было бы их сформировать к старшему дошкольному возрасту. Не все родители осознают, что для формирования таких чувств, как доброта, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, трудолюбие, сопереживание, сострадание, дружелюбие, любовь к родине, необходимо создавать в семье самые благоприятные условия.

На основе содержания ответов бесед и анализа наблюдений за детьми экспериментальной группы на занятии «Труд в библиотеке», за самостоятельной игровой деятельностью детей, а также за выполнением заданий-упражнений по составлению рассказа о книжном герое и составлению рассказа по пословицам, несущим нравственный смысл, мы выделили показатели уровня сформированности нравственных чувств дошкольников, выступающие в нашем исследовании критериями оценки сформированности нравственных чувств старших дошкольников:

Показатели нравственного поведения ребенка:

проявляет ли доброту и чуткость к детям и людям,

заботится ли о товарищах, о младших детях,

помогает ли взрослым,

радуется успехам друзей,

проявляет ли участие к людям старшего поколения,

дорожит ли доверием окружающих,

вежлив ли с окружающими людьми,

проявляет ли жалость, сострадание к животным,

не хвастается ли своими умениями и успехами,

может ли договориться о совместной деятельности, взаимопомощи,

Ноябрь 3rd 2008 в

У Вани была бабушка – добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
– Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
– Моя бабушка и рисовать умеет, – сказал Ваня.
– Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чем разводить, чтобы прочно было и красовито.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
– Бабушка, о чем ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты кивала головой и говорила: «Верно, работа любит не молодца, а незалежливого». Ты еще сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чем тебе рассказывал Митя?
– Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя – художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.
Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, черный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка черная, коричневая, потом дорожка черная, потом красная, белая.
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу – верхнюю доску стола – и сказал:
– Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришел в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей: – Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.
Митя всплеснул ладонями:
– Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего…
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
– Митька, ты плачешь?
– Мастер, я обманул ваше доверие.
– Иди покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
– То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
– Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.
– Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько еще пустого места остается, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые.
Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом [При полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые, не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его.].
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ст.Кущёвская Краснодарского края

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС

Предмет: литературное чтение

по программе «Школа России» класс: 3

Тема:

Работа с пословицами и фразеологизмами.»

февраль, 2014 г.

Тема: «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Работа с пословицами и фразеологизмами».

Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Планируемые результаты:

Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Оборудование: презентация «Б.В.Шергин»; ягоды для рефлексии, карточки «тест», карточки с названиями пословиц и фразеологизмов.

Ход урока:


Подписи к слайдам:

Тема: «Знакомство с разделом. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Словарная работа Академия – высшее учреждение. Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Правила работы в группе 1.Выслушивай товарища до конца. 2.Говори только по делу. 3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы. 4.Работай дружно. 5. Изберите секретаря и презентатора группы. 6.Хорошее настроение – успех в работе.

Работа по картине

Работа по картине

Восстановите цепь событий в рассказе: «И в один день закончил верхний угол» «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

(то и пожнёшь) (не выловить и рыбку из пруда) (гуляй смело) (ни одного не поймаешь) (люби и саночки возить) (вылетит – не поймаешь) Что посеешь… Без труда… Сделал дело… За двумя зайцами погонишься… Любишь кататься… Слово не воробей… Игра «Кузовок» Продолжить пословицы:

Закончи предложения Сегодня на уроке я познакомился с… Мне показалось интересным … Меня удивило…

Предварительный просмотр:

№ п/п

Высказывание

Ответ ученика

Правильный ответ

Бабушкиного внука зовут Иван.

Произведение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» написал Александр Иванович Куприн.

Мастер поручил Мите выклеить столешницу.

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…

Бабушка закончила рассказ словами «Делу время – потехе час».

Тест «Согласен ли ты с … »

Поставь напротив высказывания «+», или «-» .

Сбор ягод, как и прочих даров леса, с древнейших времен являлся задачей для тех членов племени, кому не под силу было справиться с более трудоемкой работой. Если мужчины были заняты охотой и строительством укрытий от непогоды, женщины - хранительницы очага, не только мамонта могли разделать, но и одежду сшить и дров для этого самого очага притащить, дети отправлялись за самой легкой добычей. Конечно, назвать ягоды, которые они искали в дремучей чаще, так сложно, однако, растительность это не кусачая, от человека не убегает, да и донести до жилищ ее просто.

Всем известно, что дети - народ любопытный и непоседливый. Им всегда было непросто сконцентрироваться на поиске ягод. К тому же поиск съедобных даров природы - хитрая наука и без особых знаний найти съестное и не отравиться в лесу не просто. Обучали ребят старики. Они раскрывали секреты ягодных полян, учили выживанию, а также делали моральные наставления, дабы молодежь трудилась на благо племени, а не развлекалась во время прогулок.

Такая тихая охота вызывала у соплеменников уважение. Собирателей считали гостями леса. В народе сохранились поговорки и прибаутки, где говорится, что человек каждой ягоде и каждому грибу кланяется. Он высказывает природе свою благодарность.

С веками интерес к ягодам не пропал, а вот почитание лесов, закрепленное передачей их в собственность помещикам, сильно изменило форму. Одной из главных задач, которую стали решать при отправке молодежи за ягодами, стала борьба с вредной привычкой потреблять ягоды в пищу на месте . Страдающие авитаминозом сенные девки не желали приносить барыням корзины ягод и предпочитали наесться впрок этим лакомством. Проблему решили изящно: во время сбора ягод девушкам надлежало распевать песни - и слух радуют, и в лесу не заблудятся, и ягоды уплетать за обе щеки не выйдет.

Значение фразеологизма

Как было сказано выше, обучение сбору ягод было важным и непростым процессом. Только после того, как дитя преуспеет в этом общественно важном труде, оно начинало осваивать новые ремесла. Данный фразеологизм звучит как первая рекомендация старшего члена племени своему очень юному сородичу. Наставники нередко предлагают опираться на прежний опыт. Именно так, предлагая использовать умения полученные во время сбора ягод, и создали эту устоявшуюся фразу.

Данный фразеологизм означает то, что для достижения позитивного результата необходимо проявить терпение . Делать любое дело нужно внимательно, обращая внимание на мелочи, из которых будет состоять финальный продукт. Не стоит упускать возможности улучшить результат, внести дополнительные поправки, торопиться.

Применяется фразеологизм в случае, если требуется:

  • сделать наставление человеку, который не склонен работать долго и аккуратно. Ему предлагают проявить неспешность и добиться ощутимого результата стараний.
  • подбодрить того, кто работает над большим проектом. Ему говорят о том, что его старания не будут напрасными, и со временем он сможет достичь поставленной цели.

С упомянутыми в фразеологизме ягодками стараются не сравнивать деньги. Нужно обладать определенным цинизмом, чтобы провести аналогию между трудом собирателей, обеспечивающих все племя пищей, и конкретным скопидомом. Наш народ не такой.