Устный и письменный опрос. Устный опрос на уроках письма. Основные проблемы применения устного опроса

Методы устного и письменного опроса находят широкое применение в педагогических сбора первичной вербальної1 информации.

Устный опрос может носить характер интервью или беседы. Беседа представляет собой устное общение исследователя в произвольной форме с одним или несколькими ее участниками (учениками, учителями, родителями учеников и т. п). Во время беседы вопросы могут задавать как исследователем, так и исследуемыми. Интервью - это та же беседа, но у же с одним исследуемым. Вопрос во время интервью задает только исследователь.

Письменный опрос проходит в виде анкетирования. В интервьюировании, беседе и анкетировании принимают участие два основных лица - исследователь и опрашиваемый (респондент)1. Респондентами могут выступать учащиеся, студенты, педагогические работники, руководители органов образования, родители детей. Интервьюирование и беседа имеют место в случае непосредственного социально-психологического взаимодействия исследователя и респондента, а анкетирование происходит при опосредованном их взаимодействии.

С помощью этих методов на основе высказываний опрашиваемых получают данные о разнообразных фактах действительности.

К преимуществам рассмотренных методов следует отнести их универсальность (фиксируются как мотивы, так и результаты деятельности людей, их мнение и т. п), а также получения с их помощью данных, которые легко поддаются количественному обработке.

Устный опрос предполагает, что заранее составленные вопросы зачитывает исследователь, который проводит интервьюирование или беседу, и он сам записывает ответы на них, услышанные от опрашиваемых.

Особенности интервью и беседы заключаются в следующем. В педагогических исследованиях перед интервью ставится цель выявить отношение людей к определенным педагогических явлений (интервью мнения) и освещение различных событий и фактов (документальное интервью). Беседу применяют тогда, когда для получения нужной информации недостаточно опираться только на определенный перечень вопросов. Потребность в беседе возникает тогда, когда для выяснения определенного обстоятельства возникает необходимость всесторонне ее обсудить, а заранее предсказать, в каком направлении пойдет это обсуждение. Беседа носит ярко выраженный импровизационный характер. Но и для нее, так же как и для интервью, нужен заранее разработанный опросник.

Во время устного опроса у исследователя существующий обязательный контакт с опрашиваемыми. Это дает ему возможность видеть, как опрашиваемый относится к процедуре опроса, как он реагирует на тот или иной вопрос. Но не только непосредственное взаимодействие исследователя и опрашиваемого имеют решающее значение для достижения поставленной цели. На результаты опроса влияет и внешний вид исследователя, и его возраст и пол, темп опроса, способ регистрации ответов, место и условия проведения интервью или беседы.

На устный ответ опрашиваемый тратит меньше времени и энергии, чем на письменный. Но несмотря на это, устный опрос имеет некоторые свои недостатки. Все опрашиваемые находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них может получить за дополнительные вопросы помощь; выражение лица или определенный жест исследователя могут повлиять на опрашиваемого; личный контакт с исследователем может несколько взволновать опрашиваемого и повлиять на объективность ответов.

Основной особенностью устного опроса, что отличает его от других методов сбора первичной информации является то, что ее достоверность и полнота в значительной степени зависит от качеств заранее подготовленных вопросов, организации и условий, в которых опрашиваемые дают ответы на вопросы. Так, например, вопросы, нечетко сформулированные или затрагивающих личные дела опрашиваемого, чаще всего являются причиной ложных ответов; отсутствие понимания опрашиваемыми цели исследования может привести к небрежному их отношение к ответам на вопросы. Плохая организация приводит к потере информации, а неодинаковые условия, в которых находятся опрашиваемые, ведут к снижению ее достоверности.

устный опрос достигло поставленной цели, оно должно заранее тщательно готовиться. Подготовка опроса заключается в разработке вопросов и составлении опросника. Целесообразно, чтобы в опроснике рядом с каждым вопросом было предусмотрено место и для записи ответов. В последнее время стало доступным записывать ответы с помощью механических средств (магнитофонов, диктофонов и т. п). Заранее зная о наличии такой возможности, не нужно предусматривать в опроснике места для письменного записи ответов опрашиваемого.

При разработке вопросов следует придерживаться следующих требований:

1) опрос не должен носить случайного характера, а быть целенаправленным; при этом более понятны опрашиваемому вопросы задаются раньше, более трудные - позднее;

2) вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех опрашиваемых;

3) вопросы, назначении как для учеников, так и учителей, не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике;

4) часть вопросов уместно составлять так, чтобы с их помощью было возможно проверить объективность ответов на предыдущие вопросы;

5) следует учитывать, что во время устного опроса разные обстоятельства могут сдерживать мысли опрашиваемого и вызывать неискренность ответов (например, чрезмерное волнение, невнимательность, усталость, застенчивость и тому подобное).

Вопрос по форме ожидаемых ответов делятся на закрытые, полузакрытые и открытые. При использовании закрытых вопросов опрашиваемому предлагаются возможные ответы, одну из которых он должен выбрать. Полузакрытые вопросы предполагают возможность выбора ответа из готового списка или самостоятельной ответа. Ответы на открытые вопросы незапланированные и полностью записываются исследователем.

Для успешного проведения самого опроса целесообразно выполнять следующие правила:

1) во время опроса исследователь и опрашиваемый должны быть наедине, без посторонних слушателей;

2) каждый устный вопрос должен зачитываться с опросником без каких-либо изменений и дополнений;

3) вопросы должны ставиться только в такой последовательности, как это предусмотрено анкетой

4) опрашиваемый не должен видеть вопросника чтобы не иметь возможности самому читать следующие вопросы;

5) исследователь не должен влиять на опрашиваемого любым способом (косвенно подсказывать ответ, покачивать головой в знак несогласия, кивать головой и тому подобное);

6) в том случае, когда видно, что вопрос мало понятен опрашиваемому, исследователь может задавать только нейтральные вопросы, например: "Что вы хотели этим сказать?", "Объясните подробнее";

7) если опрашиваемый не понимает вопроса, его нужно прочитать еще раз; ни в коем случае не нужно объяснять опрашиваемому вопросы и имеющиеся в нем понятия; если вопрос остался для опрашиваемого непонятным и после повторного считывания, возле него следует написать: "Вопрос непонятный";

8) ответы записываются в вопросник во время опроса.

Устный опрос не должно быть продолжительным: с учащимися не более 15-20 минут, с педагогическими работниками - в пределах 30 минут.

Письменный опрос предполагает, что ответы на поставленные вопросы письменно заносятся в специальную заранее составленную анкету1. При анкетировании опрашиваемый сам читает предлагаемые ему письменно вопросы и отвечает на них письменно. Благодаря этому анкетирования иногда называют самореєстрацією.

К преимуществам анкетирования чаще всего относят:

Оперативность проведения (за достаточно короткое время можно опросить большое количество людей и получить много сведений);

Возможность получить письменные ответы на такие вопросы, которые по ряду субъективных причин устно остаются без ответов (обычно это бывает в тех случаях, когда опрашиваемые чего-то боятся или стесняются и не решаются сказать об этом вслух).

Целесообразность применения анкетирования является оправданной в тех случаях, когда необходимо:

1) получить какие-то фактические данные (сведения о пол и возраст учащихся, уровень их успеваемости, образование и уровень квалификации педагогических работников, об оснащенности учебных заведений учебной литературой, компьютерными средствами и тому подобное);

2) выяснить отношение опрашиваемых к определенной проблемы или явления (например, как учитель оценивает потребность в рабочей тетради по его предмету, доволен выпускник педуниверситета уровнем его подготовки к применению информационных технологий из его предмета, студенты довольны условиями проживания в общежитии и тому подобное);

3) получить единственно возможные и очень конкретные ответы (в этом случае опрашиваемый может дать лишь выборочную ответ "так" или "нет", например это может быть вопрос о факте ознакомления с чем-либо, об отношении к чему-то тому подобное); в этом случае есть возможность получить точные, конкретные и удобные для анализа данные, но это не дает возможности выяснить качественную сторону вопросов и много интересного и существенного для исследователя выпадает из поля зрения;

4) оценить какие-то явления или события или назвать их в порядке предпочтения (это может быть оценка того, каким учебным предметам или увлечением в свободное от учебы время предпочитает ученик или студент и др.).

Анкеты могут быть именными, когда они подписываются опрашиваемыми, или анонимными. Выбор типа анкеты зависит от многих факторов, главные из которых заключаются в том, насколько вопросы анкеты затрагивают личность опрашиваемого или могут влиять на его искренность. В то же время анонимные анкеты вызывают определенные опасения относительно добросовестности их заполнения и достоверности изложенной в них информации. Поэтому при составлении анкеты, так же как и опросника, важно иметь в виду два обстоятельства: способны ли выбранные для исследования лица ответить на поставленные вопросы; можно предположить, что они дадут искренние ответы. Следует помнить, что во многих случаях искренности ответов можно достичь анонимным анкетированием.

Вопросы в анкете могут быть открытыми или закрытыми. Открытые вопросы требуют от опрашиваемого самостоятельно и произвольно составлять свои ответы. Например (анкеты для учителей): "Какими источниками информации вы пользуетесь для повышения собственного профессионального уровня?". Понятно, что ответ на такой вопрос однозначно предсказать почти невозможно. Тот же вопрос в закрытой форме предусматривает выбор ответа из заранее составленного списка ответов к этому вопросу. Вот как он может выглядеть:

а) научной литературой;

б) методическими разработками;

в) публикациями в профессиональных периодических изданиях;

г) изучением опыта коллег;

д) поиском информации в Интернете.

Закрытые вопросы анкеты дают не такое полное представление о исследуемый вопрос, потому что они сужают возможности опрашиваемых, но анкетирование с их помощью производится быстрее и их легче обрабатывать.

Иногда в случае потребности в одной анкете сочетают оба типа вопросов.

Как уже говорилось, от правильной организации и тщательной подготовки зависит качество информации, полученной в результате устного или письменного опроса. Существует ряд критериев качества информации, требований и правил организации и планирования опроса.

К критериям качества информации относятся ее надежность и достоверность.

Надежностью называется степень независимости информации от влияния случайных факторов. Для обеспечения надежности информации необходимо соблюдать максимально возможного равенства условий сбора информации: место и обстоятельства опроса, порядок и формулировка вопросов и ответов, влияние исследователя на опрашиваемых.

Для получения достоверной информации исследователь должен обеспечить в опрашиваемых мотивацию к участию в исследовании. Необходимо, чтобы допрашиваемый воспринял нужную информацию, правильно понял ее, смог вспомнить события прошлого и адекватно сформулировать выбранную им ответ.

Качество первичной информации в значительной степени зависит от качества опросника или анкеты, которые играют роль измерительного инструмента. Критериями оценки качества инструментов измерения является их устойчивость и обоснованность. Устойчивость - это степень воспроизведения результатов опроса тех же лиц при повторном применении опросника в прежних условиях.

В связи с проведением устного или письменного опроса важное значение приобретает вопрос о том, сколько опрашиваемых должно быть охвачено исследованием. Однозначный ответ на такой вопрос дать трудно. Это зависит от многих обстоятельств: от характера и сложности выбранных для исследования явлений, от степени варьирования результатов наблюдения, относительных ошибок, от уровня вероятности исследуемого явления. Опыт показывает, что в педагогическом исследовании устным или письменным анкетированием должно быть охвачено не менее 100 человек. Это дает возможность обработать результаты анкетирования статистически и сделать достоверные выводы об исследуемый вопрос.

Методы устного и письменного опроса могут применяться как один из основных способов получения необходимой для исследователя информации, так носить и вспомогательный характер.

1.1. Устный опрос: интервью, беседа, дискуссия

Теоретическая часть

Опрос – прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к конкретному человеку или определенной группе людей. С помощью опроса получается событийная (фактическая) информация, сведения о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых. Это непосредственное (в случае устной формы) или опосредованное (письменный опрос, с применением электронных средств коммуникации) получение интересующей исследователя информации от другого человека или группы людей.

Основой опроса как метода является общечеловеческая способность общаться в форме беседы. Беседа – основной способ взаимодействия людей друг с другом как в обыденной жизни, так и в профессиональном взаимодействии. Существуют различные виды профессиональных бесед: исповедь, терапевтический диалог, переговоры, журналистское интервью, допрос, устный экзамен и др.

Исследовательский опрос в устной форме основан на обыденном разговоре, но по своей цели, процедуре, способам фиксации и интерпретации имеет свою специфику и является также профессиональной беседой.

Основная цель опроса в психологической беседе – узнать и описать жизненный мир респондента, что, конечно, подразумевает интерпретацию смысла описываемых феноменов.

Опросы могут быть:

  • 1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т.п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия);
  • 2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.);
  • 3) экспертные и фронтальные (массовые);
  • 4) выборочные и сплошные;
  • 5) первичные и повторные.

Опрос в тех или иных формах – один из основных методов социально-психологических и психологических исследований. Причины его популярности:

  • – наиболее прямой способ получения информации от субъекта;
  • – доступность и простота в применении;
  • – легкость в обработке, интерпретации, хранении.

В проведении опроса существуют два действующих субъекта:

  • корреспондент (интервьюер ) – исследователь, проводящий опрос;
  • респондент – опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента.

Отрицательные стороны опроса : выясняются субъективные мнения респондентов, предъявляемые корреспонденту, т.е. могущие не являться реальным.

Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как:

  • – индивидуальные особенности корреспондента;
  • – корректность составления вопросов и специфика их предъявления;
  • – ситуация проведения опроса;
  • – искренность респондента и доверие его корреспонденту;
  • – стереотипные ответы и стандартные высказывания;
  • – эффект ожидаемых мнений и стремление соответствовать социальным нормам;
  • – эпотажность и демонстративность поведения респондента.

Для снижения субъективности часто дополнительно используют другие методы исследования. Опросы также могут взаимопроверяться, дополняться контент-анализом, наблюдениями и изучением результатов деятельности.

В классических психологических экспериментах опрос используется лишь как вспомогательный метод. В социологических исследованиях опрос чаще всего выступает как основной метод.

Базовые правила при построении вопросов:

  • – респондент всегда прав;
  • – каков вопрос – таков и ответ.

Требования к формулировке вопросов:

  • – ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые способны затруднить восприятие респондентами);
  • – конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом);
  • – проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую корреспондента проблему, но формулировка не должна наводить на ответ);
  • – последовательность (значимо выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы).

Интервью и беседа применяются как основной метод в структурированных исследованиях, при экспертном опросе, а также в этнологических экспедициях по заранее составленным опросникам. Беседа – основная форма повседневного взаимодействия людей друг с другом. Однако простое обыденное общение и беседа как метод исследования существенно отличны друг от друга по целеполаганию, процедуре проведения, форме фиксации.

Интервью – очный вид опроса. Интервью – встреча лицом к лицу. Буквальный перевод слова "интервью" – "взгляд между", т.е. взаимный обмен взглядами между двумя людьми, обсуждающими определенную тему, интересующую обоих. Отсюда специфика интервью – разговор, где присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного (в отличие от анкеты). Ведущий принцип – вопросы исходят практически только от корреспондента, а ответы – от респондента.

Интервью требует специальной предварительной подготовки. Важна не только правильность формулировки вопроса, но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, дающими зачастую очень много информации.

Виды интервью:

  • 1) стандартизованное (формализованное) – предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее, и отход от них не допускается;
  • 2) нестандартизованное (неформализованное, свободное) – обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью;
  • 3) фокусированное (направленное) – по поводу одного события, документа, явления и т.п.;
  • 4) ненаправленное – неформализованное интервью на общие темы или по поводу разнохарактерных вопросов.

Требования к интервью:

  • – не допускается подсказка (это влечет к увеличению субъективизма);
  • – нельзя проявлять чрезмерную настойчивость в опросе;
  • – важно учитывать культурный уровень интервьюера;
  • – важна организация единого социально-психологического пространства между корреспондентом и респондентом;
  • – а главное – корреспондент больше молчит, а респондент больше говорит, но не наоборот; важно не только уметь задать вопрос, но и уметь выслушать на него ответ.

Характер интервью также может различаться по типу вопросов :

  • – с точной и с неточной формулировкой вопроса;
  • – подготовленные заранее вопросы и вопросы, задаваемые по ходу интервью;
  • – общие и частные вопросы;
  • – наводящие и нейтральные вопросы.

Кроме того, выделяют следующие виды вопросов: вводные, отслеживающие, проясняющие, конкретизирующие, прямые, косвенные, структурированные, вопросы-интерпретации, а также смысловое молчание (паузы).

Существуют различные стили проведения интервью. Например, выделяют жесткий и мягкий стили ведения интервью. Интервью может вестись:

  • – с позиции респондента (мягко, соучаствующее);
  • – с позиции, противоположной позиции респондента (жестко, недоверчиво);
  • – с собственной позиции интервьюера (может быть как "мягким", так и "жестким").

Беседа в отличие от интервью в ней две участвующие стороны (задающий вопросы и отвечающий на них) находятся примерно в равном положении. Под беседой чаще всего понимается диалоговый метод исследования, идущий еще от Сократа. Важно умение вести диалог, т.е. не только интересоваться собеседником и корректно ставить ему вопросы, но уметь слышать вопросы другого и содержательно на них отвечать.

Опрос экспертов. Методика в целом такая же, как при обычном опросе или анкетировании. Специфика – отбор экспертов, т.е. определение выборки опрашиваемых. Правильность метода зависит от правильности выбора эксперта. Этот метод чаще применяется при пилотажном исследовании.

При выборе эксперта значимо учитывать компетентность эксперта в нужной теме. Выбор по параметрам: известность, профессионализм, принадлежность к области выбора, определение отношения к виду деятельности, включенность в событие и пр.

Нарративное интервью – направляемый исследователем свободный рассказ респондента о своей жизни или каких-то ситуациях. Различают биографическое интервью (повествование мемуарного характера, о жизненном пути) и интервью о событиях и фактах жизни (рассказ о конкретных жизненно значимых происшествиях, переживаниях, встречах с людьми). Основной акцент в вопросах делается на индивидуальных событиях жизни респондента, его переживаниях и оценках. Нарративное интервью используется наравне с письменными методами сбора нарративных текстов. Одно из перспективных направлений психологических исследований, дающее материал о жизненном пути человека во взаимосвязи с социокультурной ситуацией развития.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Посредством обсуждения некоторых спорных для участников дискуссии вопросов происходит выявление и исследование как проблемы, так и точек зрения по ее поводу. В дискуссии каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение своей цели. Благодаря этому дискуссия может выступать активным методом получения информации по тем или иным вопросам. Хотя в ситуации противопоставления зачастую срабатывает механизм противоборства, уводящий исследователя от выявления истинных мнений участников дискуссии. Дискуссия в исследовательских целях – тонкий и глубокий метод изучения индивидуальных и социальных мнений. Основные квалификационные требования к исследователю – умение организовать и корректно провести дискуссию. В ряде случаев в форме свободной дискуссии могут разговориться самые молчаливые респонденты.

Этапы исследования с помощью методов устного опроса :

  • 1. Выбор темы – формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы "почему?" и "что?", будет изучаться.
  • 2. Планирование – определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени выборки).
  • 3. Опрос – проведение беседы, интервью или дискуссии по запланированной схеме.
  • 4. Расшифровка – перевод аудиозаписи в письменный текст.
  • 5. Анализ – опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т.д.).
  • 6. Верификация (проверка ) – выясняется, насколько полученные тексты надежны (тексты опросов однородны) и валидны (тексты опроса реализуют именно ту цель, которая была поставлена исследователем).
  • 7. Написание отчета – изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм.

Можно выделить следующие критерии качества интервью или беседы:

  • – объем спонтанных, подробных, конкретных и соответствующих теме ответов, полученных в ходе опроса;
  • – соотношение по объему вопросов корреспондента и ответов респондента (чем короче вопросы и длиннее ответы, тем лучше);
  • – глубина прослеживания и прояснения смысла исследователем различных аспектов ответов респондента;
  • – наличие интерпретаций ответов по ходу опроса, а также их верификация;
  • – "интервью говорит само за себя" – текст опроса как самодостаточный рассказ, который не нуждается в большом количестве лишних описаний и объяснений.
1.2. Основные проблемы применения устного опроса

Проблемы, связанные с личностью корреспондента. В. А. Ядов выделил следующие особенности влияния, пользуясь социологическими терминами – "интервьюера" в процессе работы с "респондентом" :

  • – эффект стереотипного восприятия интервьюером респондента;
  • – особенности согласования темпа и характера речи интервьюера и респондента;
  • – влияние внешнего облика, манеры поведения интервьюера на восприятие и отношение к себе со стороны респондента.

Добавим к этому еще:

  • – личностные, возрастные и половые особенности корреспондента, которые влияют на процесс установления контакта и ведения работы с респондентом (ряд вопросов может быть открыт респондентом только человеку своего же пола, своего, или наоборот, младшего или старшего возраста; коммуникативный опыт и особенности общения корреспондента – все это и многое другое, безусловно, влияет на сбор материала);
  • – особенности восприятия корреспондентом собеседника в контексте исследуемой социокультурной действительности, под влиянием социальных стереотипов и собственного опыта;
  • – отражение субъективного восприятия действительности людьми, являющимися носителями и трансляторами определенного этноса или субкультуры, может быть искажено корреспондентом, в конечном счете фиксирующим материал, прошедший фильтры его собственного сознания.

Исследователю, изучающему личность в контексте культуры, приходится балансировать между вживанием в образ жизни и мыслей носителей рассматриваемой культуры, с одной стороны, и отстраненным восприятием и сопоставительным анализом – с другой. При этом корреспонденту приходится также учитывать, что своим присутствием и своими личностными и другими особенностями он выстраивает особое коммуникативное пространство во взаимодействии с отдельным респондентом или группой людей.

Проблемы, связанные с личностью респондента. В исследованиях с применением устных опросов необходимо учитывать личностные, коммуникативные, креативные и иные способности и возможности респондента. Нельзя забывать об особенностях обыденного сознания людей изучаемого социального круга, а также о своеобразии самосознания респондента.

Также следует учитывать, что множество тем не будут обсуждаться в присутствии других представителей значимого для респондента социального круга. В иных же случаях, наоборот, только присутствие сотоварищей может спровоцировать взаимное раскрытие респондентов перед интервьюером.

Различные проблемы при интервьюировании возникают с определенными типами респондентов, в зависимости от характера их поведения:

  • – робкий респондент;
  • – респондент-спорщик;
  • – респондент-шутник;
  • – самоуверенный респондент.

В основном проблемы, связанные как с личностью корреспондента, так и с личностью респондента, относятся к общей проблеме коммуникации между ними.

Проблема коммуникации и предъявления информации. В любой межличностной коммуникации при различных "культурных встречах" и "культурных контактах" (встречах людей из различных культурных, конфессиональных или социальных пространств; разных возрастов; разных социальных статусов; владеющих различной культурной информацией; имеющих различный жизненный опыт и т.д.) возникают "культурные барьеры" – препятствия, которые необходимо учитывать каждой из сторон общения. Любая субкультура выстраивает защитные границы, огораживающие ее от других. Универсальный принцип установления таких границ и барьеров – механизм "свой – чужой". Но данные разграничения необязательно жестко внешне детерминированы. Разделение может быть более сложное: "свой – другой – чужой" и т.п. Противопоставления между "мы" и "они" могут проходить по градуированной шкале (по так называемому матрешечному принципу):

  • – между своими (разделение по приобщенности к различиым полярностям);
  • – немножко не свои (по незначительным признакам; не жесткие барьеры);
  • – не свои (по значимому, но не основополагающему в конкретике ситуации признаку – по конфессии, этносу, языку, идеологии и т.д.);
  • – чужие (совсем иные по основополагающему признаку, которые особо актуализируются при конфликтной ситуации).

При этом происходит стереотипизация образов чужих, объединенных по ключевому (значимому) признаку. Могут быть актуализированы как положительные, так и отрицательные черты. Объединение или разъединение на "свой" и "чужой" может перестраиваться по тому или иному признаку вследствие того, с кем происходит культурный контакт. В зависимости от сторон взаимодействия выстраивается и специфика культурных барьеров. Активный субъект может изменять или даже переходить эти границы, становясь "своим" для одних и обособляясь от других как от "чужих". Культурные барьеры весьма вариативны и полифункциональны. С. Е. Никитиной предлагается следующая классификация культурных барьеров :

  • 1. По происхождению:
    • а) естественные (те, которые есть, а не созданы специально):
      • – язык;
      • – совокупность фольклорных текстов;
      • – верования и вера и т.д.
    • б) искусственные (созданные):
      • – духовные языки, жаргонизмы, сленг, особые языковые формы;
      • – внутренние запреты (на пищу, действия, бытовую культуру и др.);

запреты на внешнее взаимодействие (на экзогамные браки – с людьми из другой культуры, иной веры и т.п.; па обмен или открытие информацией "чужим" и т.д.).

  • 2. По форме:
    • а) запреты:
      • – па контакты;
      • – в поведении;
      • – пищевые;
      • – на использование или владение предметами;
      • – па источники информации;
      • – на слова или речевые формы и др.
    • б) умения (владение способностью):
      • – владение каким-либо искусством;
      • – владение промыслом;
      • – владение знанием и др.
  • 3. По направленности:
    • а) внешние (для других, "чужих");
    • б) внутренние (для "своих").

С одной стороны, совершенно не обязательно информация, которую исследователь узнает из ответов респондента, – это именно то, что происходит в реальности. Необходимо учитывать фактор присутствия самого исследователя, учитывать, что любая информация является предъявляемой специально для него или с учетом его присутствия. Присутствие исследователя, особенно, если его цели явны, по-своему "сценирует" пространство диалога между корреспондентом и респондентом.

С другой стороны, проблемой является достоверность и открытость предъявляемой информации. Существует большой перечень тем, которые для "чужого" или даже любого "другого", т.е. непосвященного человека являются запретными либо полностью, либо частично. Запреты налагаются по различным причинам. В основном это касается особенностей трансляции тех или иных знаний или различных социокультурных норм, регламентирующих возможности сообщить другому человеку определенные личностные, семейные, внутрипоколенные или межпоколенные взаимоотношения, события, переживания и т.д. Кроме того, в сознании респондента могут быть определенные нормативы, накладывающие ограничение на обнародование собственной позиции по какому-то вопросу. В различных социальных кругах существуют достаточно вариативные представления о том, что и как можно, а что нельзя предъявлять внутри круга своего пола и/или своего возраста, а что – в присутствии представителей другого пола и/или возраста. Все эти аспекты могут сильно повлиять на содержание и характер беседы.

Также значим вопрос об общности понятийного пространства в коммуникации между корреспондентом и респондентом. В отношении большинства ключевых понятий и категорий необходимо уточнение их понимания через синонимичность и развернутые определения. В процессе коммуникации могут возникнуть ситуации некорректного употребления понятия, заданного вопроса или проделанного действия со стороны корреспондента (причем исследователь заранее не всегда может знать о возможном эффекте), на которые респондент отреагирует либо уклонением от ответа, либо вообще прекращением беседы.

Особенности ситуации и обстановки могут сильно влиять на весь процесс коммуникации. Бывают ситуации, уместные или даже провоцирующие ответы на те или иные вопросы, а бывают и закрытые для вопросов темы, и это необходимо учитывать.

Практическая часть. Проведите интервью на определенную тему. Темы опросов (интервью) должны быть проблемными и являться актуальными для самих студентов. Лучше всего, если у каждого студента будет своя конкретная проблематика интервью, но при этом все темы лежат в одной тематической области. Но также можно задать одну тему для всех, только чтобы каждый сам индивидуально составлял свои вопросы. Важно совместно определить выборку (кто у кого берет интервью, кто экспертное, а кто проводит массовый опрос и т.д.).

Итоговая часть. При обсуждении результатов интервьюирования важно, чтобы ученики не только поделились друг с другом информацией, а дали и ее анализ. Необходимо совместно корректировать формулировки вопросов и их последовательность. В ходе обсуждения результатов устных опросов важно на наглядных примерах заострить внимание на существенных моментах, влияющих на ход и результаты исследования с применением опросных методов. После обсуждения важно, чтобы каждый оформил результаты своей работы.

При обсуждении результатов устных опросов можно выходить на проблему квалификации интервьюера. Можно предложить следующие критерии квалификации интервьюера (по С. Квале).

  • 1. Знания. Обладает широкими познаниями по теме интервью, может поддерживать разговор на должном уровне. Знакомство с основными аспектами темы позволит интервьюеру понять, какие проблемы важно исследовать, не стараясь при этом блеснуть своими знаниями.
  • 2. Структурирование. Обозначает цель интервью, подчеркивает течение всей процедуры, заканчивает интервью, например, несколькими словами о том, что собеседники узнали в процессе разговора, а также интересуется, нет ли у интервьюируемого каких-либо вопросов, касающихся ситуации.
  • 3. Ясность. Задает ясные, простые и короткие вопросы; говорит отчетливо и понятно; не использует научные выражения или профессиональный жаргон. Исключения делаются для интервью, изучающих стресс. Там вопросы могут быть сложными и запутанными, так как цель этого интервью – выявить реакцию собеседника.
  • 4. Мягкость. Позволяет собеседнику закончить то, что он говорит, даст ему возможность думать и говорить в своем собственном ритме. Добродушен, спокойно переносит паузы, обозначает допустимость обсуждения нетривиальных и провокационных мнений, а также возможность проявлять эмоции.
  • 5. Чуткость. Активно прислушивается к содержанию сказанного, слышит в ответе множество смысловых нюансов и старается добиться более подробного описания оттенков смысла. Интервьюер обладает развитой эмпатией, прислушивается к эмоциональным посланиям, вложенным в слова, слышит не только то, что сказано, но и то, как сказано, а также отмечает то, о чем собеседник умолчал. Интервьюер чувствует, когда тема становится слишком эмоциональной для продолжения интервью.
  • 6. Открытость. Интервьюер чувствует, какие аспекты интервью важны для собеседника. Слушает с неослабевающим вниманием, открыт к новым поворотам темы.
  • 7. Ведение , управление. Интервьюер знает, что хочет отыскать: четко определяет цели интервью, контролирует ход беседы и не боится пресекать отклонение от темы.
  • 8. Критичность. Не принимает на веру все, что ему говорят, стремится проверить надежность и валидность сообщаемой информации. Этой критической проверке могут быть подвергнуты как сами по себе высказывания собеседника, так и логичность и последовательность его положений.
  • 9. Хорошая память. Интервьюер помнит все, о чем говорил собеседник на протяжении всего интервью, может воспроизвести более раннее высказывание и попросить развернуть его.
  • 10. Способность к интерпретации смыслов. Па протяжении всего интервью стремится прояснить и углубить информацию; интерпретирует то, что было сказано, причем его интерпретации могут как подтверждаться, так и опровергаться собеседником.
1.3. Письменный опрос: анкетирование

Теоретическая часть

Анкетирование – непосредственно документальный сбор данных. Может быть как очным, так и заочным, как фронтальным, так и индивидуальным. Это письменный вид опроса.

Анкетирование широко применяется в социологических исследованиях, но также используется и в психологических. Оно удобно простотой и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мнений широкого круга респондентов. Однако при этом оно не дает глубокой и детальной информации.

Анкетные опросы классифицируют в основном по содержанию и конструкции включенных в анкету вопросов:

  • – открытые;
  • – закрытые;
  • – полузакрытые;
  • – смешанные.

По теме вопросов:

  • – событийные;
  • – на выяснение ценностных ориентаций и мнений;
  • – статистические;
  • – хронометражные и др.

Также различают анкетирование по процедуре его проведения: заполняется на месте в присутствии исследователя, отправляется по почте, раздается на определенный срок для заполнения и сдачи и другие варианты.

По числу участников письменного опроса выделяют массовое, групповое, индивидуальное анкетирование.

В наиболее распространенных вариантах анкетирования выделяют следующие части анкеты.

  • 1. Вводная часть :
    • – титул анкеты – кто, зачем (с какой целью), когда, у кого и где проводит исследование;
    • – объяснение назначения анкеты (почему респондент должен быть заинтересован в ее заполнении) и техники ее заполнения.
  • 2. Основная часть – содержательные вопросы, предлагаемые для ответа.

Правильная методика формулировки, организации и расположения вопросов снижает субъективный фактор.

Выделяют следующие виды вопросов в анкете.

  • 1. Закрытые, открытые и комбинированные вопросы:
    • а) закрытые – предполагают наличие ответов:
      • – неальтернативпые – нужно выбрать один вариант из предложенных ответов;

Пример: Любите ли вы купаться? (подчеркните вариант своего ответа): да, нет.

– альтернативные – можно выбрать несколько вариантов из предлагаемых ответов;

Пример: Какие времена года вы любите? (подчеркните варианты своего ответа): лето, осень, зима, весна.

– ранжируемые – нужно расставить по приоритету предлагаемые варианты ответов;

Пример: Расставьте по вашему желанию следующие виды деятельности:

ловить рыбу; собирать грибы; жечь костер;

ходить по ягоды; играть с друзьями; смотреть телевизор; работать на огороде; работать на сенокосе;

пасти скот; исследовать жизнь муравьев;

б) открытые – предполагают самостоятельный ответ респондента;

Пример: Что вы понимаете под словом экология?

в) комбинированные – включающие в себя и перечень, и возможность своего варианта ответа респонденту;

Пример: Из домашних животных в нашей деревне больше всего: коров; коз; овец; кур; других.

2. Незаконченное предложение.

Пример: Когда я иду по лесу, то думаю о

3. Прямые и косвенные.

Пример: прямой вопрос: "Какие места вы больше всего любите?"

4. Контрольные вопросы – ставят задачу выявления доверия к ответам респондентов.

Пример: "Знаете ли вы названия всех животных?" или "Всегда ли вы любите на саночках кататься?"

Утвердительные ответы на вопросы с кванторами общности (все, всегда, всех, везде и т.п.) чаще всего никак не могут соответствовать реальности и свидетельствуют либо о невнимательности респондента, либо о желании ответить как ему кажется нужным, а не как есть на самом деле. Другим типом проверочных вопросов могут быть дублирующие, или обратимые вопросы. Такие вопросы следует вставлять в разные части анкеты.

5. Вопросы-фильтры – определяют, является ли респондент представителем нужной социальной группы.

Пример: Какие разделы биологии вы уже изучили в школе? – Есть ли у вас удочка?

6. Функционально-психологические вопросы – снимают напряжение, переходя от одной темы к другой. Могут формулироваться либо в виде вопросов или в виде вставок, либо как шутки, либо как простые вопросы, не требующие долгих раздумий.

Однако они должны быть созвучны общей стилистике и тематике опроса.

Пример: "Для чего козе баян?" или "Если у вас есть собака, то как ее зовут?"

Пример: "Каких ученых-экологов вы знаете?" или "Что такое биосфера?"

– о фактах сознания – направленные на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.;

Пример: Как вы относитесь к дождливой погоде?

– о фактах поведения – выявление поступков, действий, результатов деятельности людей;

Пример: Что вы делаете, если вас дождь застал в лесу?

– о личности респондента – входит во все анкеты, образуя как "паспортичку", так и выявляя личностные и социальные характеристики респондента.

Пример: Кто вы? – Сколько вам лет? – Какого цвета у вас глаза? – Какое у вас образование?

Демография ("паспортичка") – краткие сведения о респонденте (пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий и т.д., в зависимости от задач исследования). Важно не перегружать эту часть непринципиальными для исследования параметрами.

Анкета может включать в себя как один тип вопросов, так и различные виды вопросов (как по форме, так и по содержанию). При составлении анкеты всегда следует помнить правила: "Каков вопрос – таков ответ" и "Респондент всегда прав".

Так как анкетирование чаще всего применяется с целью опроса большого числа респондентов, то прежде чем анкета "запускается" в действие, проводится пилотажное анкетирование среди "доверенных" представителей будущей выборки. По результату их ответов и реакции на анкету корректируются формулировки вопросов, их последовательность, число и т.д.

При составлении анкеты следует помнить, что открытые вопросы респонденту обычно сложнее для ответов, так как требуют от него интеллектуальных усилий. Но они, как правило, в случае полноценных ответов наиболее содержательны, хотя и более сложны для обработки.

Закрытые и полузакрытые вопросы легче для ответов, так как в этом случае респондент должен сделать только выбор из предложенных вариантов ответов. Такие вопросы также легче для статистической обработки. При составлении таких вопросов значимо предусмотреть полный возможный перечень ответов.

Умение правильно подобрать тип формулировки вопроса к его содержанию – основное искусство составления анкеты.

Практическая часть. Составьте анкету на определенную тему и проведите анкетирование. Анкетирование чаще используется с целью опроса максимального количества людей за минимальное время. Но по причине затруднения тиражирования анкет в учебных целях важнее, как они будут составлены, а не сколько будет их заполнено. Анкетирование в учебной ситуации можно провести как пилотажное исследование, проверяющее, насколько "работает" составленная анкета. Сведения о типах и построении вопросов следует перенести и в другие виды опроса.

Итоговая часть. Обсуждение составленных анкет проводится в группе. Результатом являются заполненные анкеты, которые после необходимо будет сопоставить и проанализировать. При пилотажном исследовании после заполнения анкеты респондента обычно спрашивают, что вызвало у него вопросы, недоумение, сложности. Впрочем, сами ответы, их полнота или краткость, степень связи с вопросами и т.д., также иллюстративные.

  • Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999. С. 281-282.
  • Подробнее см.: Никитина С. Е. Русские конфессиональные группы в современную эпоху: культурные барьеры и культурные контакты // Традиционная культура. 2005. № 2. С. 99-108.

9. Аукцион . Задается тема аукциона, например, "Имя существительное". Учащиеся определение части речи, падежи, число, род, каким членом предложения является. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто больше даст правильных ответов. Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.

10. Подбери пару . Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них - вопросы по теме, в другой части листа - ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

11. Брейн-ринг . Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно "да" или "нет".

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего.

12. Хлопни в ладоши . Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет словарные слова, местоимения. - то, что связано с темой. Задача учеников - хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

Например, на уроке истории учитель перечисляет имена исторических деятелей. Вопрос: Перечислите главных героев Петровской эпохи.

13. Разминка . Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.

Важно! Не стоит фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.

14. "Угадай-ка ". Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Учитель задумывает слово. Например, местоимение Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только "Да" или "Нет".

Пример использования: стол.

Вопросы учащихся:

Это часть речи? - Да.

Это существительное? - Нет.

Отвечает на вопросы какой, какая? - Нет.

Они указывают на предметы? – Да

Этот прием опроса можно проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.

Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

15. Все наоборот . Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов.

16. Верно-неверно . Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

Например: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Отвечают на вопросы что делать?, что сделать?. Личные местоимения склоняются. При склонение меняется только окончание? При склонении личное местоимение меняется все слово и т.д

17. Тысяча примеров . Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

Суть приема: дается понятие, определение, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.

Например, задается вопрос "Время глаголов". Учащиеся не просто отвечают "глаголы имеют три времени: прошедшее, настоящее, будущее", а приводят конкретные примеры, задают вопросы

18. Азбука . Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.

19 . Логогрифы . Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

20. Игра "Кто? и Что?" Например

Второй вид опроса - письменный опрос. Существует несколько его разновидностей, но обычно он состоит из перечня утверждений (участники отвечают, согласны они или нет) пли вопросов, на которые дается ответ. Вопросы могут быть либо открытыми, либо закрытыми. Открытый вопрос предполагает развернутый ответ, включающий некоторую описательную информацию. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет» или выбрать один из представленных вариантов ответа. Чтобы понять разницу между этими типами вопросов, рассмотрим два варианта вопроса о школьном финансировании:

Открытый: Как, по Вашему мнению, необходимо финансировать общее образование?

Закрытглй: Считаете ли Вы, что налог па имущество должен идти на финансирование общего образования?

Для анализа результатов письменных опросов, содержащих закрытые вопросы, часто используют интервальную шкалу измерений. Как вы помните из главы 4, интервальная шкала не имеет точки истинного нуля, а интервалы между делениями шкалы одинаковы. Haute всего в опросах используется один из вариантов интервальной шкалы - шкала Лпкерта (носящая имя своего изобретателя, Ренсиса Ликерта). Стандартная шкала Лпкерта содержит от 5 до 9 точек, каждая из которых соответствует оценке из некоторого множества возможных. Например, при опросе отношения к телевизионному освещению новостей участников могут попросить оценить по 5-балльноп шкале, насколько они согласны с определенным « набором утверждений. Утверждения могут быть следующими.

Человек, ведущий программу новостей, должен иметь не менее 5 лет опыта работы

профессиональным журналистом.

Опрашиваемый обводит точку на шкале, соответствующую его убеждениям. КНС означает «категорически не согласен», НС - «не согласен», НУ - «не уверен» и т. д. Далее, точки можно преобразовать в 5-балльную шкалу (КНС = 1, НС = 2 и т. д.) и объединить ответы на разные вопросы по одной теме.

Как вы знаете, письменные опросы можно посылать по почте (возможно, вы уже занимались этим) или проводить в группах.

Очевидно, что в последнем случае процент людей, заполнивших и вернувших опрос, будет выше. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. Возврат, равный 85% или выше, - это великолепный результат (и очень редкий). 70-85% - это очень хорошо, а 6070% - более или менее приемлемо (Mangione, 1998). Если возврат ниже 60%, то исследователи начинают беспокоиться о репрезентативности данных. Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется искажением, вызванным отсутствием ответа (Rogelberg & Luong, 1998). В случае такого искажения выводы о популяции в целом делать по меньшей мере рискованно.

При проведении опросов, рассылаемых по почте, неплохой процент возврата получают, если: а) опросник небольшой, его несложно заполнить и он состоит преимущественно из закрытых вопросов, а на открытые вопросы отвечать не обязательно; б) он начинается с относительно интересных вопросов, а более скучные (например, демографические) представлены в конце; в) прежде чем посылать вопросы, участников предупреждают о том, что к ним придет опросник и им будут весьма признательны за помощь; г) отсутствие ответа приводит к дополнительному напоминанию, повторному отправлению опросника и даже телефонному звонку с просьбой заполнить анкету; д) письмо с анкетой выглядит очень профессионально, подпись на письме сделана от руки, а ис распечатана на принтере или ксероксе и е) у опрашиваемого не возникает подозрений в том, что опрос - это шаг номер один в попытке продать ему что-либо. Также процент возврата можно увеличить, использовав небольшие денежные призы нли подарки (Fowler, 1993; Rogelberg & Luong, 1998). При достаточно высоком проценте возврата и правильно разработанных анкетах метод письменного опроса может принести ценную информацию и при этом быть более эффективным и требовать меньших затрат, чем интервью.

Методы опроса – это методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

o письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;

o устными, когда вопросы ставятся устно.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкетирование.

Анкетирование. Одним из наиболее применяемых видов письменного опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид письменного опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Основные компоненты анкетного опроса следующие: исследователь, анкета (или опросный лист) и респондент (опрашиваемый).

Независимо от целей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно и поэтому должна быть предельно ясна респонденту. В противном случае будут получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросы, непонятные испытуемому. Для некоторых из них может быть непонятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зрительного восприятия?» Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране в кино?»

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. По форме вопросы бывают: закрытые, открытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню».

Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как пожелает. Например, отвечая на вопрос «Что Вас привлекает в Вашей работе?», респондент указывает основные привлекательные для себя факторы.

Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Например: «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ.

Прямой вопрос – это вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента, например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»


Косвенные вопросы – это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается информация, которую трудно получить путем прямых вопросов.

Время заполнения анкет зависит от сложности вопросов и от их количества. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству вопросов часто характеризует профессиональную подготовку исследователей.

В случае необходимости анкеты обеспечивают полную анонимность получаемой информации, позволяют лучше исследовать темы, особенно имеющие большую личную значимость.

Хорошо разработанная анкета – необходимое, но недостаточное условие для успешного проведения исследования. Результат исследования зависит от многих других факторов, в том числе от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследователя установить психологический контакт с респондентами.

Обладая рядом преимуществ, недостатком анкетирования является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, например, устная беседа. Вместе с тем его преимущество состоит в том, что оно позволяет одновременно опросить большой круг лиц. Кроме того, можно формализовать полученные ответы, а это позволяет механизировать и автоматизировать обработку данных.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Устный опрос бывает двух видов: метод беседы и метод интервью.

Метод беседы. Психологи широко используют метод беседы, который является одним из вариантов устного опроса. Метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Правильное применение метода беседы предполагает установление исследователем хорошего контакта с испытуемым.

Метод беседы является достаточно универсальным и может применяться на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты. Так, беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т. д.

Специфическим видом беседы является беседа как «введение в эксперимент», т.е. привлечение к сотрудничеству, а также «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы.

Преимущество беседы перед анкетным методом состоит в том, что при беседе можно выяснить непонятные вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят испытуемым недостаточно правильно. Беседу проводят как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с менее квалифицированными специалистами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.

Необходимо отметить, что схема опроса будет различной в зависимости от его целей. Так, например, если опрос проводится в целях профессионального отбора, то содержание вопросов должно быть направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности.

При проведении беседы важно уметь слушать собеседника. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека. Известно, например, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. Так, в ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25-процентного уровня эффективности слушания.

Основными недостатками при слушании является бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость, заключающаяся в неумении устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни. Низкая эффективность при восприятии устной речи может также часто зависеть не только от самого слушателя, но и от собеседника. Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.

Интервью. Одной из разновидностей беседы является интервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

В истории интервью можно выделить три основных этапа развития. Первый этап – это применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций. Второй – использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы достоверности получаемой информации. Современный, третий этап отличается использованием интервью как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, а уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Метод интервью в психологии отличается от применяемого, например, в социологии. Иногда вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, в первую очередь для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать наиболее ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок широко применяют в психологии, в частности в психологии личности. К этому методу исследователи часто обращаются: во-первых, на начальном этапе исследования при определении проблемы и целей исследования и, во-вторых, на заключительном этапе как к одному из способов контроля и проверки полученной информации. Метод экспертных оценок эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллективе и психологического климата. Основными этапами данного метода являются: подбор экспертов, проверка опроса экспертов, обработка результатов исследования. Экспертный опрос может быть как анонимным, так и не анонимным.

Один из наиболее ответственных моментов – подбор экспертов. К работе в качестве экспертов обычно привлекают авторитетных членов коллектива, руководителей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, людей с большим стажем работы в данной области. В качестве экспертов могут также выступать компетентные лица: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве, квалифицированные специалисты и т.д. При этом они должны как хорошо знать испытуемых, так и успешно владеть наблюдаемым процессом.

Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.