Начало XXI века ознаменовано бурным ростом дистанционного образования. Сегодня миллионы учащихся по всему миру получают образование или повышают свою квалификацию с помощью Интернета. Не осталось в стороне от этого процесса и православное образование. С каждым годом появляется всё больше возможностей изучить богословские дисциплины и даже получить диплом богослова дистанционно. Что же на данный момент может предложить русскоязычный сегмент Интернета любознательному православному верующему?
В общем смысле слово «дистанционное» означает только то, что учащий и учащийся разделены между собой определенным расстоянием (или временем), не позволяющим им общаться лицом к лицу. Вопросы, которые некогда христиане передавали своему наставнику, получая на них письменный ответ, также могут рассматриваться как дистанционное образование. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение существует в Церкви с апостольских времен.
Однако на сегодняшний день термин «дистанционное образование»
подразумевает, как правило, учебный процесс, осуществляемый с помощью
телекоммуникационных сетей, -прежде всего сети Интернет.
Образование
в области православного богословия имеет две целевые аудитории -
учащихся духовных школ (то есть будущих священнослужителей) и мирян,
желающих повысить свой богословский уровень. Проекты для той и другой
аудитории появились в России практически одновременно. В конце 2003
года был запущен проект дистанционного обучения для духовных школ
на базе Сретенской семинарии, а в начале 2004-го набор на первые
дистанционные курсы организовал Православный Свято-Тихоновский
богословский институт (ныне ПСТГУ). Поэтому можно сказать, что история
православного дистанционного образования насчитывает уже десять лет. Как
изменилась ситуация за эти годы?
Знакомство с представленными на сегодняшний день в сети Интернет проектами позволяет утверждать, что стабильно развиваются три основных направления. Это, во-первых, система дистанционного обучения для духовных школ. Во-вторых, систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение в области православного богословия для мирян. И, наконец, в-третьих, отдельные православные просветительские проекты, нацеленные преимущественно на самообразование.
Просвещение, но не образование
Последняя группа включает в себя несколько известных порталов, где
выкладывается православная литература самого различного назначения -
от богослужебных книг до художественной литературы, кален-дарей
с житиями и чтениями из Священного Писания, программ, предлагающих
цитаты «на каждый день», и т.п., а также мультимедийных материалов.
В строгом смысле слова отнести подобные проекты к образовательным нельзя
в связи с тем, что образование - и особенно духовное образование -
предполагает взаимодействие между обучающим и обучающимся. Это
взаимодействие должно быть обязательным (следовательно, организованным
обучающей стороной), сис-темным и строиться по методически оправданным
схемам. Когда же образовательный процесс сводится к форме «задать
вопрос», то никакого образовательного взаимодействия не получается:
ученик сам инициирует общение и, следовательно, не выходит за рамки уже
имеющегося у него знания или незнания. Только преподаватель может
поставить перед обучаемым еще неизвестную для него задачу или проблему
и тем самым создать условия для его развития. Поэтому упомянутые выше
порталы правильнее будет отнести к информационным ресурсам
просветительской направленности.
В качестве хорошего примера можно
привести известный портал «Азбука веры» (http://azbyka.ru), который
помимо материалов для самообразования предлагает также и тестирования
для самоконтроля. При Синодальном миссионерском отделе работает «Школа
православного миссионера» (http://orthomission.ru). Также в прошлом
году начал работу сайт электронных учебников Учебного комитета Русской
Православной Церкви (http://mpda-dl.ru), который предлагает всем
желающим электронные учебники по дисциплинам подготовительного
отделения МДА с тестами по каждой теме.
Флагманы для семинаристов
Наибольший интерес представляют собой две другие категории дистанционных образовательных проектов, которые позволяют непос-редственно и целенаправленно влиять на развитие уровня духовного образования, расширять и углублять его. Наиболее масштабное образовательное начинание, нацеленное на повышение качества преподавания и обучения во всей сети семинарских учебных заведений Русской Православной Церкви, - это проект Учебного комитета. Он реализуется при участии ОАО «Ростелеком» (http://www.uchkomportal.ru). Его прообразом стали предпринятые еще в 2005 году попытки Сретенской семинарии транслировать лекции ведущих преподавателей и авторитетных специалистов в удаленные семинарии. Но это были отдельные лекции, не связанные единой образовательной программой. Теперь под эгидой Учебного комитета эта идея получила не только свое продолжение, но и развитие. Помимо трансляции лекций в прямом эфире по различным дисциплинам, изучаемым в семинариях, организаторами обеспечивается возможность для обучающихся «задать вопрос», на который лектор ответит или в ходе занятия, или после лекции; лекции записываются с возможностью доступа тех, кто по разным причинам не сумел «присутствовать» на занятии, организуется «обратная связь» и другого рода, позволяющая инспекторам из Москвы и Санкт-Петербурга наблюдать за проведением экзаменов и защит дипломных работ в любой семинарии Русской Православной Церкви.
В планах организаторов - развивать систему дальше и расширять используемые возможности применяемой платформы WebTutor (разработчик - компания WebSoft). Помимо трансляции и записи лекций она позволяет размещать электронные учебные материалы и тесты. Также можно подключить не только семинарии, но и отдельных пользователей, что в будущем может оказаться полезным для поддержки заочного обучения.
Другой проект применения дистанционного обучения для семинарий, на
который необходимо обра-тить внимание, - это система поддержки учащихся,
разработанная в Санкт-Петербургских академии и семинарии
(http://learn.spbda.ru) и реализованная на популярной в российских вузах
открытой платформе Moodle (эта платформа бесплатная, но требует
наличия в учебном заведении собственных программистов для ее
настройки).
Оба проекта, кроме того, что они непосредственно
направлены на повышение качества подготовки будущих священнослужителей,
объединяет их корпоративный характер. Обучаться с их помощью могут
только учащиеся семинарий: одной (как в проекте СПДАиС) или сети
семинарий (как в проекте Учебного комитета). Подобная закрытость,
безусловно, и необходима, и оправданна. Оба проекта - своего рода
флагманы в православном дистанционном обучении, на содержание и
методику которых равняются все остальные.
Для мирян
Последняя составляющая православного дистанционного обучения - систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение для мирян. Пионером в этой области является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который практически одновременно со Сретенской семинарией открыл первые дистанционные образовательные программы для мирян (http://pstgu.elearn.ru). ПСТГУ разработал краткосрочную односеместровую катехизаторскую программу «Основы православия» и долгосрочную образовательную программу богословской подготовки «Теология», рассчитанную на несколько лет обучения, которая уже десять лет успешно реализуется полностью дистанционно (учащиеся приезжают в университет лично только для прохождения итоговой аттестации). Со временем образовательная программа была переведена с устаревшей платформы VirtualUniversity на более современную eLearningServer (разработчик «Гиперметод»). Теперь стали доступны такие инструменты, как вебинары, wiki-документы, блоги, взаимная оценка учащихся и другие. Помимо собственно богословских программ реализовывались курсы и общекультурной тематики.
Одновременно с обучением слушателей в ПСТГУ проводилась систематизация полученного опыта и целенаправленные исследования в области обучения взрослых в целом, духовного образования для взрослых мирян и самой возможности духовного образования с применением средств дистанционного обучения. Итогами стали статьи, методические наработки, пригодные для применения в духовных учебных заведениях, а также при реализации дистанционного обучения в области гуманитарных и прежде всего мировоззренческих дисциплин. Авторами этой статьи был также разработан курс подготовки «дистанционных» преподавателей (повышение квалификации), который уже неоднократно проводился, в том числе и для преподавателей духовных школ, причем полностью в дистанционном режиме.
Среди образовательных проектов богословского образования для мирян, следует назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии (http://dist.kursmda.ru) и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев) . Цель создания дистанционного отделения Высших богословских курсов МДА, заявленная на сайте, - «знакомство всех желающих с основами православной веры, с сутью православного христианства дистанционно посредством сети Интернет». Целевая аудитория проекта не вполне определена; предлагаемые образовательные программы - несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня.
Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы предлагают образовательную программу, состоящую, как заявлено, из «более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений». В качестве аудитории обозначены «лица православного исповедания (с 15 лет) (независимо от их социального статуса, места житель-ства и гражданства)».
Миссия
Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). На сайте проекта подробно изложены миссия, цели и задачи проекта, очерчена целевая аудитория. В отличие от предыдущих, этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа - ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции.
В соответствии с миссией проекта в качестве платформы дистанционного
обучения используется доступная бесплатная платформа Moodle. Можно с
уверенностью утверждать, что ПИК - оригинальная разработка, которая
полностью соответствует декларируемой миссии и охватывает определенную
целевую аудиторию.
За последнее время еще несколько православных
учебных заведений анонсировали старт проектов дистанционного обучения.
РПУ Иоанна Богослова разработал курсы дистанционного обучения «по
направлениям церковного служения» совместно с Якутской и Улан-Удэнской
епархиями, а также дистанционный образовательный курс «Основы
православного мировоззрения». С 2014/2015 учебного года дистанционное
обучение для студентов-заочников планирует начать Полтавская духовная
семинария (http://orth-mission.org.ua/today/distancyonnoe).
Таким образом, спустя десять лет после первых опытов православного
дистанционного обучения накопился большой опыт использования
образовательных и просветительских проектов разного уровня,
предназначенных как для студентов духовных образовательных учреждений,
так и для всех желающих приобщиться к опыту Церкви посредством
образования. Можно сказать, что он достаточно широк - у каждого
православного христианина теперь есть доступ к тому типу церковного
образования, который ему необходим в данный момент, на конкретном этапе
его духовной и церковной жизни.
Учитывая размеры и географию
русскоговорящей аудитории, постоянное внимание к теме со стороны
священноначалия, а также продолжающееся развитие информационных и
коммуникационных технологий, вполне можно ожидать серьезного развития
имеющихся и появления в недалеком будущем новых интересных проектов в
области православного дистанционного обучения.
Справка. Протоиерей Геннадий Егоров - кандидат психологических наук, доцент. Окончил физический факультет МГУ, богословский факультет ПСТБИ. Основатель и первый декан факультета дополнительного образования, где была разработана и запущена система дистанционного обучения. В настоящее время - проректор по учебной работе ПСТГУ и заведующий кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании того же вуза.
Меланина Татьяна Владимировна - кандидат технических наук, начальник Учебно-методического управления ПСТГУ. Выпускница одного из первых наборов дистанционной программы профессиональной переподготовки «Теология» на факультете дополнительного образования ПСТГУ. Будучи заместителем декана ФДО, стояла у истоков и принимала активное участие в организации, разработке и внедрении дистанционного обучения.
Татьяна Меланинапротоиерей Геннадий Егоров
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет является одним из самых старых негосударственных высших учебных заведений. Он начал свою деятельность еще в 1992 году. С тех пор ВУЗ активно развивался. Абитуриенты оценили все преимущества обучения, основными из которых являются престижность образования, доступная стоимость. Это сыграло важную роль в том, что количество студентов увеличивалось. Сегодня это престижное учебное заведение, в котором созданы все условия и осуществляется дистанционное обучение.
Поступить в ПСТГУ может тот, кто успешно сдаст вступительные экзамены на избранный факультет и форму обучения. Дистанционная форма предоставляет некоторые важные преимущества. Основными из которых являются необязательность посещения учебного заведения. Для обучения вам достаточно иметь компьютер, подключенный к Интернету. Все учебные материалы вы будете получать через всемирную сеть. Таким образом вы экономите свое время и средства, но получаете высокий уровень образования.
Примеры решенных тестов в личном кабинете
Многочисленные отзывы выпускников только подтверждают большие преимущества дистанционного обучения в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Стоимость и сроки обучения в данном учебном заведении полностью зависят от того, какой факультет вы выберите.
Сдача теста дистанционно - от 999,99 руб.*
Сдача экзамена дистанционно - от 1000 руб.*
Защита дипломной работы по скайпу - от 2500 руб.*
Все окончательные расчеты по данной услуге производятся только после того, как услуга предоставлена (тест или экзамен сданы, дипломная защита прошла успешно). Итоговая стоимость зависит от сложности задания, дисциплины и срочности. Отправить заявку на расчет .
Факультеты и филиалы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете ПСТГУ (Москва)
В колледже существуют такие факультеты:
- Богословский факультет
- Миссионерский факультет
- Факультет церковных художеств
- Факультет церковного пения
- Филологический факультет
- Педагогический факультет
- Исторический факультет
- Факультет социальных наук
- Факультет информатики и прикладной математики
- Факультет дополнительного образования
Если вас интересует обучение по таким направлениям как: Экономика, управление и информационные технологии, Товароведение, торговля и маркетинг, Пищевые технологии, отдельно-ресторанного и туристического бизнеса, то ознакомьтесь с университетом .
Официальный сайт и личный кабинет
http://pstgu.ru/
Вход в личный кабинет (СДО):
http://pstgu.elearn.ru/
ПРЕДЛАГАЕМ ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСТГУ:
Отправить заявку на расчет: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Позвонить: 8-800-100-6787 (По РФ бесплатно!) |
Тесты и экзамены Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ПСТГУ (Москва)
Если вы желаете поступить на дистанционную форму обучения в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - мы сделаем все возможное, чтобы вы стали студентом, сдадим экзамены за вас.
Одним из важных направлений деятельности Университета является внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс и широкое развитие электронного образования для нужд Русской Православной Церкви.
Если Вы уже зарегистрированы в Системе дистанционного обучения ПСТГУ («СДО ПСТГУ») - для входа Вы можете пройти на .
Обучение в сети Интернет: вчера, сегодня, завтра
Задолго до появления сети Интернет дистанционное обучение уже существовало в Европе и США в таких формах, как «корреспондентское обучение» (с опорой на почтовые службы) и обучение с помощью радио и телевидения. Эти методы практикуются и до сих пор, но характеризуются либо отсутствием полноценной обратной связи (в случае теле- и радио- трансляций), либо чрезмерными интервалами в ней (почта). Между тем именно обратная связь и полное взаимодействие всех участников имеют принципиальное значение в учебном процессе, и потому именно с изобретением и распространением «Всемирной паутины» связывают прорыв в области дистанционного обучения и его полное становление во всем мире в целом и, в частности, в России.
В середине 2000-х дистанционное обучение возникло и в Свято-Тихоновском Университете, как инновационный инструмент получения богословского образования. Первым факультетом, реализующим дистанционные образовательные программы, стал Факультет дополнительного образования. На сегодняшний день на факультете успешно продолжают развиваться и реализовываться с применением дистанционных технологий (сети Интернет) направления дополнительной подготовки и курсы повышения квалификации в области философско-богословских и богословско-практических наук, среди которых программы профессиональной переподготовки «Теология», «Основы Православия», курсы «Русская религиозная философия», «Богослужебный устав и гимнография» и многие другие, насчитывающие уже не одно поколение выпускников. .
В ближайшей перспективе дистанционное обучение за счет своих уникальных возможностей будет в той или иной форме внедряться на всех факультетах ПСТГУ помимо уже успешно действующих программ богословской направленности, существующих в рамках дополнительного образования. Дистанционное обучение в ПСТГУ призвано стать эффективным инструментом не только для заочного обучения, но и для традиционных форм дневного (очного) и вечернего (очно-заочного) образования.
Важным преимуществом дистанционного обучения является его доступность вне зависимости от географического положения не только обучающегося, но и преподавателей – обучать и обучаться дистанционно смогут не только жители любых городов и регионов Российской Федерации (где доступен Интернет), но и далеко за ее пределами, в других странах – православные люди во всем мире смогут получить доступ к качественно новому православно-ориентированному дистанционному обучению. Крайне важна возможность обучаться дистанционно и получать образование для людей с ограниченными возможностями.
В Интернет-обучении в ПСТГУ оптимально сочетаются самостоятельная работа студентов с предлагаемыми в СДО мультимедиа-материалами и информационными ресурсами и групповая работа с однокурсниками по виртуальному классу, а также живой диалог с преподавателем и разнообразные механизмы тестирования и самостоятельной работы для контроля и проверки (самопроверки) приобретенных знаний и умений. Наибольший упор делается именно на взаимодействии студента и преподавателя, а не на программном тестировании и заучивании сухого материала из электронных учебников.
Новое поколение дистанционных образовательных технологий, называемое еще «электронным обучением» («e-Learning»), отвечает самым высоким мировым стандартам в этой области – взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется как в режиме реального времени («обучение online»), так и во временно-распределенном режиме максимального удобства для всех участников процесса («обучение offline»). Основой для такого многопрофильного подхода является совокупность инструментов и технологий Web 2.0, включающих в себя привычные «форумы» и «чаты», а также инновационные «Веб-конференции» с поддержкой видео- и аудиоканала, обеспечивающих эффект присутствия в учебной аудитории.
Несмотря на сложные технологии, применяемые в дистанционном обучении, сама образовательная методика весьма проста в использовании, восприятии и преподнесении информации и потому ориентирована отнюдь не на IT-специалистов, а на рядовых пользователей персональных компьютеров – от людей, только осваивающих для себя возможности современных телекоммуникаций, до опытных экспертов. Это означает доступность образования в дистанционной форме для широкого круга пользователей практически с любым программным обеспечением. Для полноценной работы достаточно стационарного или переносного компьютера (ноутбука) с любым современным браузером и периферией (а в будущем дистанционное обучение станет полноценно доступным и на портативных устройствах).
Поступление
Ознакомиться с информацией для поступления на дистанционное обучение в ПСТГУ, перечнем существующих образовательных программ, сроками начала и окончания обучения, а также для регистрации в системе , Вы можете пройти на .
Вход в Систему дистанционного обучения для зарегистрированных пользователей осуществляется по адресу .
Контакты
Координацию и централизованное обеспечение работы СДО осуществляет Отдел дистанционного обучения УМУ ПСТГУ.
Отдел располагается по адресу : Москва, ул.Иловайская, д.9, корп.2, каб. 313
Телефон отдела: +7 (495) 646 71 49.
E-mail : [email protected]
С нового учебного года факультет дополнительного образования перевел систему дистанционного обучения на новую платформу. О православном интернет-образовании, которое в последнее время становится все более популярным, рассказывает проректор ПСТГУ по учебной работе священник Геннадий Егоров.
— Отец Геннадий, позвольте Вас поздравить с запуском новой платформы системы дистанционного обучения.
— Поздравления надо направлять, прежде всего, не мне, но всем, кто трудился над проектом — сотрудникам учебно-методического управления, преподавателям и сотрудникам факультета дополнительного образования и других факультетов нашего университета, которые за лето проделали огромную работу, позволившую начать занятия в новом учебном году на новой платформе eLearning Server 4G, разработанной компанией ГиперМетод IBS.
— Какие преимущества дает университету внедрение новой системы дистанционного обучения?
— Образовательные программы на базе системы дистанционного обучения мы реализуем с 2004 года. Полученный за прошедшие годы опыт однозначно свидетельствует, что главным фактором обеспечения качества дистанционного образования является высокая квалификация преподавательского состава и грамотная методическая работа. Однако хорошо продуманная и профессионально сделанная платформа существенно облегчает преподавателям реализацию своих методических навыков, а также позволяет учащимся более продуктивно использовать современные технологии для достижения отличных результатов. Поэтому внедрение в текущем учебном году новой платформы открывает для нас перспективу стать лучше и эффективнее.
— Какие образовательные программы доступны желающим учиться посредством сети Интернет?
— Самые разные! Это и рассчитанная на несколько лет программа профессиональной переподготовки «Теология», разработанная для людей, уже имеющих высшее образование, и полугодовая программа повышения квалификации «Основы Православия», которая, помимо прочих учащихся, ориентирована на учителей, собирающихся вести в школах предмет Основы православной культуры. Также у нас доступен целый ряд курсов по отдельным богословским и смежным гуманитарным дисциплинам. Надеюсь, этот список будет постоянно расширяться.
— Есть ли в настоящее время возможность получить полное высшее образование через Интернет?
— Пока такой возможности нет по целому ряду причин как объективного, так и субъективного характера. Но, поскольку вопрос становится все более и более актуальным, мы уже предприняли ряд действий, направленных на его решение. Разработана специальная программа подготовки преподавателей, направленная на овладение новой системой. Первая группа преподавателей миссионерского факультета уже приступила к обучению. Впоследствии такую же подготовку пройдут и представители других факультетов ПСТГУ, в первую очередь богословского. Также в наших планах дистанционная реализация программ факультета прикладной математики и информатики. Так что есть все предпосылки к тому, что дистанционные программы высшего образования в ПСТГУ — дело ближайшего будущего.
— Какие курсы помимо богословских уже сейчас можно изучать через Интернет?
— Через систему дистанционного обучения у нас реализуются некоторые языковые и психолого-педагогические дисциплины. На очереди — дисциплины кафедры социальной работы миссионерского факультета. Сейчас на приходах, в благочиниях, епархиях активно развивается церковное социальное служение. Люди стали чаще обращаться в храмы за помощью, прихожане сами организуют различные благотворительные акции и программы, и многие стали осознавать, что необходимо повышать свой профессиональный уровень. У кафедры социальной работы уже имеется опыт подготовки приходских социальных работников через Интернет, т.к. уже несколько лет проводятся совместные курсы, вебинары ПСТГУ и под руководством .
— Есть какие-либо причины, которые способствуют развитию интернет-обучения именно в этой области?
— Несомненно. В первую очередь это возможность более гибко и дифференцированно подходить к формированию учебных групп, чего нельзя сделать в рамках традиционного образовательного процесса: например, сформировать группу из прихожан одного прихода или социальных работников, занимающихся решением одной и той же проблемы, но в разных регионах, или собрать на семинары только руководителей социальных отделов, чтобы обсудить с ними проблемы управления и администрирования социальных проектов. Также одна из сложностей традиционного образования в области социальной работы — это необходимость рассказывать студентам о региональной специфике проявления социальных проблем и путях их преодоления, удачных практиках в тех или иных городах или селах. Однако не всегда московские преподаватели знают эту специфику, разница между московской и региональной практикой бывает очень значительной. Это противоречие практически неразрешимо в традиционной системе образования, т.к. не всегда можно пригласить преподавателя из другого региона для преподавания целого курса, но легко разрешается в рамках дистанционного обучения.
— Как Вы относитесь к системе дистанционного обучения, которая разрабатывается Русской Православной Церкви?
— Поскольку официальной презентации этой системы еще не было, обсуждать ее преждевременно. Насколько я себе представляю, это очень масштабный и серьезный проект. Скажу только, что наши преподаватели также приглашены работать в этой системе. С учетом количества и территориального распределения наших духовных школ, задача внедрения дистанционных технологий очень непростая, и, видимо, будет решаться поэтапно: от внедрения отдельных элементов ДО для поддержки традиционного учебного процесса в семинариях к разворачиванию полноценной многофункциональной системы дистанционного обучения. Думаю, что тогда пригодится и наш опыт. Впрочем, не будем опережать события.
— Какие перспективы у православного интернет-образования в будущем?
— Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неслучайно призывает активно использовать возможности интернета для христианской проповеди. Влияние сети на современную общественную, политическую и научную жизнь невозможно переоценить. Нам же и нашим студентам интернет дает возможность преодолеть традиционные преграды, так как система дистанционного обучения позволяет доносить богословские знания в любую точку земного шара. Поэтому я считаю, что православное интернет-образование будет развиваться из года в год и привлекать все больше людей, особенно из отдаленных городов, которые традиционно были вынуждены довольствоваться только заочным обучением.