Гардский мост с точки зрения акведука. Гардский мост с точки зрения акведука Отчет сэра Чедвика

Пон-дю-Гар это самый высокий сохранившийся до наших дней древнеримский акведук. Пон-дю-Гар расположен над рекой Гардон, . Этот двух тысячи летний древний римский акведук является своеобразным памятником прошлого. Акведук Пон-дю-Гар представляет собой самый большой из сооружений римлян такого рода. (11 фото )

1. Длина акведука 275 метров, а высота 47 метров. Предназначен акведук был для переправы водопровода с питьевой водой в город Нима.

2. Акведук был выполнен из шеститонных камней, которые очень плотно прилегают друг к другу. Еще очень интересно, ученые выяснили, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок.

3. Пон-дю-Гар был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой римский город Ним, надо отметить что мост надежно функционировал четыре столетия.

4. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при императоре Августе. Но ученые, сделавшие специальные измерения, утверждают что акведук Пон-дю-Гар был построен в середине I в. н. э. На мосту и сегодня можно найти древние записи строителей.

5. состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Акведук использовали плоть до IX века, потом из-за отсутствия ухода стенки моста покрылись отложениями, так как вода здесь насыщена минеральными солями, и так акведук вышел из эксплуатации.

6. Так уже в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей. Таким образом акведук преобразовали.

7. Но уже в 1747 г. неподалёку был построен современный мост, движение по было запрещено, а сам древний памятник по приказу Наполеона III отреставрирован.

9. Акведук Пон-дю-Гар состоит из аркад, шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать - средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, по которому собственно и проходил водопровод.


Акведук Pont du Gard August 24th, 2014

Пон дю Гар (Pont du Gard) - это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает - Gard. Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города Ним в регионе Лангедок-Русийон, в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город Ним. Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Фото 2.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Фото 3.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Фото 4.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя Pont du Gard еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через Pont du Gard постепенно закрыто.

В 1985 году Pont du Gard внесли в список памятников весмирного наследия ЮНЕСКО .

Фото 5.

С 1696 до 1702 проводятся масштабные работы по восстановлению моста. А в 1747 году неподалеку от акведука строится современный мост, благодаря чему Пон-дю-Гар избавляется от постоянной нагрузки. Его ремонтируют и приводят в должный вид. Сейчас он представляет собой популярный пункт туристических маршрутов.

Фото 6.

го высота — 49 метров. Редкая для того времени постройка представляет собой 3 этажа арок: в первом ряду — 6 арок, во втором — 11, в третьем — 35. Общий вес конструкции — 50 тысяч тонн.

Фото 7.

В свое время акведук Пон-дю-Гар произвел глубокое впечатление на философа и мыслителя Жана-Жака Руссо, писателя Стендаля, художника Юбера Робера, чье полотно «Пон-дю-Гар» ныне хранится в Лувре.

Фото 8.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же — только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Фото 9.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Пон-дю-Гар пересекает ущелье реки Гардон в окрестностях римского города Немауса, который в наши дни французы называют Нимом. Римляне выстроили Пон-дю-Гар в I в. н.э. для снабжения города водой, поступавшей из того самого природного источника, где сейчас берет воду всемирно известный бренд «Perrier». Мост-акведук является всего лишь частью 50-километровой водопроводной системы, доставлявшей воду от источника в город Ним без единого насоса. Римские инженеры использовали простейшие измерения и расчеты, чтобы водопровод постепенно спускался от источника к городу и вода текла по нему сама благодаря действию силы тяжести.

Пон-дю-Гар - образец мастерства древних архитекторов. Отдельные блоки, каждый весом до 6 тонн, были уложены в кладку без видимого применения строительного раствора - по методу, известному как «опус квадратум». Римляне дополнительно укрепили конструкцию, несколько изменив стандартный порядок укладки облицовки. Вместо чередования половинок и целых блоков в каждом ряду они выкладывали попеременно ряд целых блоков и ряд половинок. Это значительно увеличило прочность постройки в целом за счет некоторой свободы движения.

Опоры нижнего и среднего ярусов стоят точно друг на друге, чтобы не обременять дополнительным весом арочные пролеты. Ширина пролетов постепенно уменьшается в обе стороны от середины акведука к берегам, чтобы соответственно уменьшить вес, который несет каждая арка. Гигантские ключевые камни весят по 6 тонн каждый. Они обтесаны с особой аккуратностью и поставлены на свои места.

Три яруса Пон-дю-Гар поднимаются на высоту 49 м и имеют 52 арки. Самый нижний ярус состоит из 6 арок, общая его длина 142 м, высота 22 м и ширина 6 м. Средний ярус из 11 арок длиной 242 м, высотой 20 м и шириной только 4 м. Верхний ярус, по которому проходил водопровод, имеет длину 275 м, высоту 7 м и ширину 3 м. Выложенный в камне канал для воды поддерживали 35 относительно небольших арок. Этот канал шириной 1,2 м и глубиной 1,8 м до сих пор находится в хорошем состоянии. Градиент его спуска - около 19 см на 1 км. В свое время он за сутки доставлял в город 20 000 куб. м воды.

После IV в. акведук практически перестали чистить, так что к IX в. он окончательно оказался забит солями и мусором и перестал служить водопроводом. Однако вплоть до XVIII в. его использовали как пешеходный мост. В 1747 г. для пешеходов рядом выстроили новый мост.

В наши дни Пон-дю-Гар является одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей юга Франции. И по нему все еще можно пешком перейти через реку Гардон.

Хронология

  • 1в. н.э.: Построен Пон-дю-Гар, служивший акведуком.
  • Vb.: Водопровод заилился из-за нехватки обслуживания и перестал действовать.
  • XIXв.: Наполеон III восстановил Пон-дю-Гар.
  • 1985: Пон-дю-Гар включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Факты

  • функции: Пон-дю-Гар служил как водопровод и пешеходный переход. Для его кладки использован местный известняк.
  • Размеры: Высота 49 м, длина 275 м в самом широком месте.
  • Ширина арочных пролетов: Самая большая арка шириной 24,4 м.
  • Градиент спуска: Канал шириной 1,2 м понижается на 1 9 см на каждый 1 км.

Пон дю Гар (Pont du Gard) - это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает - Gard. Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города Ним в регионе Лангедок-Русийон, в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город Ним. Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Фото 2.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Фото 3.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Фото 4.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя Pont du Gard еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через Pont du Gard постепенно закрыто.

В 1985 году Pont du Gard внесли в список памятников весмирного наследия ЮНЕСКО.

Фото 5.

С 1696 до 1702 проводятся масштабные работы по восстановлению моста. А в 1747 году неподалеку от акведука строится современный мост, благодаря чему Пон-дю-Гар избавляется от постоянной нагрузки. Его ремонтируют и приводят в должный вид. Сейчас он представляет собой популярный пункт туристических маршрутов.

Фото 6.

го высота - 49 метров. Редкая для того времени постройка представляет собой 3 этажа арок: в первом ряду - 6 арок, во втором - 11, в третьем - 35. Общий вес конструкции - 50 тысяч тонн.

Фото 7.

В свое время акведук Пон-дю-Гар произвел глубокое впечатление на философа и мыслителя Жана-Жака Руссо, писателя Стендаля, художника Юбера Робера, чье полотно «Пон-дю-Гар» ныне хранится в Лувре.

Фото 8.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же - только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Фото 9.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III










1

«Красноречивое свидетельство дерзновенности замыслов и мастерства римлян», — пишут об акведуке в 28 километрах от Авиньона путеводители. Хочется добавить, да, надёжно строили в те времена, когда instrumentum vocalis (раб, говорящее орудие) без всякого заступничества профсоюзов был бы немилосердно бит за малейшее проявление лени. И ещё. Перестало работать это впечатляющее инженерное сооружение из-за небрежения лишь тогда, когда бывшие варвары смели Рим.

2


Мост через речку Гард во французском дапартаменте Гар близ Ремулана.

Pont -du -Gard. В августе по прозрачной пресной влаге скользят байдарки, а местные жители и туристы с удовольствием плещутся на крошечных каменистых пляжах с той же беззаботностью, что и наши дачники вдоль Истры в погожие летние выходные. Не удержалась и я…


И мои элегантные брюки-юбка, купленные в мае в концептуальной итальянской лавке, лёгким движением руки и идеей далёких прабабушек по папиной линии, подтыкавших подолы в июльскую страду на барщине в Рязанской губернии, превратились в не менее элегантные шорты. Русские тётки рядом обзавидовались. А кто вам, дорогие, мешал отбросить мещанские комплексы, отправляясь в отпуск, ещё в Домодедове?

1


Если бы знать, что наша бездарная побирушка гид Ольга Ревенко, содрав с наивных по 15 евро, ограничит свою «экскурсию» скоростным пробегом по нижнему ярусу моста, а потом распустит всех загорать ещё целый час у подножия акведука, мы, наверняка, припасли бы купальники. Но, увы… Глядя, как в тихой заводи плещется немецкая овчарка с французской кличкой, я попыталась заполнить для моих спутников дыры в информационном обслуживании.

1


Но для начала — предупреждение! Схему археологической зоны можно получить на стойке туристического бюро около автобусной стоянки. Билеты покупать не надо! Для всех без исключения вход бесплатный. Видимо, объект ЮНЕСКО (с 1985 года), изображённый на новенькой купюре 5 евро, живёт за счёт оплаты авторского права на тиражирование своего облика.


Шучу, конечно. Там расположены сразу несколько недешёвых киосков, кафе и туалеты, обширные настолько, что очередей практически не бывает даже во время массовых заездов любопытствующих из числа автобусных китайских туристов.

Ну, а теперь — необходимая информация. Оливы, посаженные около дороги, как я перевела выбитую на камне надпись, вовсе не с древнегреческих времён. Они были перенесены и пересажены сюда во время «культурного освоения» местности в прошлом веке. Но узловатые стволы настолько живописны, что смело можете врать — это то самое дерево, благодаря которому Афина на Акрополе выиграла спор с Посейдоном. Кстати, на камне, якобы от имени самого масличного дерева, вырезаны слова что, дескать, оно счастливо находиться в столь примечательном месте. Во времена Наполеона III, когда памятник был приведён в порядок, осколки романтизма в манерах реставраторов ещё сохранялись.

2


Помните, как у нас говорят, восхищаясь Кижами и прочими шедеврами деревянного зодчества? «Без единого гвоздя». Этот же древнеримский акведук длиной 275 и высотой 47 метров был построен рабами соплеменниками фракийца Спартака по проекту рабов же греческих инженеров… без применения извести. Иными словами, это не бетон! Это чётко подогнанные друг к другу огромные валуны. Конечно, в Египте технология возведения пирамид оказывалась сложнее в силу удалённости каменоломен от строительной площадки в пустыне. Здесь строительного материала достаточно под самым носом. Из сохранившихся до наших дней это гидротехническое сооружения великого Рима — самое высокое. Ломали себе лодыжки камнями и набивали шишки на фалангах пальцев рабы не просто ради имперской эстетики. Тот самый Марк Агриппа, чья заслуга инициативы возведения Пантеона в Риме в 29 году до нашей эры отражена соответствующей надписью под куполом, отдал приказ построить водопровод для снабжения города Нима в полусотне вёрст оттуда. Кстати, золотую монетку Нима я купила в Ницце в музее Матисса.


По другой версии, авторство приказа о постройке акведука в крупный город Ним из мелкого северного Ucetia принадлежит вовсе не зятю первого императора Октавиана Августа, а кому-то из позднейших его преемников на посту начальника над коммунальным хозяйством в масштабах государства. Влюблённым, что после венчания «разбивают» разлуку о камни моста, наверняка, будет приятно узнать, что основное строительство могло вестись в первом веке нашей эры уже теми рабами, что тайком обменивались друг с другом знаком «рыбы» то есть уже были христианами.


А теперь запомним цифры и попробуем поиграть в нумерологию… Три яруса. Шесть арок снизу, 11 — в середине, на самой верхотуре, куда добираются только местные учителя со школьными группами, дабы провести урок без помех — 35. Если захотите их послушать, карабкаться наверх надо сразу, как войдёте в археологическую зону и оставите справа оливы, тогда как парапет с речкой будет слева. Самые широкие арки, догадается любой школьник, стоят в реке. И корабль пройдёт, и от наводнений вред меньше, и… Ну что, будущие физики-математики, добавите причин?

1


Своё функциональное назначение водопровод утратил вскоре после падения Рима. Лангобардам и прочим дикарям и в голову, разумеется, не могло прийти, что за акведуком надо ухаживать. Так же, как акварии делали это по всей империи. Следили, чтобы в водоводе не скапливался мусор, отрывали корни ползучих растений, латали где надо. К слову, именно так инженер Помпей обнаружил признаки будущего извержения на склоне Везувия, поэтому самые решительные жители (не сквалыги с багажом и не бедняки, кого не удосужились экстренно оповестить) смогли спастись бегством через дальние ворота. Но сейчас речь не об этом…

1


А всего лишь о предупреждении поколению менеджеров и юристов, хватающихся за гаджеты, чтобы уточнить, сколько будет 56 умножить на четыре, или где находится город Благовещенск… Уважаемые неумехи! Надстройка не может быть толще базиса! Без инженеров вы все загнётесь. И воды не будет, и еды. Пример — вот он.


Какое-то время из водопровода, ведущего в Ним от Юзерса через Понт-дю-Гард, ещё капало. Но через десяток лет, поскольку варвары не озаботились обычной диспансеризацией и техосмотром сооружения, не знали, что известняк имеет свойство давать отложения… Да они просто не мылись, к чему им это всё? Выдающийся инженерный объект превратился на долгие средневековые века в обычный мост для гужевого транспорта. Ослики, овощи, погонщики. Изредка — распрекрасная дама, отбивающая духами запах нечистого тела, со специальной палочкой для почёсывания. Изредка — господин в широкополой шляпе. С такими полями потому, что, в отличие от снабжённой канализацией римской городской структуры, в христианских городах Европы помои и ночные горшки выливали прямо на улицы из окон. Племянница одного из римских пап скончалась от чесотки. Изабелла Кастильская хвасталась, что мылась всего два раза в жизни — при рождении и перед свадьбой с Фердинандом Арагонским. А мы, русские, ходили в баню по субботам. И как смеет Европа после этого называть нас варварами?

3


Здесь есть весьма живописная пещера, а попрыгать по отшлифованным веками камням — одно удовольствие. Так что, если вам не повезёт с гидом (как нам с Ольгой Ревенко), смело переходите на другую сторону, карабкайтесь вверх по лесным тропинкам и ищите продолжение водовода. Там арки и пещеры заслуживают того, чтобы на них взглянуть.

А я, по возможности, рассказала вам то, за что платит всякий организованный турист, но не всегда получает в информационном плане качества обслуживания. А заходите просто расслабиться — располагайтесь на пляже и наслаждайтесь ласковыми солнечными лучами, брызгами света и удивительным, кристально свежим воздухом долины реки Gard. Это древнее место видело многое. Но оно доброе по отношению к нам.