Сказка Зимовье зверей. Русская народная сказка. Русские народные сказки для детей Жанр сказки зимовье зверей

Русская народная сказка "Зимовье зверей"

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки "Зимовье зверей" и их характеристика

  1. Бык, баран, петух, гусь, свинья. Домашние животные, которым пришлось сбежать в лес. Там они дружно жили в домике и никого не боялись
  2. Волк и медведь. Любители дармовщины. Получили так, что дорогу забыли к зимовью зверей.
  3. Старик. Вечно голодный любитель мяса.
План пересказа сказки "Зимовье зверей"
  1. Домашние животные старика
  2. Коварные планы старика
  3. Звери бегут в лес
  4. Инициатива быка
  5. Домик быка
  6. Зимовье зверей
  7. Волк и медведь
Кратчайшее содержание сказки "Зимовье зверей" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Было у старика пять животных и решил он их зарезать.
  2. Убежали животные в лес и зажили там на славу
  3. Построил бык себе домик на зиму, а остальные звери в него переселились
  4. Узнали про домик волк и медведь, отобрать захотели
  5. Волк зашел в дом, а там его звери в оборот взяли, насилу вырвался
  6. Медведь испугался и раньше убежал.
Главная мысль сказки "Зимовье зверей"
Тем кто дружен и за все берется сообща, не страшны никакие враги и никакие морозы.

Чему учит сказка "Зимовье зверей"
Сказка учит быть дружными, все дела делать сообща, учит быть предусмотрительными и осторожными. Учит прощать ошибки своим друзьям. Учит не бояться врагов и смело давать им отпор.

Отзыв на сказку "Зимовье зверей"
Замечательная русская сказка, которая говорит о том, что лучше вместе, чем одному. Мне нравится в этой сказке практичность быка, который конечно больше всего боялся морозов, а потому сразу позаботился о своем доме. Но мне нравится и то, что он не стал упрямиться и простил своим друзьям их слабость и лень. Ведь в одиночку даже бык не справился бы с волком и медведем.

Пословицы к сказке "Зимовье зверей"
Гусь свинье не товарищ.
Если хочешь чтобы дело был сделано хорошо, сделай его сам.
Вместе можно и море напрудить.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Зимовье зверей"
Жили старик и старуха и было у них много зверей в хозяйстве: бык, баран, петух, гусь и свинья.
И вот захотел старик петуха зарезать. Узнал про то петух, в лес убежал. Видит старик - нет петуха. Решил свинью зарезать. Узнала про то свинья, тоже в лес сбежала. Видит старик - и свинья пропала. Решил барана зарезать. А тот не только сам в лес сбежал, но и гуся с собой позвал.
Остался у старика только бык. Делать нечего, решил старик быка зарезать - очень уж кушать хочется. Но бык как услышал про это, тоже в лес убежал.
И вот живут в лесу звери, горя не знают.
Но лето кончилось и начал бык волноваться, о зиме и морозах беспокоиться. Позвал он барана домик строить, а тот не хочет, на шерсть надеется. Позвал свинью - и та не хочет, закопаться думает. Позвал бык гуся, а тот на крылья рассчитывает Петух и вовсе под елкой сидеть собрался.
Плюнул на них бык, сам избу построил, печь затопил в тепле нежится.
А зима холодная, морозная. Бежит баран к быку - пусти в домик, а то двери вышибу. Пустил бык барана. Следом свинья катится. Угрожает подкоп сделать, избушку уронить. Пришлось и ее пустить. А там и гусь с петухом показались. Гусь грозит мох из сруба вытащить, петух землю с крыши сгрести. И их пустил добрый бык.
Живут все вместе, не тужат.
Узнали о том волк и медведь и позарились на избушку теплую. Пошли избу отбирать. Волк первым заходит. Тут его бык рогами к стене прижал, а баран с разбегу по бокам. Свинья в подполе бушует, живьем волка требует, гусь за бока щиплет, да петух на крыше ножи точит.
Медведь как услышал такое, наутек кинулся.
Еле вырвался волк, догоняет медведя, рассказывает, что мужиков в избе полно. Черный его к стене ухватом прижал, серый обухом, белый щипцами, а красный ножи готовит да по брусу бегает. И еще один в подвале сидит, живым требует.
Не ходили больше к избе волк с медведем, а звери жили и горя не знали.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Зимовье зверей"

Русская народная сказка «Зимовье зверей» учит детей тому, что необходимо ко всему заранее готовиться, а не надеяться на авось.

Сказка Зимовье зверей. Читать

Зимовье зверей

Русская народная сказка

У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух.

Вот старик и говорит старухе:

— А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику.

Услыхал это петух и ночью в лес убежал.

Вечером опять говорит старик старухе:

— Не нашёл я петуха, придётся нам свинью заколоть!

Услыхала это свинья и ночью в лес убежала.

Старик искал-искал свинью — не нашёл.

— Придётся барана зарезать!

Баран услыхал это и говорит гусю:

— Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!..

Вышел старик на двор — нет ни барана, ни гуся...

— Придётся, видно, быка зарезать.

Услышал это бык и убежал в лес.

Летом в лесу привольно... Но прошло лето, и пришла зима.

Вот бык пошёл к барану:

— Как же, братцы-товарищи? Время приходит студёное — надо избу рубить.

Баран ему отвечает:

— У меня шуба тёплая, я и так перезимую.

Пошёл бык к свинье:

— Пойдём, свинья, избу рубить!

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую.

Пошёл бык к гусю:

— Гусь, пойдём избу рубить!

— Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь — меня никакой мороз не проймёт...

Бык видит: дело плохо. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полёживает, греется.

А зима завернула холодная, стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может — и пошёл к быку.

— Бэ-э! Бэ-э! Пусти меня в избу!

— Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба тёплая, ты и так перезимуешь.

— А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.

Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит он меня».

Немного погодя прибежала свинья.

— Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!

— Нет, свинья, я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы — ты в землю зароешься.

— А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню!

Бык подумал-подумал: «Подроет она углы, уронит избу».

— Ну, заходи.

(А потом пустил гуся и петуха.)

Вот они живут себе — впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь. Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

— Иди ты вперёд, ты здоровый.

— Нет, я ленив, ты шустрей меня, ты иди вперёд.

Волк и пошёл в избушку. Только вошёл — бык рогами его к стене и припёр. Баран разбежался — бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:

— Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу!

Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:

— А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И но- жичко здесь, и гужишко здесь... Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!

Медведь услыхал крик — да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:

— Как вскочил мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом-то к стене и припёр. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья ещё кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!»

Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили. А бык, баран, гусь, свинья да петух живут там, поживают и горя не знают.

Жанр: сказка

Главные герои: звери

Фольклор очень непосредственен и нравоучителен, и краткое содержание сказки «Зимовье зверей» это подтверждает.

Сюжет

Близилась зима. Бычок забеспокоился о своем будущем и стал искать, где перезимовать. Ему встретился баран, который тоже заботился о том же вопрос. Шли они по лесу, и встретилась им свинья и примкнула к компании. Затем увидали они петуха да гуся. Баран сказал, что он не пропадет, у него густая шерсть. Свинья сказала, что тоже переживет морозы - закопается в почву. Гусь и петух решили перезимуют в дупле дерева. А бык построил себе домик. Когда ударили морозы, стали проситься к нему товарищи, и пустил их хозяин дома. Услышав петушиные пения, лиса позвала волка и медведя, чтобы вместе съесть добычу. Первым пошел медведь, но такой отпор дали ему обитатели избы - бык забодал, баран бил, свинья и гусь щипали, а петух пронзительно кричал, что косолапый умчался от них в ужасе и сказал волку и лисе, что на него напали люди.

Вывод (моё мнение)

Если сплотиться и дружно давать отпор врагам, можно победить даже очень грозного и сильного противника. Важно не количество, и не сила, хотя и от них многое зависит, но храбрость, смекалка и единство и поддержка в борьбе.

Татьяна Пуртина
Развивающее занятие для средней группы дошкольного учреждения на основе сказки «Зимовье зверей» в пересказе А. Толстого

Татьяна Сергеевна Пуртина,

детский сад №23 г. Санкт-Петербург

Развивающее занятие для средней группы дошкольного учреждения

на основе

сказки «Зимовье зверей » в пересказе А . Толстого .

Цель : анализ сказки «Зимовье зверей » в пересказе А . Толстого для изучения диких и домашних животных, жизни и домашних животных, жизни в лесу, характер животных, в т. ч.:

Определить положительных и отрицательных героев;

рассказать о домашних животных и их собратьев в дикой природе;

рассказать о том , как зимуют дикие и домашние животные;

рассказать о жизни домашних и диких животных на примере животных сказки «Зимовье зверей » ;

Задания :

Обсуждение сказки :

Назовите персонажей сказки «Зимовье зверей » ;

Ответ : персонажи : гусь, петух, свинья, баран, бык, волк, медведь, старик, старуха.

Куда звери ушли жить ?

Сколько дней звери убегали из дома ?

Как звери хотели перезимовать , расскажите о каждом?

Почему волк испугался зверей ?

Почему звери стали жить вместе ?

2. Обсуждение «Я дикий – ты - домашний» ;

Цель игры : определить диких и домашних животных в сказке «Зимовье зверей » .

Ответ : баран, гусь, петух, бык, свинья – домашние, волк, медведь – дикие.

Обсудить почему.

3. Игра «Найди моего брата»

Цель игры : Найди собрата для домашнего животного в дикой природе и для дикого среди домашних животных

Ответ : гусь – дикие утки и гуси, петух – тетерев, бык – зубр, свинья – кабан дикий, волк – собака.

4. Ролевая игра «Кто я? Чем я питаюсь, как я я зимую, как я готовлюсь в зиме»

Цель игры : закрепить знания об образе жизни диких и домашних животных. Дети выбирают себе животное, рассказывают как они зимуют , живут в природе, в условиях обитания в неволе.

Ответ : Я гусь, в дикой природе я улетаю в теплые края, у меня появляется пушок под перьями. И т. д.

5. Ролевая игра «Я хищник – ты травоядный»

Цель : познакомить детей с питанием диких и домашних животных на примере сказки .

Ответ : Ребенок выбирает себе животного. Я петух – питаюсь зерном, корешками, травой.

6. Развитие мыслительных способностей и логического мышления у детей.

О чем эта поговорка?

Живи, не скупись, с друзьями делись.

Как аукнется, так и откликнется

7. Развитие творческих способностей детей :

Развитие сюжета сказки : давайте придумаем продолжение сказки .

Например : звери пришли к деду с бабкой зимой с гостинцами из леса принесли подарки из леса ягоды и грибы.

8. Игры с логопедическими элементами

На развитие дыхания : на выдохе га, га-га, га-га-га и т. д. ;

На развитие мелкой моторики : всеми пальцами рук изобразить животных по очереди;

На развитие фонематического слуха : изображать животных звуками.

Ребенок должен назвать животное.

9. Коммуникативная игра : дети встают в хоровод, имитируя звуки животных дотрагиваться до ладошки соседа .

ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ

У старика со старухой были бык, баран, гусь да петух и свинья. Вот старик и говорит старухе :

– А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику! – Так что ж, зарежем.

Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал, искал – не мог найти петуха. Вечером опять говорит старухе : – Не нашел я петуха, придется нам свинью заколоть! – Ну, заколи свинью. Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью – не нашел : – Придется барана зарезать! – Ну что ж, зарежь. Баран услышал это и говорит гусю : – Убежим в лес, а то зарежут и тебя и меня!

И убежали баран с гусем в лес. Вышел старик на двор – нет ни барана, ни гуся. Искал, искал – не нашел :

– Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остался. Придется, видно, быка зарезать! – Ну что ж, зарежь. Услышал это бык и убежал в лес. Летом в лесу привольно. Живут беглецы – горя не знают. Но прошло лето, пришла и зима. Вот бык пошел к барану :

– Как же, братцы-товарищи? Время приходит студеное – надо избу рубить. Баран ему отвечает : – У меня шуба теплая, я и так прозимую. Пошел бык к свинье : – Пойдем, свинья, избу рубить!

– А по мне хоть какие морозы – я не боюсь : зароюсь в землю и без избы прозимую. Пошел бык к гусю : – Гусь, пойдем избу рубить!

– Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь – меня никакой мороз не проймет. Пошел бык к петуху : – Давай избу рубить! – Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу. Бык видит : дело плохо. Надо одному хлопотать. – Ну, – говорит, – вы как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полеживает, греется.

А зима завернула холодная – стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может – и пошел к быку : – Бэ-э. Бэ-э! Пусти меня в избу!

– Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал , что у тебя шуба теплая, ты и так прозимуешь.

– А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее. Бык думал, думал : «Дай пущу, а то застудит он меня» . – Ну, заходи.

Баран вошел в избу и перед печкой на лавочку лег. Немного погодя прибежала свинья : – Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!

– Нет, свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты сказала , что тебе хоть какие морозы – ты в землю зароешься. – А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню! Бык подумал-подумал : «Подроет она углы, уронит избу» . – Ну, заходи. Забежала свинья в избу и забралась в подполье. За свиньей гусь летит : – Гагак! Гагак! Бык, пусти меня погреться!

– Нет, гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно подстелишь, другим оденешься – и так прозимуешь. – А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю! Бык подумал-подумал и пустил гуся. Зашел гусь в избу и сел на шесток. Немного погодя прибегает петух : – Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в избу. – Нет, не пущу, зимуй в лесу, под елью.

– А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу. Бык пустил и петуха. Взлетел петух в избу, сел на брус и сидит.

Вот они живут себе – впятером – поживают. Узнали про это волк и медведь. – Пойдем, – говорят, – в избушку, всех поедим, сами станем там жить. Собрались и пришли. Волк говорит медведю : – Иди ты вперед , ты здоровый. – Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперед .

Волк и пошел в избушку. Только вошел – бык рогами его к стене и припер. Баран разбежался – да бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит : – Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу! Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит :

– А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь и гужишко здесь… Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!

Медведь услышал крик – да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает :

– Ну, что мне было! До смерти чуть не забили… Как вскочил мужичище, в черном армячище, да меня ухватом-то к стене и припер. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам, да все обухом по бокам. А еще поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит : «А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь и гужишко здесь… Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья еще кто-то как закричит : «Ножи точу, топоры, точу, живого съесть его хочу!» Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили.

А бык, баран, гусь да петух и свинья живут там, поживают и горя не знают.

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «Зимовье зверей» с использованем ИКТ.

Воспитатель: Ненишина Ксения Александровна

Цель : Приобщение к миру художественной литературы

Задачи:

Образовательные :

Упражнять детей в умении отгадывать загадки

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку с опорой на иллюстрации

Актуализировать знания по теме «Животные»

Совершенствовать навык словоизменения: учить детей использовать в речи падежные окончания (дательный падеж, винительный падеж) .

Учить подбирать ряд слов, близких по смыслу.

Учить составлять план пересказа, определяя последовательность событий.

Коррекционные :

Координировать речь с движением.

Развивать общую моторику.

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Развивать логическое мышление.

Развивать навык диалогической речи (учить отвечать на вопрос полным ответом).

Развивать связную речь (совершенствовать умение пересказывать текст по серии сюжетных картин).

Воспитательные :

Воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимовыручку.

Учить слушать и выполнять инструкции.

Учить отвечать по очереди, воспитывать умение ждать.

Предварительная работа:

Знакомство со сказкой “Зимовье зверей”

Рассматривание иллюстраций

Оборудование:

Презентация

Организация деятельности :

1. Вход в сказку

Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Им очень интересно посмотреть, чем мы с вами занимаемся и как играем. Поздоровайтесь с гостями.

Ребята, а вы любите сказки?

Да.

Тише, детки не шумите

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса....

Сказка спряталась одна.

Какая же сказка у нас спряталась? Вы знаете?

Послушайте внимательно мои загадки, когда вы все отгадаете, то сможете узнать, из какой же сказки наши герои.

2. Загадки

Слушайте внимательно.

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасётся мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу.

(Бык)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

(Свинья)

Весь мохнатенький,
Сам усатенький,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,

На охоту ходит.

(Кот)

Кукарекает с утра
Хватит спать, вставать пора.
Шпоры, красный гребешок,
Что за птица? (Петушок )

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (Волк)

Какие молодцы, все загадки отгадали!!!

3. Д.И. «Где чья тень»

Что случилось? Все животные исчезли, остались только их тени. Давайте подумаем, каким же животным эти тени пренадлежат?

Молодцы ребята, всех животных вернули, таперь они никуда не убегут.

В какой сказке мы встречаем всех этих животных?

В сказке «Зимовье зверей»

А как по другому можно назвать зимовье?

Дом, домик, изба, избушка...

О чем же мы узнали из этой сказки?

Как жилось животным летом в лесу?

Животным жилось в лесу хорошо, привольно, свободно.

4. Д.И. «Кто что ест»

Давайте сыграем в игру «Кто что ест?» и вспомним, чем питались герои.

Бык и баран – трава

Кот – мыши

Петух – ягоды, червяки

Свинья – корешки и желуди.

Для чего звери решили построить зимовье?

Давайте вспомним, как наши герои его строили.

5. Физминутка.

Надумали бык, баран, свинья, кот и петух в лесу зимовье строить.

Бык стал бревна носить

Идут медленным шагом, положив ладони на плечо.

На доски пилить.

Скользящие движения ладонями.

Баран щепу дерет

Стукают кулачками друг о друга.

Свинья глину месить

Месят глину

И печку класть

Кладут кирпичики друг на друга

Кот стены затыкать

Затыкают щели.

А петух крышу крыть.

Делают руками крышу над головой.

Давайте вспомним, что же случилось с нашими героями, зимой.

Пришла зима, затрещал мороз, а друзьям тепло в зимовье. Но увидели зимовье 7 волков и решили посмотреть, кто там живет.

Один из волков защел в зимовье и закричали все животные.

Послушейте внимательно, что же услышал волк.

Блеянье барана

Хлопанье крыльев и кукареканье

Фырчание и мяуканье

Мычание

Хрюканье

Что же случилось в конце сказки?

Испугался волк и убежал, рассказал про все своим друзьям и все волки пустились наутек.

7. Физминутка

Вот как дружба помогла героям прогнать волков! А давайте мы с вами покажем, какие же мы дружные!

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Того, кто справа, обними,

Того, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,

Вот как мы дружим все! Ура!

8. Иллюстрации по порядку

Посмотрите, на иллюстрации из нашей сказки, они же все перепутались, давайте вспомним, что за чем происходило.

9. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрации

А сейчас, давайте расскажем нашу сказку.

Начнет сказку и расскажет, как сказка начиналась.

Расскажет, что же случилось потом

10. Выход из сказки

Вы все молодцы, очень хорошо занимались, мне понравилось, как вы расскажали сказку, но сейчас нам пора возвращатся в группу. Попращайтесь с гостями.