К какому типу интеграционного объединения относится асеан. Ассоциация государств юго-восточной азии. Краткий экскурс в историю. создание асеан

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Руководство повседневной деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте заседает постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН.

История становления и политическое развитие.

Первые шаги к межгосударственному сотрудничеству в Юго-Восточной Азии можно найти еще в годы «холодной войны», однако тогда оно носило ярко выраженный военно-политический характер и сводилось к участию в глобальном противостоянии двух систем, например в составе такого одиозного блока как СЕАТО (Организация договора стран Юго-Восточной Азии). Попытки межгосударственных объединений на экономической основе носили подчиненный характер и не могли претендовать на самостоятельную роль в международных отношениях (например, Ассоциация Юго-Восточной Азии). В этом плане больше повезло возникшей в преддверии периода разрядки АСЕАН. Она сумела развиться в невоенное региональное объединение стран с высоким международным авторитетом.

Ассоциация была создана по решению конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 в Бангкоке. В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели:

– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

– укрепление мира и региональной стабильности;

– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

– развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

– расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

– установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов.

Важным шагом в политическом становлении АСЕАН явилось принятие в ноябре 1971 Куала-Лумпурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В ней заявлялось что нейтрализация региона представляет собой «желанную цель», что все страны-участники примут необходимые усилия по обеспечению признания и уважения ЮВА в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. План нейтрализации предполагал урегулирование противоречий на двух уровнях: среди самих членов АСЕАН и между АСЕАН и внерегиональными державами, готовыми принять обязательство признать нейтральный статус асеановского субрегиона и гарантировать невмешательство в его внутренние дела.

Завершение Второй индокитайской войны весной 1975 придало мощный импульс развитию договорно-правовой и организационной базы АСЕАН. На первом саммитеАСЕАН на о. Бали (Индонезия), были одобрены Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация о согласии . Первый документ закрепил принципы, которыми пять государств-основателей Ассоциации обязались руководствоваться в развитии взаимных отношений, а также в урегулировании возникающих споров и конфликтов. Договор, в частности, предусматривал, что партнеры по АСЕАН будут предпринимать усилия для мирного решения возникающих взаимных противоречий в интересах укрепления мира в регионе, отказываться от угрозы применения силы и все спорные вопросы будут решать посредством дружественных переговоров. В тексте Договора нашла свое отражение идея превращения Юго-восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В Декларации АСЕАН о согласии провозглашалось, что «пятерка» основавших ее стран совместно и индивидуально будет стремиться к созданию благоприятных условий для установления и развития сотрудничества между государствами ЮВА.

В организационном плане на Балийском саммите было принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН и назначении генерального секретаря по принципу ротации. Первым генеральным секретарем стал индонезийский дипломат Хартоно Ректохарсоно. Была достигнута договоренность об учреждении межпарламентской ассоциации АСЕАН (Asian Interparliamentary Organisation – AIPO).

Проблемы нейтрализации и обеспечения безопасности асеановские руководители рассматривали в тесной увязке с приданием региону безъядерного статуса. В силу особой сложности проблемы лишь в 1995 государства-участники сумели подойти к подписанию Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (South-East Asia Nuclear Free Zone). Однако для его практического вступления в силу необходимо подписание отдельного протокола к Договору всеми ядерными державами. Его подписание тормозят разногласия по вопросу о том, считать ли Индию и Пакистан ядерными державами. От признания или непризнания ядерного статуса этих стран со стороны АСЕАН и других ядерных держав зависит судьба Договора.

В 1994 в рамках превентивной дипломатии, по инициативе АСЕАН был запущен механизм Асеановского регионального форума (АРФ). Его задачей является обеспечение путем диалога и консультаций бесконфликтного развития обстановки как в Юго-Восточной Азии, так и в Азиатско-тихоокеанском регионе (ATР). В ежегодных заседаниях АРФ участвуют страны АСЕАН и их внерегиональные партнеры по диалогу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. Участники АРФ ставят задачу продвигаться от осуществления мер доверия через превентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в АТР. В рамках АРФ имеются две «дорожки». По первой идет диалог на официальном межправительственном уровне, по второй – между неправительственными организациями и академическими кругами.

Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность обстановки в Южно-Китайском море, где сталкиваются и взаимно накладываются территориальные притязания шести прибрежных государств и территорий (Брунея, Вьетнама, КНР, Малайзии, Тайваня, Филиппин), страны АСЕАН в 1992 выступили с Манильской декларацией. Она призывала все вовлеченные стороны ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов, а также избегать действий по милитаризации расположенных в акватории Южно-Китайского моря (ЮКИ) островов и приступить к совместному освоению их ресурсов. В июле 1996 в Джакарте на конференции министров иностранных АСЕАН была выдвинута идея принятия «регионального кодекса поведения» в ЮКИ, который явился бы фундаментом укрепления взаимопонимания в этом регионе. Однако, по состоянию на конец 2002, условия и сроки принятия такого кодекса являются предметом затянувшихся дебатов между АСЕАН и Китаем.

Регулярный характер приобрели ежегодные постминистерские встречи с представителями региональных партнеров (США , Канада , Япония , Южная Корея , Китай , Россия , Австралия , Новая Зеландия , Индия , ЕС) по схеме «10 + 1», то есть асеановская «десятка» плюс один из партнеров. Ежегодно проводимые асеановские мероприятия выглядят следующим образом: конференция министров иностранных дел АСЕАН, совещание АРФ, постминистерские встречи по диалогу с внерегиональными партнерами.

В 1996 по инициативе Сингапура начали проводиться регулярные встречи в рамках Азиатско-европейского диалога (АСЕМ – The Asia Europe Meeting, ASEM) как формы межрегионального взаимодействия. АСЕАН придает ему важное значение, обусловленное тем, что на 25 европейских и азиатских стран, объединенных в АСЕМ, приходилось 54% мирового ВВП и 57% международной торговли (1995). Однако с вступлением в АСЕАН Мьянмы работа АЕД начала пробуксовывать из-за резкой критики Евросоюзом положения с правами человека в этой стране, в частности – методов подавления оппозиции военным правительством Мьянмы.

С 1997 регулярный характер получили встречи руководителей «десятки» с лидерами Китая, Японии и Южной Кореи. Они были инициированы Малайзией, стремящейся к созданию своего рода торгово-экономического блока в регионе тихоокеанской Азии. По замыслу Куала-Лумпура, его создание выровняло бы позиции восточно-азиатских стран в диалоге с такими региональными объединениями, как ЕС и Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

Военно-политическое сотрудничество.

Лидеры стран АСЕАН на протяжении всей 35-летней истории Ассоциации категорически отвергали возможность и желательность ее трансформации в военно-политический блок. Основой для такой точки зрения служит набор объективных причин:

– различный опыт участия вооруженных сил стран-членов в процессе достижения национальной независимости и связанный с этим менталитет военных государств АСЕАН;

– сохраняющиеся взаимные территориально-пограничные претензии между асеановскими партнерами;

– отсутствие производственно-технологической базы стандартизации и унификации вооружений и военной техники, ориентация на различные внешние источники поставок вооружений;

– понимание того, что совокупный оборонительный потенциал АСЕАН не способен оказать серьезного противодействия внешним угрозам или прямым агрессивным действиям.

С учетом перечисленных факторов, военное сотрудничество в рамках АСЕАН изначально приобрело характер двустороннего или трехстороннего взаимодействия по пресечению леворадикальных повстанческих движений в сопредельных районах (Малайзия – Таиланд, Малайзия – Индонезия), обмену разведывательной информацией, проведению совместных учений.

В связи со спадом повстанческих движений в конце 1980-х – начале 1990-х (за исключением Филиппин), акцент сместился на совместные действия против нелегальной миграции, пиратства, торговля наркотиками, а в начале 2000-х – против регионального терроризма.

Оценивая военно-политическую обстановку в ЮВА как в целом стабильную, члены АСЕАН стремятся к сохранению баланса сил крупнейших держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Под этим понимается сохранение военного присутствия США. Таиланд и Филиппины сохраняют в силе прежние военно-политические соглашения с Вашингтоном – о совместной обороне и оказании военной помощи. Территория этих стран используется для поддержания американского присутствия в регионе, транзита ВВС и ВМС США для операций в «горячих точках», включая Персидский залив. В рамках глобальной антитеррористической кампании США, на Филиппинах была размещена группа американских военнослужащих для борьбы с местной террористической группировкой «Абу-Сайяф». Малайзия и Сингапур являются участниками «пятистороннего оборонительного соглашения» совместно с Великобританией, Австралией и Новой Зеландией.

На рубеже 20 и 21 веков происходит коррекция военно-политических доктрин стран АСЕАН с целью адекватного реагирования на меняющуюся ситуацию в АТР. Эксперты-международники считают, что не в последнюю очередь это связано с ростом потенциала Китая, превратившегося, по сути, в региональную военную сверхдержаву. Среди других причин можно назвать экономические потери от прибрежного пиратства, незаконной миграции и контрабанды. Страны АСЕАН делают упор на оснащение вооруженных сил современными системами оружия, способными обеспечить оборону своей территории, а также морской акватории – зоны экономических интересов этих стран.

Проблема международного терроризма.

Страны АСЕАН быстро отреагировали на вызов международного терроризма, непосредственно затронувшего Индонезию, Малайзию, Сингапур, Филиппины. На совещании в Брунее в ноябре 2001 была принята Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму . В ней выражается решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе. Выражено намерение продолжать практическое сотрудничество в этой сфере как в рамках Ассоциации, так и международного сообщества.

Специальное министерское совещание в мае 2002 в Куала-Лумпуре приняло «рабочий план», предусматривающий повышение уровня взаимодействия между правоохранительными органами «десятки», расширение обмена информацией в целях борьбы с терроризмом.

Следующую декларацию по проблеме терроризма принял очередной, восьмой по счету, саммит АСЕАН в Пномпене в ноябре 2002. В ней вновь решительно осуждается террор. В то же время подчеркивается несогласие с «тенденцией некоторых кругов идентифицировать терроризм с конкретной религией или этническими группами».

В Куала-Лумпуре ведется работа по созданию Регионального антитеррористического центра, планируется проведение региональной конференции по борьбе с отмыванием «грязных денег» и финансированием террористической деятельности.

Экономическое сотрудничество.

Экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли и нацелено на создание асеановской зоны свободной торговли. Решение о зоне свободной торговли (АФТА) было принято на 4-м саммите Ассоциации в 1992 в Сингапуре. Оно рассматривалось как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции по подобию Европейского Союза (основными инициаторами АФТА выступали Сингапур и Малайзия, располагавшие наиболее развитыми торговыми связями в регионе).

Решено было к 2003 создать единый рынок товаров, в рамках которого тарифы на изделия промышленного производства не превышали бы 5% или были бы полностью ликвидированы до 2006.

Соглашение вступило в силу с января 1993 и, в известной степени благодаря этому, межасеановская торговля в течение последующих пяти лет возросла с 80 млрд. долл. до 155 млрд. долл. в 1996.

Главным инструментом реализации договоренностей по АФТА выступало соглашение о единых действующих льготных тарифах стран АСЕАН (СЕПТ – The Common Effective Preferential Tariff, CEPT). Согласно ему, ежегодно определяются четыре списка:

1. товаров, тарифы на которые подлежат безоговорочному сокращению;

2. товаров, тарифы на которые официально утверждены к сокращению, но вопрос об их вступлении в силу откладывается на специально оговариваемый промежуток времени (на квартал, на год и т.п.);

3. тарифы на которые являются предметом обсуждения, однако из-за уязвимости этой категории товаров от внешней конкуренции для какой-либо из стран АСЕАН, вопрос об их либерализации откладывается на более поздний срок (например, уязвимая для большинства членов АСЕАН автомобильная промышленность);

4. тарифы, полностью исключаемые из процесса либерализации (например, на продукцию сельского хозяйства).

В декабре 1995 было принято решение форсировать завершение создания АФТА с 15 до 10 лет, полностью сократив тарифы до уровня 0–5% к 2003, а по возможности – к 2000. Устанавливалось, что список товаров по СЕПТ утверждается на ежегодных совещаниях министров экономики стран АСЕАН, а текущей работой по согласованию товарных списков занимается Совет АФТА, поочередно возглавляемый одним из указанных министров.

Благодаря поэтапному расширению номенклатуры товаров, подпадающих под тарифную либерализацию, а также присоединению к АФТА Вьетнама, списки по СЕПТ на середину 1997 года включали в себя свыше 42 тысяч наименований или около 85% внутриасеановского товарооборота. С 1 января 1998 к схеме СЕРТ подключились Лаос и Мьянма, соответственно перечень возрос до 45 тысяч наименований. Для Вьетнама переходный период принятия ЦЕПТ заканчивался в 2006, для других новых членов АСЕАН – 2008.

«Ахиллесовой пятой» АФТА являлся почти полный вывод за рамки либерализации региональной торговли товаров сельскохозяйственного производства, проходящих по категории «временных исключений». Этот список значительно пополнился с подключением к АФТА индокитайских государств и Мьянмы. Серьезной проблемой оставалась либерализация тарифов на продукцию автомобильной промышленности членов АСЕАН, относящуюся к категории «особо чувствительных» товаров.

В качестве главного средства для привлечения прямых иностранных капиталовложений, страны АСЕАН рассматривали создание Асеановской инвестиционной зоны (ASEAN Investment Area). План предполагает устранение к 2010 внутриасеановских барьеров, внеасеановские страны будут пользоваться льготным режимом с 2020. Главная цель – создание единого рынка капитала в лице АСЕАН. На начальной стадии предполагается поэтапно ликвидировать имеющиеся ограничения и либерализовать законодательство в сфере капиталовложений. Все инвесторы из стран АСЕАН получат равный статус с национальными компаниями. Первым будет открыт сектор обрабатывающей промышленности.

АСЕАН и азиатский финансовый кризис 1997.

По экономическому развитию стран АСЕАН болезненный удар нанес разразившийся в середине 1997 года валютно-финансовый кризис. Под ударом оказались национальные валюты большинства членов «шестерки». Малайзийский рингит обесценился на 40%, тайский бат – на 55%. А индонезийская рупия – на 80%. Доходы населения в долларовом исчислении сократились вдвое. Для Малайзии, например, 40% девальвация рингита означала сокращение подушевого дохода с 5 до 3 тыс. долл. США.

Произошло сокращение внутриасеановской торговли (с 154,3 млрд. долл. в 1996 году до 131 млрд. долл. в 1997). Появились мрачные прогнозы относительно дальнейшего развития АФТА. Хотя теоретически девальвация национальных валют открывала неплохие перспективы для форсирования экспорта, резкая нехватка ликвидных средств, повышение учетных ставок банковского кредита, сокращение спроса сводили на нет возникшие преимущества. Получила распространение точка зрения, что реализация АФТА пойдет в попятном направлении, если в АСЕАН возобладают национальный эгоизм и стремление выйти из кризиса за счет партнеров.

В 1997 произошло 40% сокращение прямых иностранных инвестиций. Финансовый кризис, приведший к бегству банковского капитала, сокращению производства и внутреннего потребления, делал регион все менее привлекательным для транснациональных корпораций. Серьезное сдерживающее влияние оказывали признаки нарастания политической нестабильности в некоторых странах АСЕАН, особенно в Индонезии.

Ответом на охвативший Восточную Азию финансовый кризис и наметившийся в рядах АСЕАН раскол стал принятый по инициативе Малайзии на саммите в Куала-Лумпуре в декабре 1997 документ Видение АСЕАН 2020 года . В нем говорилось, что к 2020 АСЕАН превратится в «открытый для диалога по всем азимутам, живущий в условиях мира, стабильности и процветания гармоничный союз, связанный партнерством в динамичном развитии и гуманными принципами составляющих его обществ».

Расшифровывая это определение, документ гласил, что почти через два десятилетия Юго-Восточная Азия должна стать безъядерной зоной мира, свободы и нейтралитета, как было предусмотрено Куала-Лумпурской декларацией в 1971. Договор о дружбе и сотрудничестве 1976 должен полностью стать кодексом поведения, обязательным для правительств стран региона, а АРФ – прочным инструментом осуществления мер доверия и превентивной дипломатии. В документе говорилось о возникновении общей региональной идентичности, о коллективной ответственности за решение таких проблем, как сохранение окружающей среды, борьба с наркоманией и трансграничной преступностью. Пересматривая мировую роль АСЕАН, документ трактовал открытость организации как активное участие в международной жизни планеты, в том числе через интенсификацию отношений с диалоговыми партнерами. Однако из-за последствий валютно-финансового кризиса 1997, развитие АСЕАН в этом направлении было временно приторможено.

С целью поэтапного продвижения к реализации концепции «Видение АСЕАН 2020 г.», на саммите Ассоциации в 1998 был принят Ханойский план действий , рассчитанный на шестилетний период. Он предполагал:

– укрепление макроэкономического и финансового сотрудничества;

– более тесную торгово-экономическую интеграцию;

– обеспечение прогресса в научно-технической сфере и развитие информационных технологий, создание общерегиональной компьютерной информационной сети;

– прогресс в социальной сфере, особенно в части преодоления негативного воздействия финансово-экономических кризисов;

– развитие трудовых ресурсов;

– охрану окружающей среды, создание специализированных агентств по метеорологии и предупреждению лесных пожаров;

– укрепление регионального мира и стабильности, включая создание Высшего совета по координации соблюдения Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА;

– поощрение внерегиональных партнеров и других заинтересованных стран к присоединению к Договору в целях его превращения в кодекс поведения между государствами ЮВА и внешним миром;

– укрепление роли АСЕАН как эффективного инструмента обеспечения мира, справедливого порядка и модернизации в АТР и во всем мире;

– обеспечение достойного места АСЕАН в международных отношениях;

– совершенствование структуры и механизмов АСЕАН.

В практическом отношении реализация этого плана пробуксовывает, детали его выполнения обсуждаются на уровне министерств и ведомств стран – членов АСЕАН.

Принятие столь амбициозных концепций и плана действий не смогли остановить возникновение некоторых негативных тенденций в развитии Ассоциации, а именно пересмотра основополагающих принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, а также принятия решений на основе консенсуса. В АСЕАН явно проявилась тенденция решать возникающие финансово-экономические проблемы на основе сепаратных решений.

В частности, уже в 1998 со стороны руководителей Таиланда и Филиппин прозвучали призывы ввести в практику концепцию «гибкого или ограниченного вмешательства» в дела тех партнеров по «десятке», в которых появляются источники внутренней дестабилизации. Это было связано с чередой внутриполитических кризисов, охвативших страны ЮВА в 1996–1998 (1996 – Камбоджа, 1997 – Мьянма и Малайзия, 1998 – Индонезия).

Вторая тенденция проявилась в отсутствии единства по вопросу о путях преодоления валютно-финансового кризиса 1997. В то время как Индонезия, Таиланд и Филиппины полностью приняли рекомендации МВФ иВсемирного банка , Малайзия избрала самостоятельный курс, основанный на усилении государственного регулирования финансово-экономического сектора страны. В дальнейшем Малайзия подвергла острой критике курс Сингапура на заключение сепаратных соглашений о свободной торговле с внерегиональными партнерами.

Вызовы и дилеммы АСЕАН на среднесрочную перспективу.

Среди трудностей, возникающих при анализе перспектив развития АСЕАН в ближайшем будущем, эксперты-международники склонны называть следующие проблемы:

– адаптацию новых членов в рамках АСЕАН (страны Индокитая, Мьянма) и выравнивание уровней развития на основе рыночной экономики с различной долей государственного вмешательства;

– противоречие между сохранением нынешнего межгосударственного статуса АСЕАН как Ассоциации, основанной на принципах консенсуса и взаимных консультаций, и продвижением к организации с наднациональными руководящими органами по примеру Европейского Союза;

– вопрос о национальной аутентичности Индонезии (унитарное или федеральное устройство, перспектива распада и межэтнических конфликтов по примеру бывшей Югославии);

– территориально-пограничные споры внутри АСЕАН (Малайзия – Сингапур, Малайзия – Филиппины, Малайзия – Индонезия);

– вопросы, связанные с включением стран АСЕАН в процесс глобализации: реформа властных структур, преодоление негативных социально-экономических последствий;

– перспектива поглощения АСЕАН за счет создания более масштабного Восточно-Азиатского экономического сообщества (АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея).

Все эти факторы ослабляют процесс региональной интеграции в рамках АСЕАН и делают ее гораздо более аморфной организацией, чем ЕС или НАФТА. Вместе с тем, общее географическое положение, близость исторических судеб, общность идеологии национализма стимулируют сближение стран АСЕАН.

Региональная интеграция в рамках АСЕАН вступает в противоречие с такими глобальными форумами как ВТО или АТЭС. Можно сказать, что в ЮВА наблюдаются два параллельных процесса. С одной стороны – укрепление регионального сотрудничества. С другой – включение стран АСЕАН в процесс экономической глобализации. Переплетение этих двух противоречивых тенденций лежат в основе дискуссий о будущем развития АСЕАН.

Россия и АСЕАН.

В странах Ассоциации считают, что Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.

Начиная с 1992 Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.

С середины 1997 начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН – Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд РоссияАСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.

Успешно развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе двусторонних экономических отношений. Объем взаимной торговли за период 1992–1999 составил свыше 21 млрд. долл.

В данном случае можно говорить лишь о приближенных данных торговли со странами ЮВА. Во-первых, статистическому учету не поддается экономическая деятельность так называемых «челноков». А во-вторых, существенно различается методика подсчета торгового оборота в РФ и странах АСЕАН – так, последние включают в статистические отчеты о внешней торговле данные о банковских операциях, что не принято для российской отчетности. Этим объясняется разница в показателях.



КРАТКО:

1947 - Союз Юго-Восточной Азии (Хо Ши Мин)

1954 - Манильский пакт (Дог-р Юго-Восточной Азии) -> создание СЕАТО; 1977 - роспуск

1961 - Бангкокская декларация -> создание АСА (стала прототипом АСЕАН); 1967 - самороспуск

Цели: регулирование в сфере безопасности, поддержание мира в регионе

Принципы: взаимоуважение, невмешательство во внутреннюю политику

Решение рег.проблем: консультация, диалог, консенсус

Открыта для государств ЮВА, внерегиональные гос-ва = диалоговые партнеры

Регион Юго-Восточная Азия включает в себя 11 стран. На сегодняшний день АСЕАН объединяет 10 из них – вопрос о включении Восточного Тимора в организацию остается нерешенным в течение уже нескольких лет.

Фактически началом регионального сотрудничества гос-в ЮВА считается 1954 год, когда в Маниле был подписан Договор о коллективной обороне ЮВА (СЕАТО). Главной проблемой СЕАТО с момента создания было его расширение – Индия, Индонезия, Бирма, Камбоджа, Лаос и Цейлон отказались вступать в союз. Целью блока СЕАТО было создание политико-экономического антикоммунистического союза «свободных» азиатских стран. Однако достигнуть этой цели СЕАТО не смог. Разногласия между партнерами и опасения азиатских стран оказаться в изоляции привели к разложению организации. В конце 50-х встал вопрос о создании организации, которая могла бы подменять СЕАТО и привлечь нейтралистские страны. В 1961 году в Бангкоке состоялось совещание, на котором была подписана «Бангкокская декларация», провозглашавшая создание Ассоциации Юго-Восточной Азии – АСА. Членами АСА стали Таиланд, Филиппины и Малайская Федерация. Бангкокская декларация акцентировала внимание на том, что «Ассоциация не связана с какой-либо державой или блоком и не направлена против какой-либо другой страны». АСА за 6 лет не удалось привлечь в организацию ни одного нового члена, и в 1967 году произошел ее официальный самороспуск. Несмотря на то, что АСА не достигла значительных успехов в своей деятельности, сам факт ее существования (пусть и недолгого) создал предпосылки к более широкому региональному сотрудничеству. Ассоциация Юго-Восточной Азии стала прототипом АСЕАН.



К концу 1960-х в регионе назрела необходимость усиления интеграционных процессов. Инициаторами создания нового объединения выступали правительства Индонезии, Малайзии и Филиппин. Помимо укрепления позиций в АТР, страны стремились защитить свои интересы от усиливающейся экспансии крупных держав. Однако до создания союза странам необходимо было улучшить межгосударственные отношения в регионе. В 1967 в Бангкоке министры иностранных дел Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин и Сингапура подписали Декларацию о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН. АСЕАН стала первой организацией в ЮВА, созданной в целях экономическо-культурного сотрудничества, по инициативе азиатских стран и без участия Запада.

Сегодня высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств стран-участниц, проводимые дважды в год. Для ведения работы в периоды между конференциями был создан Постоянный комитет, председателем которой является министр иностранных дел страны проведения очередной конференции.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политики и сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Основной задачей АСЕАН стало преодоление недоверия и отчужденности, вызванных конфликтами и противоречиями, между странами-участницами. Декларация предусматривала открытость Ассоциации для всех Юго-Восточных государств, и с 1984 по 1999 она приняла 5 азиатских стран – Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму и Камбоджу. Вместе со странами-основательницами они образуют «десятку» АСЕАН. С 1987 года стало возможным вступление в Ассоциацию внерегиональных государств. Так, в период с 2003 по 2010 гг. к АСЕАН присоединились Китай, Индия, Япония, Пакистан, Южная Корея, Новая Зеландия, Монголия, Австралия, США, Турция и Канада. Эти страны имеют статус официальных диалоговых партнеров АСЕАН.

В соответствии с Декларацией АСЕАН целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления... в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе... через... приверженность принципам Устава ООН». Основные принципы взаимодействия стран-участниц АСЕАН зафиксированы в Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮВА 1976 года. Их суть сводится к тому, что страны признают суверенитет и национальную самобытность друг друга, не вмешиваются во внутреннюю политику и стремятся максимизировать эффективность взаимного сотрудничества.

Одной из главных проблем ЮВА является обеспечение безопасности. После окончания «холодной войны» в регионе появились новые угрозы: в 1990-х КНДР начинает проводить исследования в ядерной сфере, возникают «нетрадиционные» угрозы безопасности, такие как наркоторговля, торговля оружием, международные терроризм, экологические проблемы и др. В 1994 году был создан Асеановский региональный форум по безопасности, целью которого объявили «создание предсказуемой и конструктивной формы взаимодействия в АТР». Основным методом работы АРФ должны были стать переговоры, а решения – приниматься с помощью консенсуса. Таким образом, АРФ стал примером консультационно-консенсусного подхода к решению региональных проблем.

Подводя итог, можно отметить, что к настоящему времени в Юго-Восточной Азии создана международная архитектура, в центре которой находится АСЕАН. И, если раньше развивались в основном торгово-экономические региональные связи, то в последнее время на новый уровень переходит политическое взаимодействие. Чем быстрее будет развиваться сотрудничество в различных областях, тем раньше АСЕАН и ее партнерам удастся создать интеграционное сообщество, в рамках которого будут обсуждаться все направления развития региона.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была основана в 1967 году в качестве региональной интеграционной структуры, состоящей из шести государств Юго-Восточной Азии – Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Во второй половине 1990-х годов в состав организации вошли новые участники - Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Объединив 10 стран Юго-Восточной Азии с населением около 623 млн. человек (8,6% мирового населения), АСЕАН стала одной из наиболее перспективных интеграционных группировок настоящего времени с общим ВВП в 2,6 трлн. долл. США (2014 г.) или около 3% от мирового ВВП.

Интеграционная стратегия стран АСЕАН в долгосрочной перспективе нацелена на превращение региона в единое социально-экономическое пространство , основанное на трех «столпах» - Сообществе политики и безопасности, Экономическом сообществе и Социо-гуманитарном сообществе.

В 2015 году государства-члены объявили о создании Экономического сообщества АСЕАН , целью которого является формирование третьего по численности населения рынка и седьмой по совокупному ВВП экономики в мире. Усилия стран-участниц направлены на формирование конкурентоспособного интеграционного объединения с единым рынком и производственной базой, идущего по пути устойчивого развития, тесной интеграции в мировую экономику и глобальные цепочки создания стоимости. Конкретные шаги по продвижению к заявленным целям включают создание благоприятного делового климата, введение единых региональных технических стандартов и регламентов, проведение скоординированной конкурентной политики, защиту прав интеллектуальной собственности и потребительских прав, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры, инноваций и человеческих ресурсов.

На внешнеэкономическом направлении предполагается, что страны будут придерживаться согласованного и последовательного экономического курса, одним из приоритетов которого является создание зон свободной торговли с другими государствами. В настоящее время АСЕАН подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Индией, Южной Кореей, Японией, Австралией и Новой Зеландией. Идет экспертное обсуждение возможного начала переговоров о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

Кроме того, Бруней, Сингапур, Малайзия и Вьетнам являются сторонами Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). О своем желании присоединиться к нему также объявили Филиппины, Индонезия и Таиланд. Другой масштабный региональный проект, в котором АСЕАН выступает в качестве единого участника - это формирование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), проекта, активно продвигаемого Китаем, и находящегося на этапе завершения переговоров.

Институциональная организация и механизм принятия решений

Особенность АСЕАН как интеграционной группировки заключается в отсутствии развитой институциональной организации . Вся деятельность внутри АСЕАН основана на примате национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела. В связи с этим в ассоциации отсутствуют наднациональные институты. Все политические решения принимаются на Саммитах глав государств-членов АСЕАН и в рамках министерских совещаний и консультаций. Техническим обеспечением, координацией и мониторингом деятельности занимается Секретариат АСЕАН, расположенный в Джакарте (Индонезия).

Сам механизм принятия решений также отражает упомянутые принципы и даже получил особое наименование – «ASEAN Way». По каждому вопросу проводятся тщательные консультации, длительные обсуждения, а решения принимаются медленно и поэтапно и только в случае достижения консенсуса. При этом любое из государств может воспользоваться принципом «ASEAN-X», который подразумевает, что, в целом поддерживая какую-либо из инициатив, страна может отложить ее реализацию на неопределенное время. К примеру, этот механизм задействован в процессе введения в действие программы самостоятельной сертификации экспортеров и системы «единого окна АСЕАН», запущенных в форме пилотных проектов лишь в отдельных государствах-участниках.

В АСЕАН фактически отсутствуют механизмы контроля и принуждения к выполнению взятых на себя обязательств. Это приводит к задержкам и отставаниям в графиках проведения намеченных мероприятий, к примеру, в работе по сокращению нетарифных барьеров в торговле или сроках запуска систем электронного документооборота.

В целом, несмотря на упомянутые ограничения, странами уже достигнуты определенные успехи на пути интеграции, что и отражено в объявлении о создании Экономического сообщества АСЕАН. При этом отсутствие единого договора о формировании Экономического сообщества хорошо демонстрирует отсутствие четко регламентированных интеграционных процедур в АСЕАН в отличие от Европейского союза или Евразийского экономического союза.

Экономическое Сообщество: достижения и перспективы

Торговля товарами

Значительные успехи достигнуты в отношении снижения таможенных пошлин при торговле внутри АСЕАН. Импортные тарифы в шести странах АСЕАН – Брунее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах уже обнулены по отношению друг к другу на 99% товарных позиций (100% в Сингапуре). В то же время в Малайзии сохраняются импортные пошлины на рис (20%), табачную продукцию и ее заменители (5%), алкогольную продукцию. В Индонезии – на рис (25%), сахар (5-10%) и алкогольную продукцию. На Филиппинах – на некоторые виды мясной продукции (5%), посевной рис (35%) и сахар (5%). 5% импортная пошлина во всех этих странах сохраняется на свежие цветы, необжаренный кофе и мякоть кокосового ореха.

Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма обнулили тарифные пошлины примерно на 90% товаров. На остальные позиции пошлины должны быть снижены до нуля к 2018 году с некоторыми исключениями.

Преференциальный тарифный режим предоставляется товарам, полностью или частично произведенным на территории стран АСЕАН . В последнем случае региональная добавленная стоимость продукции должна быть не менее 40% и может рассчитываться двумя способами - прямым и косвенным.

Прямой способ: Сумма стоимости происходящих материалов, частей и товаров CIF, прямых затрат на труд (зарплата, вознаграждения и иные выплаты, непосредственно связанные с производственным процессом), накладных расходов, иных издержек и прибыли деленная на стоимость FOB и умноженная на 100%.

Косвенный способ: Разница стоимости FOB и стоимости произведенных за пределами Ассоциации материалов, частей, товаров деленная на стоимость FOB и умноженная на 100%.

Накладные расходы включают издержки на аренду, страхование, ремонт, техническое содержание и амортизацию недвижимого имущества, занятого в производстве, налоги на имущество, аренду оборудования и проценты по кредитам, обеспечение безопасности объекта, страхование оборудования и материалов, расходы на электроэнергию, воду, научные исследования, инженерные изыскания, дизайн, лицензионные взносы и оплату авторских прав, контроль и тестирование товаров и материалов, хранение и транспортировку по фабрике, таможенные пошлины и портовые сборы, налог на импорт налогооблагаемых компонентов.

Стоимость непроисходящих материалов и компонентов рассчитывается по CIF на момент импорта, если он может быть подтвержден, либо указывается наиболее ранняя подтверждаемая цена, зафиксированная в стране АСЕАН, где будет проводиться производственный процесс.

Если при переработке материалов и сырья не происходит изменения категории товара в товарной номенклатуре на четырех знаках, то стоимость материалов, произведенных за пределами АСЕАН, не должна превышать 10% от стоимости FOB.

В случае использования для создания конечной продукции товаров, произведенных в другом государстве АСЕАН, конечная продукция считается происходящей из страны конечной обработки.


Странами были взяты на себя обязательства по снижению и устранению нетарифных барьеров на внутреннюю торговлю , однако прогресс на этом направлении остается минимальным. По данным UNCTAD и Института экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (ERIA) в странах АСЕАН действует около 4000 нетарифных барьеров, из них примерно 1500 относятся к категории санитарных и фитосанитарных мер.

В целях стимулирования внутренней торговли предпринимаются усилия по упрощению в странах-участницах таможенных процедур. В частности, была составлена общая товарная номенклатура АСЕАН , основанная на гармонизированной номенклатуре Всемирной таможенной организации. Также создается единый информационный портал – торговый репозитарий АСЕАН (ASEAN Trade Repositary) , к которому будут подключены национальные репозитарии каждой из стран, содержащие электронные версии всех документов и правовых актов, связанных с торговлей и таможенными процедурами (на настоящий момент полностью завершено формирование национальных репозитариев Индонезии, Малайзии, Лаоса и Таиланда).

Другая актуальная инициатива касается создания единого таможенного «окна» АСЕАН (ASEAN Single Window) . В рамках проекта все национальные системы «одного окна» будут объединены в единую сеть обмена таможенной информацией. Так, например, пройдя таможенные процедуры по ввозу товара в одну из стран Ассоциации, импортеру не придется проходить аналогичные процедуры при дальнейшей транспортировке того же груза в другое государство блока – вся необходимая информация будет храниться в региональной базе данных. Аналогичным образом, трейдеры и таможенные брокеры, зарегистрированные в системе «единого окна» АСЕАН, будут добавлены в базу всех десяти стран. На данном этапе Малайзия, Таиланд, Вьетнам и Индонезия уже тестируют систему. Остальные участники присоединятся к программе после 2016 года.

Страны-участницы также приняли единую форму сертификата о происхождении товара (Form D). Постепенно вводится механизм самостоятельной сертификации . По этой схеме сертифицированные экспортеры могут декларировать соответствие правилам происхождения своих товаров непосредственно в счете-фактуре (инвойсе) без необходимости отдельно получать сертификат о происхождении. В тестовом режиме самостоятельная сертификация проводится в рамках пилотных проектов между Сингапуром, Брунеем, Малайзией, Таиландом, Камбоджей и Мьянмой, а также между Лаосом, Индонезией, Вьетнамом, Таиландом и Филиппинами.

Еще одно направление в работе по упрощению условий внутрирегиональной торговли включает в себя введение общих технических регламентов и подписание двусторонних соглашений об их взаимном признании между странами-участницами . В настоящее время были подписаны соглашения о взаимном признании стандартов на электронное и электрическое оборудование, медицинскую и косметическую продукцию. Готовятся соглашения о взаимном признании стандартов готовых продуктов питания, продукции автомобильной и строительной отраслей. Ведется работа в сфере гармонизации регламентов и стандартов сельскохозяйственной продукции и безопасности продуктов питания.

Меры, принимаемые странами АСЕАН по гармонизации и упрощению регуляторной торговой политики, ориентированы не только на стимулирование торговли внутри блока, но и на встраивании региона в международные производственные и логистические цепочки. Доля внутрирегиональной торговли товарами с 2007 по 2014 годы практически не изменилась, оставшись на уровне чуть больше 24% от общей стоимости, тогда как в абсолютных значениях товарооборот между странами АСЕАН увеличился в полтора раза (с 402 до 608 млрд.долл. США). Объемы торговли с третьими странами за тот же период возросли с 1,2 трлн. до 1,92 трлн. долл. США.

Доля Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы в торговле государств–членов Ассоциации с миром практически удвоилась (с 8% в 2007 до 15,2% в 2014). Причем объем экспорта из этих стран вырос в два раза сильнее, чем объем импорта (экспорт - с 5,9% (2007) до 13,3% (2014), импорт – с 9,2 до 13,3%), что демонстрирует большую значимость положительных эффектов от региональной интеграции для участников с невысоким уровнем экономического развития.

Приоритетные отрасли

В рамках формирования Экономического Сообщества АСЕАН государства-участники выделили 12 приоритетных отраслей . Их интеграция должна послужить примером и стимулировать аналогичные процессы в других секторах. В число приоритетных направлений вошли производство электроники, электронная торговля, медицина, лесная и автомобильная промышленность, производство каучука и продукции из него, текстильная промышленность, сельское хозяйство, рыбный промысел, авиаперевозки, туризм и логистика.

В каждой из приоритетных отраслей формируется более узкий список товаров и услуг, по которым ведется конкретная работа по созданию единых национальных стандартов, унификации требований к регистрационным и сертификационным документам, выявлению технических барьеров в торговле. Так, в сфере производства косметических средств больше не требуется обязательная предварительная регистрация до выхода продукции на рынок, достаточно простого уведомления в контрольные органы с последующим прохождением постпродажного контроля. Экспорт косметики из АСЕАН вырос с 3,5 млрд. долл. США в 2007 году до 7,9 млрд. долл. в 2014 году, аналогичные показатели и по импорту косметической продукции в АСЕАН.

Ведется разработка Общего технического досье АСЕАН для лекарственных средств , рынок которых в АСЕАН в 2014 г. оценивался примерно в 25 млрд. долл. США. В результате подобных инициатив предполагается, что произведенная и сертифицированная в одной из стран АСЕАН продукция может быть реализована на всем пространстве Сообщества без дополнительных проверок и уплаты таможенных пошлин.

Торговля услугами

Доля сектора услуг в экономиках стран АСЕАН занимает от 35% до 66% ВВП. Большую часть экспорта в 2013 году составили услуги в сфере путешествий (37,1%), иные деловые услуги (22,1%) и транспортные услуги (21,8%). Согласно Рамочному соглашению о торговле услугами, государства-члены АСЕАН последовательно снимают все ограничения по торговле и доступу к рынкам услуг для компаний друг друга и вводят запрет на принятие новых ограничительных мер. Обязательства по либерализации сферы услуг не выходят за рамки обязательств большинства стран о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в рамках ВТО.

Финансовые услуги

Наиболее содержательно проработана стратегия развития общего рынка финансовых услуг. В ее целях - создание интегрированной финансовой системы. Основные усилия при этом направлены на развитие рынка капитала, либерализацию рынка финансовых услуг и движения капиталов. В то время как конкретные действия остаются в ведении каждого из государств-участников, было сформулировано две инициативы по продвижению региональной интеграции банковского и страхового секторов. Первая подразумевает формирование системы Квалифицированных банков АСЕАН (Qualified ASEAN Banks) , которые смогут действовать в других государствах-участниках на равных условиях с домашними банками. На данном этапе договоры о признании банков квалифицированными принимаются на двусторонней основе. К 2018 году у каждого государства из «большой пятерки АСЕАН» - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины - должно быть подписано хотя бы одно подобное соглашение с любым другим членом Ассоциации. К 2020 году к ним должны присоединиться остальные участники.

Инвестиции

Привлечение инвестиций – насущная потребность каждой из стран для поддержания своего экономического развития, а потому и приоритетная при обсуждении региональной повестки. В рамках АСЕАН достигнуто соглашение о постепенной либерализации всеми участниками инвестиций в пять основных секторов: сельское хозяйство, рыбная и лесная промышленность, разработка месторождений и обрабатывающая промышленность. Кроме того, в программных документах зафиксированы общие принципы и цели обеспечения открытого и свободного инвестиционного режима как по отношению к инвесторам из остальных членов АСЕАН, так и к инвесторам из третьих стран, внедрению передовых мировых практик по защите прав инвесторов и интеллектуальной собственности, сокращению количества секторов с ограничениями иностранного участия. При этом инвестиционная политика осуществляется каждой из стран независимо от других.

В числе общих тенденций странами были запущены институциональные реформы и введены поправки в законодательство, касающиеся иностранных инвестиций как из АСЕАН, так и из других государств. Практически в каждой из стран ограничения по инвестициям зафиксированы в национальном законодательстве в форме негативных списков (т.е. перечислены только сектора, где есть ограничения, во всех остальных государства берут обязательства ограничений не вводить), что делает процесс более прозрачным и предсказуемым. На 2014 год приток иностранных инвестиций в страны АСЕАН составил более 136 млрд. долл. США, увеличиваясь примерно на 15,7% ежегодно в течение последних семи лет и превысив объем инвестиций в Китай за тот же период. Основная часть иностранных инвестиций идет в обрабатывающую промышленность, оптово-розничные продажи, недвижимость и добывающую промышленность. Две трети инвестиций поступают из ЕС, самих стран АСЕАН, США и Гонконга. Крупнейшим региональным инвестором по статистике является Сингапур, однако большинство инвестиций государства на самом деле совершаются зарегистрированными там дочерними предприятиями иностранных компаний.

Генеральный план взаимосвязанности

Единая концепция, лежащая в основе Сообщества АСЕАН, сформулирована в Генеральном плане по взаимосвязанности («Master Plan on Connectivity») и подразумевает как региональную систему физической инфраструктуры, так и институты, механизмы региональной интеграции и межличностные контакты.

По различным подсчетам до 2025 года странам АСЕАН будет ежегодно требоваться около 110 млрд. долл. США для развития намеченных программ в сфере электроэнергетики, транспорта, системы водоснабжения и канализации, а также ИКТ.

Интегральной частью процесса формирования Экономического Сообщества АСЕАН является план по созданию региональной транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры.

Странами согласован проект единой системы электросетей, в которую входят как существующие, так и планируемые к строительству участки линий электропередачи. Интегрированная энергосистема позволит странам Ассоциации покрыть увеличивающиеся потребности в электроэнергии, которые по прогнозам Международного энергетического агентства к 2035 году возрастут на 80%, а также повысить энергетическую безопасность в регионе. Для осуществления этого плана странам придется инвестировать порядка 990 млрд. долл. США в совместные трансграничные проекты и в национальные энергетические отрасли.

Двумя другими крупными проектами являются сеть автомагистралей длиной 38 400 км, железнодорожная сеть Сингапур-Куньмин (Китай), связывающая Сингапур, Малайзию и страны остальные страны континентальной Юго-Восточной Азии с Китаем, а также проект Трансасеановского газопровода. Трансасеановский газопровод длиной 4 500 км потребует инвестиций в 7 млрд. долл. США. Сюда не включены расходы на оборудование пунктов регазификации, необходимые с учетом приоритета, отдаваемого использованию СПГ.

До 2020 года АСЕАН понадобится около 33 млрд. долл. США на развитие аэропортов. Наиболее крупные проекты по строительству новых и модернизации старых аэропортов реализуются в Индонезии (15 млрд. долл. США), на Филиппинах (строительство нового аэропорта в Маниле за 10 млрд. долл. США).

Среди проектов морской инфраструктуры крупнейшими являются планы по строительству порта Танджунг Приок (Индонезия) – 4 млрд. долл. США, Батаан и Давао Саса (Филиппины) – 18,5 млрд. и 422 млн. долл. США, Чабанг (Таиланд) – 3,8 млрд. долл. США.

Масштабные проекты в сфере телекоммуникаций включают, к примеру, планы по строительству 17 000 вышек в Мьянме и поставок соответствующего оборудования.

Подобные расходы невозможно покрыть исключительно государственными источниками финансирования. В этой связи государства-участники АСЕАН все активнее проводят политику по привлечению ПИИ.

Источники финансирования инфраструктурных проектов

Помимо государственного финансирования страны активно ищут альтернативные источники для покрытия расходов на инфраструктурное строительство. Ими выступают Всемирный банк и Азиатский банк развития. Кроме того, был сформирован Фонд инвестиционного сотрудничества Китай-АСЕАН с бюджетом в 10 млрд. долл. США, Инфраструктурный фонд АСЕАН (485 млн. долл. США). Ассоциация также рассчитывает получать финансирование от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

По оценкам Секретариата АСЕАН значительные средства можно привлечь из финансовых учреждений государств-участников , в частности, асеановского рынка долговых обязательств (1 трлн. долл. США), фондовых бирж стран АСЕАН (2 трлн. долл. США), банков стран АСЕАН (4,6 трлн. долл. США), страховых компаний (504 млрд. долл. США), пенсионных фондов стран АСЕАН (38 млрд. долл. США). При этом достаточно зрелые рынки капитала в Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах открывают широкий доступ к различным финансовым инструментам.

Растет доля частных иностранных инвестиций в инфраструктуру , в 2014 году ПИИ в недвижимость и инфраструктуру составили 15% от общего объема вложений или 20,4 млрд. долл. США. На этом фоне увеличивается роль китайских компаний в инфраструктурном секторе как в качестве владельцев и инвесторов, так и в роли подрядчиков на выполнение проектов. По экспертным оценкам китайские компании вложат 50 млрд. долл. США в инфраструктурные проекты до 2017 года. Участие во многих проектах строительства и модернизации энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры принимают японские, корейские, американские и европейские корпорации.

Переход к государственно-частному партнерству (ГЧП) становится все более распространенной и поощряемой формой осуществления крупных, в том числе инфраструктурных, проектов на территории стран АСЕАН. В качестве инструментов по продвижению проектов ГЧП странами применяются меры фискальной поддержки, предоставляются бюджетные субсидии для покрытия рисков рентабельности социально значимых проектов, создаются целевые фонды и единые центры мониторинга и координации проектов ГЧП, обновляется соответствующее законодательство.

Развитие регионального бизнеса

Интеграция внутри АСЕАН постепенно приводит к формированию крупных региональных компаний и производственных цепочек.

ТНК

Все больше крупных мировых компаний наращивают свое присутствие в регионе, рассматривая АСЕАН в качестве единого рынка и учитывая при выборе направления деятельности конкурентные преимущества каждой из стран с целью формирования комплексных производственно-логистических цепочек в том числе для последующего выхода на рынки третьих стран.

Так, крупный инвестиционный и торговый конгломерат «Marubeni Corporation» (Япония) ведет свою деятельность в Камбодже, Вьетнаме, Таиланде и на Филиппинах (производство электроэнергии), в Мьянме (производство картона, доля в СЭЗ) и Индонезии (энергетическая инфраструктура). Компания «Hitachi» открыла дочернюю компанию «Hitachi Infrastructure Systems (Asia)» в Сингапуре, которая также занимается бизнесом инфраструктурных сетей в Таиланде, Индонезии, Камбодже и на Филиппинах.

Концерн «Coca-Cola» запустил производство в Мьянме и Камбодже. Компания «Volvo» (Швеция) объявила в 2014 году о расширении своей сети в Малайзии и дополнительных инвестициях в размере 23 млн. долл. США в течение последующих 3-5 лет. «Volkswagen» планирует построить завод стоимостью 140 млн. долл. США в Индонезии и вложить 1,29 млрд. долл. США в новое предприятие в Таиланде по производству энергоэффективных автомобилей. В сферу интересов крупных компаний все активней попадает асеановская «четверка» - Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма, которую отличает относительно низкая стоимость рабочей силы, наличие различных природных ресурсов и возможности выхода на рынки остальных стран Юго-Восточной Азии и Китая.

Региональные ТНК

Расслоение внутри АСЕАН по уровню экономического развития между странами приводит к тому, что крупные международные и региональные компании переносят производство в страны с более дешевой рабочей силой (в Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Индонезию) с последующей поставкой произведенной там продукции на рынки более развитых государств-участников. Так, компания «Nikon» перенесла производство деталей из Китая в Лаос, откуда затем экспортирует их на другие предприятия с более высокотехнологичным производством, расположенные в Таиланде. Таким образом, в регионе активно используются возможности создания трансграничных производственных цепочек.

Показательным примером успешного регионально ориентированного бизнеса может служить малайзийская авиационная компания «AirAsia». За десять лет из бывшего государственного предприятия с огромными долгами она превратилась в одного из крупнейших мировых авиаперевозчиков и стала первой авиакомпанией «лоукостером» в Азии. 65 из 95 маршрутов авиакомпании лежат в Юго-Восточной Азии. У «AirAsia» 15 хабов в регионе, среди ее сотрудников представители различных стран АСЕАН, в ее планы входит создание дочерних компаний в других странах Юго-Восточной Азии помимо Малайзии. Авиакомпания активно выступает в качестве сторонника тесной региональной интеграции и таких инициатив, как «единое небо АСЕАН» и свобода движения трудовых ресурсов.

Филиппинская сеть ресторанов быстрого питания «Jolibee Foods Corporation» (JFC) начала свою деятельность с открытия кафе-мороженого в Маниле, а спустя 10 лет вошла в список 100 крупнейших компаний Филиппин с собственными ресторанами в Брунее, Сингапуре, Вьетнаме и Гонконге. Впоследствии JFC приобрела доли в нескольких сетях китайских фастфудов, азиатских и западных франшиз ресторанов быстрого питания. Цепь поставок JFC включает продукцию не только из Филиппин, но и других стран АСЕАН, к примеру, кофе импортируется из Вьетнама, специи - из Малайзии, Индонезии и Сингапура. По утверждению главы корпорации, региональная интеграция и либерализация движения товаров внутри АСЕАН позволяют компании строить эффективные цепочки создания ценности и предоставлять конечному потребителю качественную продукцию по доступны ценам.

Компания «Banyan Tree Holdings Limited» , базирующаяся в Сингапуре, создала мировой бренд туристических курортов, спа, отелей и курортной недвижимости класса «luxury». Начав со строительства первого курорта на Пхукете (Таиланд), к настоящему моменту компания владеет отелями или предоставляет иные услуги в туристической сфере в 28 странах Восточной Азии, Ближнего Востока, Америки, и Африки.

Вьетнамская компания «Trung Nguyen Coffee Corporation» за 7 лет своей деятельности превратилась в крупнейшего производителя и экспортера кофе во Вьетнаме, создав собственный бренд «G7». Начав с расширения своей деятельности на Сингапур, сейчас компания экспортирует свой кофе в 60 стран мира.

Таиландская «Bangkok Dusit Medical Group» стала одной из крупнейших частных медицинских компаний в Юго-Восточной Азии, с филиалами по всему Таиланду, в Камбодже и Лаосе, а также предлагающей медицинские услуги для международных клиентов.

Расширяют свои сети и асеановские банки. Крупнейший в регионе «DBS Group Holdings» (Сингапур) имеет свои офисы во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Мьянме, Таиланде, на Филиппинах, в Китае и Японии, в ОАЭ, Великобритании, США и других странах мира. Крупнейший в Малайзии и четвертый по размерам асеановский банк, «MayBank» действует во всех странах АСЕАН, кроме Таиланда. В будущем получение статуса квалифицированных банков позволит подобным крупным финансовым организациям, уже открывшим свои филиалы в других странах АСЕАН, снизить существующие издержки, а более мелким банкам, не имеющим возможности поддерживать иностранные филиалы, выйти на соседние рынки, действуя наравне с местными игроками.

Быстрыми темпами растет сегмент электронной торговли. В 2015 году ведущий в регионе АСЕАН онлайн-ритейлер «Lazada Group» по собственным оценкам достиг показателя в 1,3 млрд. долл. США по валовой выручке всех продавцов электронной площадки на шести рынках Юго-Восточной Азии. Вторая по занимаемой на региональном рынке доле компания электронной торговли, специализирующаяся на индустрии моды, «Zalora Group» ведет свою деятельность на 11 рынках – в Малайзии, Индонезии, Брунее, Сингапуре, Гонконге, Вьетнаме, Таиланде, на Филиппинах, Тайвани, в Австралии и Новой Зеландии, а ее выручка в 2015 году составила 234 млн. долл. США.

Заключение

Экономическая интеграция на пространстве АСЕАН демонстрирует осознанный выбор странами-участницами стратегии на глубокую вовлеченность в мировые экономические связи. Создание единого рынка товаров и услуг, помимо активизации и наращивания региональной торговли, имеет своей целью повышение конкурентоспособности региона путем привлечения международного капитала и формирования благоприятных условий для появления местных игроков мирового уровня.

Учитывая существующие различия между странами АСЕАН по экономическому развитию и всему набору их социо-политических особенностей, темпы продвижения к единому экономическому пространству невелики и достижения сильно разнятся в зависимости от участника. Тем не менее, о положительной динамике свидетельствует несколько фактов. Во-первых, это достаточно весомые результаты по одному из направлений экономической интеграции – снижению импортных пошлин. Во-вторых, начало реализации скоординированных мероприятий по повышению логистической, инфраструктурной и информационной взаимосвязанности региона. В-третьих, появление в течение последних 10-15 лет в пятерке наиболее развитых асеановских стран крупного бизнеса, сумевшего выйти не только на рынки соседних государств АСЕАН, но и успешно работающего по всему миру. В-четвертых, одним из показателей роста привлекательности региона в мире служит увеличение присутствия транснациональных компаний и рост их заинтересованности в использовании возможностей для бизнеса, которые предоставляют как промышленно развитые Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, так и развивающиеся Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. Достигнутая к настоящему моменту степень региональной интеграции уже позволяет многим компаниям выстраивать новые региональные производственные цепочки. Дальнейшее сближение регуляторной политики и технических процедур в производстве, торговле и инвестициях создаст возможности для дополнительного снижения издержек и использования конкурентных преимуществ каждой из стран.

В качестве приоритета развития страны АСЕАН ставят экономический рост, что отражается и в логике развития АСЕАН как интеграционного объединения. Правительства стран понимают, что обеспечение устойчивого экономического роста в условиях современной мировой экономики невозможно без постепенного отказа от протекционистских мер, открытия домашнего рынка и поиска способов для повышения своей конкурентоспособности. Углубляя интеграцию между собой, страны АСЕАН тем самым стремятся повысить свою привлекательность как единого региона, а за счет системы диалоговых партнерств и зон свободной торговли гарантируют вовлеченность в международные экономические связи, увеличивая свой вес в мировой экономике.

Таким образом, разнородность государств-членов АСЕАН не позволяет им быстро реализовать глубокую интеграцию на пространстве ЮВА, в связи с чем АСЕАН делает постепенные шаги в сторону создания единого рынка в отдельных секторах и направлениях. Вместе с тем, конкуренция в регионе заставляет их консолидироваться, в том числе на фоне заключения отдельными государствами-членами и АСЕАН в целом соглашений о свободной торговле с внешними игроками, в первую очередь Транстихоокеанского партнерства и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства.

Достигает почти 700 миллиардов долларов США. Совокупный экспорт стран АСЕАН превышает 300 миллиардов долларов США. Темпы роста внешнеторгового оборота в среднем составляют 14 % в год.
Уставными целями в Бангкокской декларации об учреждении Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества между странами-членами, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии .

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством мининдел страны-устроительницы очередного СМИД. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.

Внешнеполитическая деятельность Ассоциации определяется, в первую очередь, концепцией превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). АСЕАН занимается проблемами экономического и социального развития региона, привлечения инвестиций в бедные страны, развития новейших технологий, борьбой с наркомафией. Важным компонентом этой программы считается заключение в 1995 году Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия , который вступил в силу в марте 1997 года.

В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии. Базой для сотрудничества в этой сфере являются Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Схема промышленного сотрудничества (АИКО) и Рамочное соглашение о создании Зоны инвестиций в АСЕАН (АИА). Валютно-финансовый кризис, поразивший страны Юго-Восточной Азии в 1997 году, стал испытанием решимости стран АСЕАН продолжить политику экономической интеграции. Серьезные внутренние проблемы, с которыми столкнулись члены Ассоциации в ходе преодоления кризиса, отвлекли их от решения перспективных задач, ослабили солидарность стран. Например, Таиланд и Филиппины считали необходимым активизировать усилия с тем, чтобы быстрее вписаться в процесс международной глобализации, решительнее проводить в АСЕАН экономические и политические реформы. Однако государства Индокитая проявили более осторожный подход, выдвигая на первый план незыблемость принципов невмешательства во внутренние дела друг друга и консенсус в принятии важных решений как основу в деятельности Ассоциации. В результате некоторые страны-члены АСЕАН, по сути, взяли курс на самостоятельный поиск путей преодоления кризиса. Тем не менее, на официальном уровне неизменно подчеркивается приверженность коллективному решению региональных проблем. Благодаря принятым мерам в первой половине 1999 года большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и продемонстрировать определенные успехи в деле финансового оздоровления, экономического роста и привлечения иностранных инвестиций. Вместе с тем в рамках организации продолжает довольно остро стоять проблема выравнивания уровней экономического и социального развития между странами-членами и преодоления «раскола на богатых и бедных».

В 1970-е годы зародилась и успешно функционирует система так называемых диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Практическое взаимодействие с партнерами по диалогу обеспечивается с помощью системы специальных органов, среди которых головными являются Совместные комитеты сотрудничества. С 1994 года работает Асеановский форум по вопросам безопасности (АРФ), пленарные заседания которого проводятся также ежегодно в рамках конференции министров иностранных дел. В нем участвуют страны-члены АСЕАН и диалоговые партнеры Ассоциации.

Во второй половине ХХ века на планете начали преобладать тенденции к глобализации и интеграции национальных экономик. В период после Второй мировой войны в мире был создан ряд региональных межправительственных организаций. Одной из них стала формация АСЕАН. Страны Азии, входящие в ее состав, имеют ряд отличий в политическом, экономическом и культурном плане. Но все они объединились с целью взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего в валютно-финансовой, торговой и военной сфере.

Когда была образована Ассоциация государств Юго-Восточной Азии? Какова структура и главные цели деятельности данной организации? Какими ключевыми особенностями отличаются экономики стран-участников АСЕАН? Обо всем этом пойдет речь в нашей статье.

Краткий экскурс в историю. Создание АСЕАН

«Москва не сразу строилась», как говорится в одной известной песне. То же самое можно сказать и об этой международной организации. В регионе ей предшествовал военно-политический блок СЕАТО, а также альянс АСА (Филиппины, Малайзия, Таиланд). Но эти объединения оказались недолговечными по причине узости целей, поставленными перед ними. Государства Юго-Восточной Азии нуждались в более тесной и разноплановой интеграции.

8 августа 1967 года министры иностранных дел из пяти государств встретились в городе Бангкоке и подписали так называемую Декларацию АСЕАН. Страны-участники этой встречи (а это Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Филиппины) образовали костяк будущей организации. Именно этот день считается датой образования АСЕАН, а пять министров - отцами-основателями ассоциации. В дальнейшем состав АСЕАН увеличился ровно вдвое.

У создателей организации было два основных мотива:

  1. Стремление к экономическому возрождению и развитию.
  2. Желание дистанцироваться от ведущих держав мира, выйти из сферы их политического влияния.

Сокращенная аббревиатура организации происходит от первых букв ее официального названия. Полностью оно звучит так: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (в оригинале - A ssociation of S outh-E ast A sian N ations).

АСЕАН: общие сведения об организации

Штаб-квартира АСЕАН расположена в Джакарте (Индонезия). Генеральным секретарем (на 2017 год) организации является представитель Таиланда Сурин Питсуван.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии обладает огромными запасами различных природных ресурсов (минеральных, энергетических, водных, лесных). Кроме того, группировка занимает крайне выгодное географическое положение - на пересечении важных морских торговых путей. Эти два фактора способствуют развитию международной организации и углублению отношений между ее членами.

В то же время страны, входящие в АСЕАН, довольно сильно отличаются друг от друга в экономическом развитии, особенностях политического устройства, уровне жизни населения, культурных и религиозных традициях. Все это существенно тормозит интеграционные процессы внутри организации.

Состав АСЕАН

Мы уже назвали пятерку стран-основателей организации. Первое пополнение ее состава произошло лишь спустя 17 лет. Крохотный султанат Бруней, получивший независимость в 1984 году, сразу же стал членом АСЕАН. Вьетнам стал следующей страной, присоединившейся к этой международной группировке. Это случилось в 1995 году. Двумя годами позднее Ассоциация пополнилась еще парой новых членов - Лаосом и Мьянмой. В 1999-м к организации присоединилась Камбоджа.

Таким образом, страны-участники АСЕАН - это практически все государства Юго-Восточной Азии. За исключением лишь Восточного Тимора. Однако в 2011 году правительство этого маленького государства подало заявку на членство в организации. Поэтому вполне возможно, что в ближайшие годы регион Юго-Восточной Азии будет в полном составе представлен в Ассоциации. Пока же заявка Восточного Тимора «зависла» на стадии рассмотрения.

Таким образом, страны, входящие в АСЕАН на сегодняшний день, - это:

  • Индонезия.
  • Камбоджа.
  • Вьетнам.
  • Таиланд.
  • Мьянма.
  • Лаос.
  • Малайзия.
  • Бруней.
  • Сингапур.
  • Филиппины.

Основные цели работы организации

Еще в 1977 году вступило в силу соглашение, значительно упрощающее торговые связи между странами-участницами организации. В 1992 году в пределах АСЕАН была создана специальная региональная зона свободной торговли. По мнению многих экспертов, это событие стало главным достижением в работе Ассоциации. Еще одна важная победа АСЕАН - это подписание договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в пределах стран организации.

На сегодняшний день Ассоциация стран Юго-Восточной Азии ставит перед собой ряд важнейших задач. Среди них:

  • интенсификация экономического роста и социального прогресса государств в регионе;
  • укрепление стабильности и мира в странах Юго-Восточной Азии;
  • активное сотрудничество стран-участниц в сфере культуры, образования и науки;
  • поиск более эффективных способов ведения сельского хозяйства;
  • увеличение объемов региональной торговли между странами АСЕАН;
  • установление и налаживание прочных и выгодных связей с прочими странами и межправительственными организациями.

Структура АСЕАН

Наивысший структурный орган в АСЕАН - саммит лидеров стран-участниц. Он проходит каждые два года и длится три дня. Кроме этого, ежегодно осуществляются встречи и совещания министров финансов государств, входящих в организацию.

Всеми делами и насущными вопросами Ассоциации занимается постоянно действующий комитет, в состав которого входит министр иностранных дел председательствующей страны, а также послы остальных государств-участников организации. Председательствующая страна меняется каждый год, в соответствии с алфавитным порядком названий государств (на английском языке).

Помимо всего этого, в рамках АСЕАН ведется постоянная работа в 11 комитетах и 122 рабочих группах. Ежегодно Ассоциация организует и успешно проводит около 300 различных мероприятий.

Юридической базой организации выступает пакет из трех документов. Это Декларация от 8 августа 1967 года, так называемый Балийский договор (1976 год), а также Устав АСЕАН, подписанный в Сингапуре в 2007 году.

Страны АСЕАН: Филиппины

Филиппины - островное государство в Тихом океане, состоящее из более чем семи тысяч островов. Индекс человеческого развития (далее - ИЧР) средний (117-е место в мире). Страна является членом АСЕАН с 1967 года, с момента основания данной международной организации.

Филиппины - президентская республика с динамично развивающейся рыночной экономикой. Это аграрно-индустриальная страна с довольно развитой химической, текстильной, фармацевтической промышленностью, а также сельским хозяйством. Главные статьи экспорта Филиппин: бананы, ананасы, рис, кокосы. Страна вкладывает немалые деньги в развитие науки, в частности - агрономии, садоводства, медицины и педиатрии.

Индонезия

Индонезия - самое большое на планете островное государство, состоящее примерно из 13 тысяч островов. ИЧР средний (110-е место в мире).

Индонезия - аграрно-индустриальная страна, в которой наиболее развиты горнодобывающая отрасль, нефтепереработка и сельское хозяйство. На экспорт здесь выращивают рис, маниоку и сладкий картофель. Немалые доходы в национальный бюджет приносит и туризм. Несмотря на рыночный характер индонезийской экономики, роль государства в ней довольно велика и значима. В частности, государству здесь принадлежит более сотни крупных предприятий. Правительство также регулирует ценообразование в стране.

Таиланд

Таиланд - государство, расположенное на полуостровах Индокитай и Малакка. ИЧР высокий (89-е место в мире). Государство является членом АСЕАН с 1967 года и одним из его учредителей.

Таиланд - конституционная монархия. Это аграрно-индустриальная страна с развитой электроникой, сельским хозяйством и легкой промышленностью. Огромные доходы стране приносит туризм.

Сингапур

Сингапур - крошечное государство-город на южной оконечности Малаккского полуострова. Уникальная страна с бесплатным образованием, огромными налогами на автомобили и полным отсутствием налогообложения для IT-сферы. ИЧР очень высокий (11-е место в мире). Объем ВВП на душу населения - 51 600 долларов. Членом АСЕАН Сингапур является с 1967 года.

Сингапур - одно из богатейших и самых успешных государств во всем мире. За каких-то 30 лет страна совершила огромный скачок в своем развитии, во многом благодаря крайне выгодному географическому положению и умелому распоряжению финансовыми средствами. Здесь наиболее развита электроника, сфера услуг, судостроение и биотехнологии.

Малайзия

Малайзия - еще один «азиатский тигр», страна, добившаяся во второй половине ХХ века фантастических экономических успехов. ИЧР в государстве высокий (59-е место в мире).

Нынешняя Малайзия - государство с очень гибкой и динамично развивающейся экономикой. Автором «малазийского чуда» называют бывшего премьер-министра страны Махатхира Мохамада. Недра Малайзии чрезвычайно богаты нефтегазовыми ресурсами, оловом и прочими металлами. Тем не менее страна делает ставку на развитие электроники и туризма.

Бруней

Бруней - маленькое государство на берегу острова Калимантан, в котором проживает всего 400 тысяч человек. ИЧР очень высокий (31-е место в мире). Объем ВВП на душу населения составляет 71 759 долларов. Членом АСЕАН Бруней стал в 1984 году.

«Исламский Диснейленд» - так именуют эту страну за ее богатство и зажиточность. Виной тому - огромные запасы нефти и газа. Благодаря их добыче и экспорту государство может похвастаться одним из ведущих мест в Азии по уровню жизни своих граждан. Впрочем, никакие другие отрасли экономики в Брунее практически не развиваются.

Вьетнам

Вьетнам - государство на восточном побережье полуострова Индокитай. ИЧР средний (116-е место в мире). В 1995 году Вьетнам присоединился к организации АСЕАН.

Вьетнам - одна из немногих стран Азии, которая долгое время пыталась сохранить коммунистическую модель ведения хозяйства. Это государство до сих пор приходит в себя после затяжной войны, длившейся с 1962 по 1975 год. Вьетнам - аграрная страна с отсталой экономикой. Основные статьи ее экспорта: текстиль, морепродукты, обувь, изделия из пластика, а также мобильные устройства и аксессуары.

Лаос, Мьянма и Камбоджа

Лаос, Мьянма и Камбоджа - тройка беднейших государств в составе АСЕАН. Объем ВВП на душу населения в этих странах не превышает 2000 долларов. По индексу ИЧР они находятся на 138-м, 149-м и 143-м местах соответственно.

Лаос, Камбоджа и Мьянма - аграрные страны с довольно отсталыми экономиками. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве (в Лаосе - до 80 %!). Одним из главных факторов, сдерживающих развитие экономик этих трех государств Юго-Восточной Азии, является практически полное отсутствие инфраструктуры.

Лаос - крупнейший в Азии производитель опиума и героина. В 2015 году общая площадь плантаций опиумного мака в этой стране составляла свыше 5000 га. А вот в Камбодже достаточно неплохо развит туризм. Путешественников в эту далекую страну привлекают первоклассные пляжи, мягкий климат, низкие цены, вкусная кухня и местная экзотика.

В заключение…

АСЕАН - это та организация, которая сыграла немалую роль в экономическом развитии стран Юго-Восточной Азии. За несколько десятилетий этот регион превратился из откровенно отсталого в один из самых передовых. Еще одна заслуга АСЕАН состоит в значительном уменьшении локальных вооруженных конфликтов и споров в этой части планеты.

Одной из главных задач в работе организации на ближайшее будущее является постепенное преодоление глубокого разрыва в экономическом развитии между ее членами.