Примерная основная образовательная программа дошкольного образования успех. Успех примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Дыхание: теория и практика

Теория

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

С 01.12.2007 в Законе РФ «Об образовании» впервые появилось новое понятие «примерная основная образовательная программа». Разработку примерных образовательных программ как дошкольного, так и других уровней образования обеспечивают уполномоченные федеральные государавенные органы, возлагая, таким образом, на себя значительную долю ответственности за их содержание.

На основе примерных основных образовательных программ учреждения дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования должны самостоятельно разрабатывать соответствующие основные образовательные программы, в том числе дошкольные образовательные учреждения — основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, согласно действующему нормативному правовому обеспечению, определяют обязательную часть основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Ее объем составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации указанных программ. Такая обязательная часть (или примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) является одним из главных условий, факторов и средств сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, определения единого стратегического направления развития российской системы дошкольного образования.

Остальные 20% (и менее) времени, необходимого для реализации указанных программ, составляет часть, формируемая участниками образовательного процесса. В самом названии данной части отражены полномочия и сфера ответственности уже не уполномоченных федеральных государственных органов, а самих образовательных учреждений. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, является одним из главных условий, факторов и средств обеспечения вариативности современного дошкольного образования, так как именно она отражает и реализацию приоритетных направлений деятельности, и специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ.
«Успех» — первая примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
В 2008-2009 гг. Учреждением РАО «Институт стратегических исследований в образовании» совместно с представителями ФГУ ФИРО Министерства образования и науки РФ, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Московского педагогического государственного университета, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Челябинского государственного педагогического университета разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (далее — Программа).
Авторский коллектив: кандидат медицинских наук Н.О. Березина, кандидат психологических наук И.А. Бурлакова, доктор педагогических наук Е.Н. Герасимова, доктор педагогических наук А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук Т.И. Гризик, кандидат педагогических наук В.А. Деркун- ская, кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова, кандидат педагогических наук А.А. Дякина, доктор филологических наук И.Н. Евтушенко, кандидат педагогических наук Т.И. Ерофеева, кандидат педагогических наук В.Г. Каменская, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Т.Л. Кузьмишина, кандидат психологических наук, доктор философских наук, действительный член РАО Ю.А. Лебедев, кандидат педагогических наук О.Н. Сомкова, доктор медицинских наук М.И. Степанова, доктор педагогических наук И. В. Сушкова, доктор педагогических наук Л.В. Трубайчук, кандидат педагогических наук Н.В. Федина, доктор философских наук Л. В. Филиппова.
Научные руководители Программы — доктор психологических наук, действительный член РАО Д.И. Фельдштейн, доктор психологических наук, действительный член РАО А.Г Асмолов.
В 2009-2010 гг. Программа апробировалась в семи пилотных регионах Российской Федерации: Карачаево-Черкесской Республике, Хабаровском и Ставропольском краях, Челябинской, Липецкой, Московской областях, Санкт-Петербурге. Дошкольные образовательные учреждения в субъектах РФ для участия в апробации Программы выбирались по двум формальным критериям:
1) место расположения (ДОУ, расположенные как в городской, так и в сельской местности);
2) направленность групп детей дошкольного возраста (группы общеразвивающей и оздоровительной направленности).
По результатам апробации с учетом замечаний и предложений ее участников в Программу были внесены соответствующие изменения и дополнения.
Разработанная и апробированная Программа была представлена в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое после детального изучения направило Программу во все регионы РФ
для изучения и использования в качестве примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для разработки основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В Письме Департамента общего образования Минобрнауки России «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» от 22.07.2010 № 03-13 указано, что примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» разработана согласно и. 5.1 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2010, регистрационный № 16299).
В настоящее время Программа «Успех» является первой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Название Программы отражает основную миссию всей системы образования - формирование успешных граждан России.
Успешность маленьких Россиян — это результат их полноценного развития по направлениям: Социально-личностное развитие, Познавательно-речевое развитие, Единство физического развития и воспитания культуры здоровья, Художественно-эстетическое развитие.
Методологическая основа Программы «Успех»
Программа основывается на положениях в первую очередь отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте с учетом лучшего зарубежного опыта исследований в области дошкольной педагогики и психологии. Среди основных подходов к образованию детей дошкольного возраста рассматриваются следующие:
культурно-исторический;
деятельностный;
личностный.
Культурно-исторический подход к проблеме развития сформулирован в концепции Л.С. Выготского, в которой подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества. Ребенок «по бытию» рождается человеком, но станет ли он им по качеству, во многом зависит от той среды, в которой он воспитывается. При этом одно и то же средовое воздействие может по-разному сказываться на детях, имеющих различные возрастные и индивидуальные особенности.
Высшие психические функции (процессы, системы) у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы. При организации образовательного процесса с дошкольниками на них еще нельзя опираться в полной мере (как, например, при организации учебной деятельности с детьми школьного возраста) — их необходимо развивать.
Носителями культуры для ребенка являются в первую очередь взрослые. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми (социальный план). Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризи- руется), т.е. становится его индивидуальным достоянием (психологический план). Состояние развития ребенка определяется как уровнем его актуального развития (самостоятельно решаемыми задачами), так и уровнем ближайшего развития (задачами, решаемыми в сотрудничестве со взрослым).
Необходимо учитывать «реактивноспонтанный тип обучения» детей дошкольного возраста: обучение дошкольников по заданной взрослыми программе возможно только в том случае, если эта программа станет их собственной (интересной и значимой), а процесс усвоения образовательного материала будет происходить не преднамеренно, а в детских видах деятельности — игре, рисовании, чтении (слушании) книг, общении со взрослым и сверстниками, труде и т.п. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игра, которая рассматривается как обучение в адекватной форме. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка в дошкольный возрастной период.
Вышеназванные и ряд других положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского были развиты А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, П.Я. Гальпериным, A. В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, B. В. Давыдовым и др.
Центральной категорией деятельностного подхода к проблеме развития является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование. «Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием» . Между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность. Однако не всякие действия ребенка, по форме напоминающие ту или иную деятельность, будут являться ею (деятельностью) по сути. Если ребенок действует но заданию, желанию и воле взрослого, без учета собственных потребностей и интересов, его действия так и не станут подлинной деятельностью.
Личностный подход к проблеме развития логически вытекает из понимания дошкольного детства как периода становления базиса личности ребенка и в первую очередь предполагает:
развитие мотивационной сферы детей (непосредственных мотивов, обусловленных интересом ребенка к детским видам деятельности, а также широких социальных мотивов, опосредованных окружающим социумом);
формирование личностных качеств как приоритетное направление развития (альтернатива приоритету формирования интеллектуальных качеств ребенка дошкольного возраста);
утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками, т.е. совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей.
С данными подходами хорошо знакомы практические работники системы дошкольного образования. В течение нескольких десятков лет в пояснительных записках образовательных программ для дошкольного образования даются ссылки на вышеперечисленные и другие положения отечественной психолого-педагогической науки, но при этом само содержание программ зачастую им противоречит. До сих пор наиболее востребованные программные документы в практике дошкольного образования фактически полностью построены на основе учебной деятельности (предпосылки которой только формируются к концу дошкольного детства!), а основной формой работы до сих пор остаются специально организованные учебные занятия.

Игра является по сути не ведущей деятельностью возраста, а формой занятий либо дидактической (обучающей) игрой.
До сих пор большая часть дошкольных образовательных учреждений продолжает обучение детей «по реактивному типу», по заданной взрослым образовательной программе, не принимая во внимание положение Л.С. Выготского о реактивно-спонтанном типе обучения дошкольников, г.е. о возможности обучения детей дошкольного возраста по заданной взрослым образовательной программе только в том случае, если эта программа стала собственной программой ребенка. Проблема смыслов, мотивации образовательной деятельности решается чаще всего с помощью стереотипных и искусственных игровых приемов.
Ряд подобных примеров может быть продолжен. Именно поэтому для современного дошкольного образования по-прежнему актуальной остается проблема практической применимости основных концептуальных положений отечественной научной психолого-педагогической школы.
Основные особенности Программы «Успех»

Полное соответствие содержания и структуры Программы заявленным в ней концептуальным положениям и федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Уход от учебной (ЗУНовской) модели построения образовательного процесса с детьми дошкольного возраста и — соответственно — от набора ЗУНов как главного результата освоения Программы дошкольниками.

Программа обеспечивает построение образовательного процесса в соответствии с принципом возрастной адекватности или на основе учета возрастных физических и психических особенностей детей через:
а) организацию детских видов деятельности, ведущим из которых является игра;
б) выбор и использование педагогами соответствующих форм работы с детьми (игра, экспериментирование, коллекционирование, реализация проектов, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.), исключая в качестве основной формы учебное занятие.
Впервые игровая деятельность как ведущая деятельность возраста находится не на «задворках режима дня» дошкольников (утренний прием, вторая половина дня и др.), а наравне с другими детскими деятельностями включается в объем и содержание понятия «непосредственно образовательная деятельность», которой в режиме дня традиционно отводится самое продуктивное время — первая половина дня (после завтрака) или время наибольшей активности дошкольников.
Основные модели организации образовательного процесса — совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей. Возможность введения так называемого учебного блока и элементов учебной деятельности предусматривается в Программе для детей в возрасте от 6 до 7 лет в качестве «переходного периода», организационно подготавливающего воспитанников к последующему обучению в школе.
Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7 лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологические (личностные и интеллектуальные) новообразования и уровень физического развития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения. Промежуточные результаты освоения Программы (4, 5, 6 лет) разработаны в помощь педагогам в целях корректировки (при необходимости) образовательного процесса в группе,работы с семьями воспитанников, определения индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями или трудностями в освоении Программы.
3. Реализация принципа интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) образовательных областей, являющегося альтернативой «предметному» принципу построения образовательного процесса.
Раздел «Пояснительная записка» раскрывает практические пути и способы интеграции каждой из образовательных областей с другими образовательными областями. В разделе «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы» для каждой из образовательных областей перечислены примерные формы работы, среди которых (редко) можно выделить специфические, или свойственные конкретной образовательной области, и интегративные (их большинство), которые могут быть использованы для решения задач двух и более образовательных областей. Раздел «Содержание психологопедагогической работы по освоению образовательных областей» также наглядно демонстрирует педагогам интегративный характер (связанный с реализацией двух и более образовательных областей) большинства задач психолого-педагогической работы по реализации Программы.
4. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса с помощью международного и российского календаря праздников (событий).
Темы праздников, каждый из которых либо официально установлен российским государством, либо принят международной и (или) российской общественностью, по определению, значимы для общества и государства. Но они могут стать значимыми и для дошкольников как интересные события, которых можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе с семьей, сверстниками, со взрослыми и т.п.
Темы праздников доступны детям и способны вызывать у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Это:
события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

  • явления нравственной жизни (дни спасибо, доброты,друзей);
  • окружающая природа (дни воды, земли, птиц, животных);
  • мир искусства и литературы (дни поэзии, детской книги, театра);
  • традиционные для семьи, общества и государства праздничные события (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);
  • наиболее важные профессии (воспитатель, врач, почтальон,строитель).

Календарь праздников помогает педагогу выстроить годовой ритм работы группы. С одной стороны, он обеспечивает возможность годового планирования смысловых тем (так как известен воспитателю заранее), а с другой — жестко не привязывает образовательный процесс ни к заранее определенному перечню (любая запланированная тема может быть заменена на другое событие или другой праздник в соответствии с потребностями, предпочтениями и интересами детей), ни к конкретной дате реализации темы (процесс подготовки к празднику и проведения праздника — это пролонгированный процесс: от нескольких дней до нескольких недель).

Предложенный в Программе вариант реализации комплексно-тематического принципа обеспечивает также построение образовательного процесса в соответствии с общими принципами дидактики, например от простого к сложному (по спирали): с большинством праздников дети встретятся и в следующей возрастной группе, но при этом возрастет мера участия и сложность задач, решаемых каждым ребенком в ходе подготовки и проведения уже знакомых праздников.

Большинство педагогов-практиков отмечают, что праздники выполняют также функцию сплочения детского сада и семьи, являясь благодатной почвой для включения родителей в образовательный процесс.

Разнообразие тематики праздников определяет многообразие «живых» форм образовательной работы.
Кроме того, примерный календарь праздников, предложенный в Программе, при разработке формируемой участниками образовательного процесса части основной общеобразовательной программы конкретного ДОУ может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: а) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; б) специфику социально-экономических, национальнокультурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
5. «Успех» — первый программный документ, в котором учтена гендерная специфика образования дошкольников: на смену «бесполой» дошкольной педагогике, в которой редко встречались «мальчики» и «девочки», — в основном только «дети» или «ребенок», — приходит воспитание партнерских взаимоотношений между будущими мужчинами и женщинами.
Раздел «Возрастные особенности детей» впервые отражает характеристики личности ребенка, в том числе и как представителя определенного пола. Раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» направлен на формирование у детей гендерной идентичности и овладение ими способов общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола.
6. Программа выдвигает не только определенные федеральными государственными требованиями специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие задачи, на решение которых априори направлена реализация всех образовательных областей:
развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;
освоение позиции субъекта в детских видах деятельности;
развитие мотивационно-потребност- ной сферы;
формирование и развитие самопознания;
развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля;
развитие творческих способностей.
7. В соответствии с положением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования об обязательном психологическом сопровождении в Программе определены основные направления и задачи работы педагогов- психологов в части психологического сопровождения Программы.
8. Программа обеспечивает преемственность образовательного процесса ДОУ с образовательным процессом начальной школы: на нормативном уровне — с ФГОС начального общего образования, на программно-методическом уровне — с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования, УМК начального общего образования «Перспектива».
Направления преемственности:
единая теоретико-методологическая основа;
общие цели и линии развития детей;
учет принципа возрастной адекватности при выборе форм, средств, методов, приемов образовательной работы;
единство подходов к определению структуры и результатов освоения программ.
9. Структура Программы отличается от общепринятого варианта структурирования образовательных программ в системе дошкольного образования.
Традиционная структура образовательной программы основана на учете биологического возраста детей (в рамках каждой возрастной группы последовательно раскрываются возрастные характеристики, особенности организации жизни, примерный режим дня, содержание образовательной работы и др.). Данный способ построения программных документов был принят еще в первой половине 20 века, когда главной задачей системы являлась организация массового дошкольного воспитания, а центром педагогического поиска, соответственно, разработка фронтальных форм работы с детьми. Решение указанных задач не предполагало учета индивидуальных особенностей детей и личностно ориентированного подхода к образованию дошкольников.
Выдвижение на первый план развивающей функции образования, ориентирующей педагога на индивидуальные особенности ребенка, по определению, должно предполагать наличие иного структурирования Программы. Именно поэтому Программа, с одной стороны, учитывая потребности массовой практики дошкольного образования, в которой большинство дошкольных групп одновозрастные, частично содержит традиционную «разбивку» программного материала по возрастным подпериодам, а с другой — не ограничивает восприятие программного материала рамками одной возрастной группы детей, дает возможность педагогу самостоятельно определять: все ли дети его дошкольной группы соответствуют характеристикам детей данного возраста? возможно, часть воспитанников «убежала» вперед, а кто-то немного отстал? И соответственно так ли уж необходимо решать именно те задачи психолого-педагогической работы, которые перечислены в Программе по отношению к детям данной возрастной группы? возможно, кто-то уже нуждается в более сложном программном материале, а с кем-то еще необходимо при помощи взрослого пройти кусочек предыдущего пути?
В помощь педагогам-практикам и родителям детей, осваивающих Программу, в ее структуру включены дополнительные разделы:
«Основные понятия», или терминологический словарик;
«Циклограмма образовательной деятельности», представляющая собой смысловую, тематическую и организационную основы программы.
10. Процесс разработки и апробации Программы на всех этапах сопровождала гигиеническая, физиологическая и психологическая экспертиза, предполагающая тесное взаимодействие указанных специалистов с авторским коллективом Программы.
11. Программа ориентирована на реализацию в группах детей дошкольного возраста общеразвивающей и оздоровительной направленности всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В группах комбинированной направленности Программа может быть использована при условии комплексирования с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время осуществляется разработка полного методического обеспечения Программы, в составе которого: 1) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы; 2) методические рекомендации по реализации Программы; 3) демонстрационное полифункционал ьное пособие «Календарь» для детей всех возрастных групп; 4) советы родителям; 5) основные формы совместной деятельности взрослого и детей; 6) настольно-печатные и режиссерские игры, направленные на социальноличностное и познавательно-речевое развитие детей; 7) альбомы для рассматривания (художественно-эстетическое развитие); 8) хрестоматии, фонохрестоматии; 9) энциклопедии и др. Планируется также выпуск серии электронных образовательных ресурсов по реализации Программы в условиях как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи.
Заключить статью о первой примерной основной общеобразовательной программе «Успех» хотелось бы следующей цитатой из нее:
«Успех — это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех — признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу. Авторский коллектив желает всем педагогам Российской Федерации, реализующим примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, УСПЕХА!».
Н. ФЕДИНА, кандидат педагогических наук, заместитель директора по дошкольному образованию Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», Москва

«Успех» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработка которой осуществлена в соответствии с ФЗ «Об образовании». Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является программным документом, на основе которого каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования .

Наименование и определение Программы содержат две противоположные, но не взаимоисключающие характеристики – «обязательность» и «примерность». Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) свободно в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Успех"- это образовательная программа нового поколения. В центре программы- ребенок 21 века...

Лесенка успеха 2015 год. Культурные практики в дошкольном образовании.

Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...

Кандидат педагогических наук, заместитель директора по дошкольному образованию Института стратегических исследований в образовании РАО (ИСИО РАО), член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ, руководитель Центра развития дошкольного образования издательства «Просвещение», автор учебных пособий и программ.

В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).
Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они - партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок - это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.

Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста («учиться» на них обязательно надо, иначе взрослые будут недовольны!), а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий). Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников (событий) понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Авторы программы предлагают включить в календарь: события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей); явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных); мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра); традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) - ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.

И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех - это и признание окружающих, и одобрение достижений. Но успех не появляется из ниоткуда по мановению волшебной палочки. Успех - это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

«Возрастные особенности детей»,

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.

В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство».

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык».

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:

  1. Характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности(обозначены знаком «солнышко»);
  2. Задачи развития(цветок);
  3. Показатели развития (яблоко»);
  4. Базисные характер – ки личности (детское личико»).

К базису т.ж. относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В разделе «Общие условия реализации программы» даются рекомендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию.