Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Обладая от рождения уродливой внешностью, Эзоп имел острый ум. Горбатый карлик, проданный в рабство, Эзоп был родом из Фригии.
4 слайд
Описание слайда:
На одном из рынков Эзопа купил богатый грек Ксанф. Именно на острове Самос жил Эзоп вместе со своим хозяином и его семьей.
5 слайд
Описание слайда:
О биографии Эзопа и его мудрости рассказывает в книге «Занимательная Греция» М. Гаспаров: Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя». Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй. Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.
6 слайд
Описание слайда:
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог. После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» - «А море выпьешь?» - «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» - «Помоги!» - «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в. него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.
7 слайд
Описание слайда:
Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» - «Не знаю!» - «Как так не знаешь? Говори!» - «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа. Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» - «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек - один».
8 слайд
Описание слайда:
Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть. Дельфы сегодня.
9 слайд
Описание слайда:
Всем с детства известен сюжет о вороне, лисице и сыре, придуманный Эзопом. Прочитайте дословный перевод этой басни, сделанный Л. Толстым. Какая тема у этого произведения и отличается ли она от темы басни И. Крылова «Ворона и лисица»? Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
10 слайд
Описание слайда:
Что нового о жанре басни вы узнали благодаря знакомству с жизнью Эзопа? Что нового о художественном переводе вы узнали благодаря знакомству с творчеством Эзопа? Домашнее задание: -попробуйте найти свои примеры того, как особенности перевода влияют на смысл произведения; -напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, можно ли считать переводные произведения и их оригиналы самостоятельными произведениями; -напишите мини-сочинение на тему: «И. А. Крылов: создатель басен или их переводчик?» -узнайте, кто еще из зарубежных или русских писателей использовал в своем творчестве или переводил сюжеты басен Эзопа.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа №20 г. Одесса
Цель Ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности; Дать понятие о басне и аллегории, показать отличие басни от притчи; Выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа; Совершенствовать навык выразительного чтения.
Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. О мудрости Эзопа слагались легенды.
Судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек. Не любили знатные вельможи басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие.
Басни Эзопа
Работа с учебником Чтение статьи на стр.39 – 40 «О басне» на стр. 51
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль. Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
Чтение басен Эзопа Чем заинтересовали вас басни Эзопа? Кого осуждает Эзоп в своих баснях? К чему призывает? Какие аллегории использует Эзоп в баснях «Лисица и виноград», «Волк и Ягнёнок»?
Жанровое отличие и сходство басни и притчи притча басня 1.Нет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать сказка и пословица. 1.Жанр сатирической поэзии. 2.Поучение заключается в иносказательном виде. Притча должна быть разгадана, пережита. 2. Имеет чёткий вывод – мораль. 3.Персонажи безымянны, очерчены схематично, лишены характеров. 3. Герои – люди, животные, растения – являются носителями определенных черт характера. 4.Смысл в том, что нравственный выбор сделан человеком. 4. Осмеяние общественных и человеческих пороков. 5. Прозаическая форма. 5. Обычно стихотворная форма. 6. Небольшой по объёму рассказ. 7. Носит поучительный характер. 8. Использует аллегорию.
Эзоп
Басни
- Он - раб, но мудрее свободных;
он некрасив, но лучше красавцев.
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
поэт- баснописец
- О мудрости Эзопа слагались целые легенды, которые рассказывали о том, что он намного превосходил разумом своих современников.
- Он первый баснописец, имя которого известно.
- Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.
- Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
- Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
- Аллегория (от греческих слов «иной» и «говорю») – иносказание.
- Суть аллегории в том, что с помощью сравнения одного явления с другим создается конкретный образ, раскрывающий какое-то понятие.
Проверь себя
- Что такое басня? Из каких частей она состоит?
- Что такое мораль басни? Почему говорят, что басня обогащает
своих читателей?
- Подумайте, чем басня
отличается от сказки или
библейской притчи.
«Лисица и виноград»
- Перескажите басню близко к тексту.
- Найдите в тексте и зачитайте мораль басни.
- Подберите пословицы и поговорки, которые передают мораль этой басни.
- Какие аллегории использует Эзоп в басне «Лисица и виноград»?
«Отец и сыновья»
- На примере прочитанной басни раскройте понятие «эзопов язык».
- Расскажите, о чем эта басня.
«Волк и ягненок»
- Расскажите, какие недостатки раскрывает эта басня.
- Какие аллегории использует Эзоп в басне «Волк и ягненок»?
- Докажите, что прочитанные произведения – басни.
- Объясните, как вы понимаете выражение «эзопов язык».
- Какие вы знаете украи нские басни, написанные на сюжеты басен Эзопа?
Творческая работа: прочтите басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите мораль каждой из них.
- Собака и заяц
- Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то его лизала в губы. Изумился заяц и сказал: “Любезная, уж ты или не кусайся, или не целуйся, чтоб я знал, враг ты мне или друг.”
Творческая работа
- Лисица и барс
- Лисица и барс поспорили, кто красивее. Барс на все лады хвалился своей испещренной узорами шкурой, но лиса ему на это сказала: “Насколько
же я тебя красивее, раз у меня
не тело испещренное, а душа изощренная!”
Творческая работа
- Кошка и куры
- Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила
кур, как они себя чувствуют?
«Отлично! - сказали куры. – Но
только когда тебя нет
поблизости».
Творческая работа
- Лягушки
- Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы повеселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда прыгнуть, но другая сказала:
“ А если и здесь вода пересохнет,
как нам оттуда выбраться?”
Жанровые отличия и сходства басни и притчи
Сходство
Небольшое произведение, имеющее поучительный характер
Отличие
Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации
Заключена определенная идея
Истолкование басни многозначно
Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации
Диалог искусств
Д. Веласкес “Эзоп”
Эзоп.
Мраморный бюст, VI в. до н. э.
Басни Эзопа в иллюстрациях В. Холлара
Сделайте выводы
- Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?
- Подготовьте сообщение «Что объединяет басни Эзопа и библейские притчи?»
Слайд 1
Учитель литературы
Салимова Мадина Ганиятулловна
МОУ «Гуманитарная гимназия»
Сафоново - 2010
Literata.Ru
Слайд 2
Басня
Басня - один из древнейших литературных жанров,
короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе.
Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею.
Слайд 3
Приёмы баснописцев
- При помощи каких приёмов писатели-
баснописцы выражали свои мысли?
- Аллегория – иносказание;
метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления;
ирония – скрытая насмешка, иносказание).
Слайд 4
Аллегория
Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные.
Они не имеют собственных имён.
За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами
и недостатками.
Слайд 5
Эзоп (VI-V в. до н. э.)
- полулегендарный раб
с острова Самос,
живший в VI в. до н. э.,
автор множества басен,
ставших достоянием
европейской – земной культуры.
Его сюжетами пользовались
такие мастера басни, как
Лафонтен и Крылов.
Его афоризмы вошли в нашу жизнь...
Эзо́п 150 до н. э. Рим
(Villa Albani коллекция)
Слайд 6
Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы.
Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.
Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь.
Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Эзоп. «Крестьянин и дети»
Один крестьянин-виноградарь
Участок свой из края в край
Возделывал всегда, как надо,
Чтоб был высоким урожай.
Поняв, что дни уж сочтены,
Подумал, как найти бы средство,
Чтоб глупые еще сыны
Не растранжирили наследство.
Вот, сыновей к себе позвав,
Сказал, лозу не указав,
Что под лозой зарытый клад
В наследство им оставить рад.
Он умер. Сыновья, не зная
Где спрятан клад, лопаты взяли
И землю всю перекопали;
Клад не нашли, но урожая
Добились в этот год такого
Невиданного, право слово:
Он их обогатил стократ
Щедрее, чем заветный клад.
С тех пор известно на миру,
Что клад для человека - труд.
Слайд 10
Слайд 11
Ворон и лисица.
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Вспомните аналогичную басню И.А.Крылова.
Слайд 12
Слайд 13
Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?
- Иносказательное выражение мыслей.
- С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?
- Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.
Literata.Ru